СОШ 8 Подольск, МХК, Шлиман, Микены



Г е н р и х    Ш л и м а н    и    е г о    о т к р ы т и я


Юность
Шлимана


Блестящая
карьера


Подруга
жизни


Поиски Трои

Микены

Тиринф

Почести
на склоне лет


Книги

Ребусы

_________________

______________

автор сайта

За сенсационным открытием Трои, вскоре последовали и другие.
Шлиман решил подтвердить поэмы Гомера с другой стороны: показать, что Агамемнон (царь Микен и предводитель греков в Троянской войне) был историческим лицом. Согласно мифам, резиденция Агамемнона располагалась на полуострове Пело­поннес (очертаниями напоминает кленовый лист) в Микенах. «Златообильные Микены», «град многолюдный» — так назван этот город в «Илиаде» Гомера.


Вначале земля неохотно открывала свои тайны. Но, наконец, возле знаменитых Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений, рабочие наткнулись на прямоугольную шахту, уводившую в глубь скалы. Это оказалась могила, первая из пяти. Рабочие вынесли Шлиману драгоценности, золотые предметы, керамику. Так обнаружили царские гробницы, буквально ломившиеся от золота. Гробницы образовывали «некрополь» — так раньше назывались кладбища знатных людей.

Микены, кольцо царских гробниц



На фотографиях вы можете видеть кольцо царских гробниц, обнаруженных Шлиманом в Микенах. В них покоились останки 19 мужчин, женщин и детей. Дети были завернуты в погребальные пелены с кусочками золотой фольги. В глазах рябило от доспехов, оружия, золотых кубков для питья, брошей… Объем клада намного превосходил сокровища, которые Шлиман нашел в Трое. Шлиман дал телеграмму королю Греции о том, что обнаружены гробницы Агамемнона и его отца, Атрeя. После победного возвращения Агамемнона из Трои, он был коварно убит женой Клитемнeстрой (она накинула сеть на спящего мужа) и ее любовником (он заколол его мечом). Об этом убийстве и о том, как отомстила за смерть отца его дочь Электра и сын Орест, написана трагедия Софокла «Электра».
Перед вами фотографии и схема найденной Шлиманом «Сокровищницы Атрея». Она имеет купольную форму. Девять таких гробниц было найдено в Микенах.





   



35-метровый коридор, выложенный каменными плитами, ведет в купольную гробницу, высотой более 13 м. Она сложена из 33 рядов плит. Вход в гробницу быд перекрыт громадным каменным блоком весом 120 тонн.
Богатством и великолепием микенские гробницы превосходили все найденное Шлиманом раньше. «Все музеи мира, вместе взятые, не располагают и одной пятой того, что я нашел здесь» — писал он. Были здесь диадемы и короны, фигурки золотых фантастических животных, броши, кинжалы и мечи.

 

Железо было в те времена настолько редким, что его считали драгоценным металлом, и ценили выше золота и серебра. Кроме того, Шлиман нашел золотые маски (воспроизводили черты царей) и щиты, с которыми раньше погребали царей, чтобы оградить их от злых духов. Шлиман считал, что одна таких из масок, принадлежала Агамемнону, вождю ахейцев в Троянской войне.

Он гордо писал друзьям: «Я заглянул в лицо Агамемнона». Позднее другие ученые-историки доказали (как? — радиационный анализ), что на самом деле эта маска принадлежала другому царю, жившему на 400 лет раньше. Но маску эту по старой традиции называют «маской Агамемнона».
Города Крита не нуждались в укреплениях, их оберегало море. Ахейцы же строили города не на равнинах, а на высоких холмах, с которых хорошо просмат­ривалась окружавшая местность. От нападения врагов города защи­щали крепостные стены, сложенные из огромных грубо отесанных камней. Возведение стен приписывали одноглазым великанам циклопам (дословно «круглоглазым»), так как считали, что ворочать такие глыбы под силу лишь великанам. Такие стены и называют циклопическими. Планировка города была продумана на случай вражеской осады. Такой тип города называется акрополь, что по-гречески означает «верхний город», «кремль».


Микенский акрополь рассполагался на скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря. С севера Микены были защищены горой и со всех сторон окружены мощной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота — более 8 метров.





Микены, вид сверху


Реконструкция Микен

На фотографии ниже — одно из древнейших сооружений в мире — Львиные ворота (1350 год до нашей эры). Они имеют торжественный вид и ведут в хорошо защищенную микенскую крепость. В свое время проем в воротах закрывался мощными деревянными створками. Ворота украшены плитой с изображением двух львов, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Как два грозных стража, смотрят эти львы на всех входящих. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды.

Львиные ворота


Реконструкция, Львиные ворота


Микены, 1980

Самый известный из таких городов, Микены достигли своего расцвета после крушения Крита в 14-13 веках до нашей эры. На развитие первой греческой цивилизации — микенской — огромное влияние оказала минойская цивили­зация острова Крит; микенцы оказались наследниками более утонченной ранней культуры Крита.
Перед вами несколько фотографий с микенскими фресками. На мой взгляд, они не такие живые и изящные как фрески Крита. Нет подвижности форм; фрески, выражавшие жизнерадостное настроение и чувства критского мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет.

Дама, фреска, Микены


Женщины в очереди за водой, фреска, Микены


Тиринфянка, фреска, Тиринф


Дамы на колеснице, фреска, Тиринф


Охота, фреска, Микены


Рыбак, приносящий рыбу в жертву богам, фреска, Микены

Последняя фреска, кажется мне, чудесной. На ней запечатлен загорелый юноша со связками рыб в руках. Художник (думаю, что это был эмигрант с острова Крит) выразительно подчеркнул его широкие плечи, «стянул» талию, чтобы дать представление о гибкости тела. Связки рыб в руках рыбака как будто уравновешивают его фигуру. Красота этого юноши во многом предшествует греческим куросам.
Крутая лестница ведет к вершине естественного акрополя Микен, где сохранились остатки царского дворца, построенного между 1350 и 1330 годами до нашей эры. Внутри крепости располагался царский дворец и дома знати. В противоположность Криту, в Микенах покои царя и царицы располагались отдельно. Женскую половину дома называли гинекеей, мужскую — андрон.
Главной особенностью архитектуры микенских дворцов является отсутствие открытого центрального двора, а также новый тип помещения — мегарон (буквально «большой зал»). Его характерная композиция с портиком, вестибюлем и залом, в центре которого размещался очаг, предвосхищает черты греческого храма. В мегароне правитель Микен собирал приближенных на торжественные церемонии.

   

Посмотрите рисунок. Так выглядел в те времена микенский дворец.



   







Микенские воины в бою
   

В поход выступают отряды воинов, одетых в панцири и рогатые шлемы. Они вооружены копьями, мечами, луками и пращами. Решающей военной силой были боевые колесницы. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие разбойничьи походы по суше и по морю, это считалось доблестью. Острием копья утверждали они свое могущество по всему Эгейскому морю. Неслучайно их царские гробницы напичканы награбленным золотом. А вокруг крепости лежал нижний город, в котором ютились жалкие хижины ремесленников и крестьян, покоренных воинственными ахейцами.
Археологами в Микенах обнаружены глиняные таблички. Надписи на них удалось прочитать, оказалось, что микенцы приспособили к своему языку письменность, изобретенную на Крите. Таблички содержали списки земледельцев с указанием взимаемого с них налога, перечни рабынь, скота и другие записи.

* Чтобы совершить фотоэкскурсию по Микенам, нажмите здесь:

К предыдущей главе   /    К следующей главе