СОШ 8 Подольск, МХК, Прометей, страдания




      П р о м е т е й  —  с п а с и т е л ь     ч е л о в е ч е с т в а

Происхождение
    Прометея


Благодеяния
    Прометея


Страдания
    Прометея


Миф о Пандоре

Рассказ о
   гибели раба


Книги

Ребусы

_________________


______________


автор сайта
Своими великими дарами роду человеческому дерзкий и гордый Прометей прогневал Зевса, и он велел Гефесту приковать героя к одной из кавказских гор (Колхида, западная Грузия). Гефест любил своего друга Прометея и не хотел исполнять волю Зевса, но знал, что бывает за неповиновение. Слуги Зевса: Насилие и Власть, пригрозили Гефесту гневом Зевса, и тогда он приковал цепями руки и ноги друга. Каждый день к скале прилетал орел Зевса и клевал печень героя. За ночь она отрастала вновь, и его мучения продолжались.

Ван Бабурен, Прометей, приковываемый Гефестом


Frontier Jean-Charles, Гефест приковывает Прометея, 1744


Йорданс, Прикованный Прометей, 1640


* Чтобы увидеть картины Йорданса, нажми здесь:

Бронзино, Прометей, 1542


* Чтобы увидеть картины Бронзино, нажми здесь:


Рассел Элси, Прометей, 1994


Грипенкерл Кристиан, Прометей


Михайлов Григорий, Прометей


Мартинес Грегорио, Закованый Прометей, Прадо


Юпитер и Прометей, роспись потолка, Лувр

Однажды к скале Прометея в своих крылатых сандалиях спустился вестник богов Гермес. Зевс послал его потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избежать злой судьбы? Незнание будущего страшит даже всемогущего Зевса. Гермес от имени Зевса грозит Прометею ужасной карой за неповиновение. Но ни просьбы Зевса, ни угрозы не могут заставить непо­корного открыть тайну судьбы Зевса. Он с насмешкой отвечает Гермесу: «Нет таких мук, которыми Зевс мог бы устрашить меня и вырвать из моих уст тайну. Лучше быть прикованным к скале, чем стать слугой тирана Зевса!»
Так кончается трагедия Эсхила. Годы и века длились муки Прометея, но не сломлен его дух. Стоны титана слышали аргонавты, когда проплывали мимо кавказских гор, путешествуя в Колхиду в поисках золотого руна.
На Кавказе недалеко от Сочи в Агурском ущелье есть скала Прометея (это одна из Орлиных скал). Экскурсоводы любят показывать ее туристам. Считается, что именно к этой скале и был прикован Прометей.
Перед вами фотография этой скалы (сделана мной):


Местные жители рассказывают легенду о красивой девушке Агуре, которая (тайком от отца) единственная пробиралась по горным тропинкам к этой скале. Она промывала раны титана водой и давала ему напиться. Однажды в это время прилетел орел и, чтобы спастись от него, Агура бросилась со скалы в пропасть и, ударившись о камни, она обернулась быстрой горной речкой, бегущую у ног любимого. На речке есть несколько красивых водопадов. Шум падающей воды — это песня девушки Агуры. Эти ее песни слушал Прометей.

Агурский водопад
(высота 20 м)

Памятник Прометею
на Орлиных скалах

В узкий каньон (с высоты 20 м) воды Агурского водопада мощным потоком падают вниз в синее озеро диаметром около 30 м.
От водопада трона круто забирается наверх к Орлиным скалам. Путешест­венникам надо преодолеть этот подъем, чтобы добраться до высшей точки Орлиных скал, расположенной на высоте 379 м над уровнем моря. Здесь оборудована смотровая площадка. Отсюда открывается чудесный вид на вершины Кавказа. Внизу по дну ущелья струится горная река Агура, если присмотреться — видны даже все ее водопады. Недавно на смотровой площадке установлена бронзовая скульптура — разрывающий цепи Прометей.
И вот рождается Геракл — сильнейший из людей, могучий как бог. Во время своих странствий (одиннадцатый подвиг — добывание золотых яблок из сада Гесперид) он оказывается на Кавказе. С ужасом и жалостью смотрит Геракл на мучения титана.
Джоурди Поль, Прометей и океаниды


Прометей и Геракл


Бертин Николя, Геракл освобождает Прометея


Сюблейра Пьер, Геракл освобождает Прометея


Блох Карл Генрих, Освобождение Прометея


Грипенкерл Кристиан, Геракл освобождает Прометея

Прометей рассказывает о себе и о том, какие подвиги суждено совершить Гераклу. Прилетает орел и Геракл, выстрелив в него из лука, убивает его. Час освобождения настал. Геракл разбивает своей палицей оковы титана.
Но тут прилетает с высокого Олимпа Гермес. Он опять вкрадчиво и ласково уговаривает героя открыть тайну Зевса. Он говорит о том, что Зевс давно уже сожалеет о его наказании, и что рад простить его. И, наконец, могучий Прометей открывает тайну: «Зевс не должен вступать в брак с морской богиней Фетидой, так как от этого брака у нее родится сын и он будет сильнее своего отца. Пусть лучше боги отдадут ее в жены одному из смертных — Пелею, и тогда их сын Ахилл будет знаменитым героем».
Геракл просит Зевса освободить Прометея. Но его мучения должны длиться до тех пор, пока кто-то из бессмертных не отправится вместо Прометея в царство умерших. Тогда Геракл напоминает Зевсу о мудром кентавре Хироне. Нечаянно раненный стрелой Геракла Хирон терпит невыносимые страдания. Он обречен на них вечно, так как его рана неисцелима, а сам он бессмертен. Кентавр Хирон соглашается отдать свое бессмертие титану и вместо него сойти в Аид.
Ничто больше не мешает его освобождению. Геракл вырывает из груди Прометея острие, которым тот пригвожден к скале. Он свободен.В память о скале, где он терпел невыразимые муки, Прометей носит на пальце кольцо с камнем от той скалы. Так появилось первое кольцо украшенное камнем.
Пол Мэншип, Фонтан Прометей, Нью-Йорк, 1934




* Чтобы увидеть картины, изображающие Прометея, нажми здесь:



* Чтобы прочитать стихи о Прометее, нажми здесь:


* Чтобы прослушать симфонию Скрябина «Прометей», нажми здесь:

Скрябин Александр Николаевич (1872-1915), русский композитор и пианист. Музыка Скрябина — замечательная страница «серебряного века» русской культуры. В его сочинениях проступают черты новаторского, собственно «скрябинского» стиля. Он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств.
Наиболее известное сочинения Скрябина — сим­фоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»), сопровождавшаяся философским ком­ментарием. Имя античного героя в поэме символизирует «активную энергию вселенной, огонь, свет, жизнь, борьбу, мысль». Музыка «Прометея» — неудержи­мый поток, который сносит на своем пути все традиционные формы и гармонии, превращая произведение в непрерывно пульсирующий, пере­ливающийся всеми от­тенками сгусток звуковой плазмы, излучаю­щий колоссальную энергию.
«Прометей» написан абсолютно новым музыкальным языком.
Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, яркий новатор увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, хор без слов и партию света (впервые в музыкальной практике!!!).

К предыдущей главе   /    К следующей главе