СОШ 8 Подольск, МХК, Илиада, Ифигения




  « И л и а д а »   —   б и б л и я   г р е ч е с к о г о   н а р о д а

О Гомере

Яблоко
раздора


Суд Париса

Леда и Зевс

Похищение
Елены


Юность Ахилла

Ифигения

Осада Трои

Гнев Ахилла

Прощание Гектора с
Андромахой


Бой Ахилла
с Гектором


Гибель Трои

Парис и Энона

Книги

Ребусы ______________

______________

автор сайта
Более тысячи греческих кораблей собрались в Авлиде, чтобы плыть в далекую Трою, но ветер дул в противоположную сторону. Ветер послала Артемида, раз­гневанная на Агамеменона за то, что он убил ее лань. Артемида смилостивилась бы, если бы ей в жертву принесли дочь Агамèмнона — Ифигèнию.
Фейербах Ансельм, Ифигения, 1862, 1870
     

Чтобы увидеть картины Фейербаха, нажми здесь:

Опечалился Агамемнон, узнав об этом, но уступил просьбам своих воинов и послал гонца в Микены к жене Клитемнèстре с повелением привезти Ифигению в Авлиду — якобы Ахилл хочет обручиться с Ифигенией. Послал он и второго гонца, которому велел сообщить, чтобы Клитемнестра не везла дочь в Авлиду, но этого гонца перехватил Менелàй (брат Агамемнона).
Клитемнестра и Ифигения прибыли в лагерь греков, их случайно встретил Ахиллес, и мать приветствовала жениха своей дочери. Ахилл был удивлен этим и повел обеих женщин к шатру Агаменона. По дороге им встретился тот самый второй гонец, который объяснил, за чем мать и дочь вызвали в Авлиду. Видя отчаяние Клитемнестры, Ахилл решил помочь ей и Ифигении.
Что мог ответить Агамемнон разгневанному Ахиллесу и своей супруге? Не по своей воле решил он принести свою дочь в жертву Артемиде.

Давид Луи, Гнев Ахилла во время жертвоприношения Ифигении


Чтобы увидеть картины Давида, нажми здесь:

Жерар, Клитемнестра узнает, что Ифигению принесут в жертву


* Чтобы увидеть картины Жерара, нажми здесь:

Среди воинов началось волнение, но Ахилл с мечом в руках был готов до последней капли крови защищать Ифигению. Всех остановила Ифигения — она объявила, что добровольно готова идти под жертвенный нож ради общего дела. Покорился ее воле Ахиллес, хотя и жаль было прекрасную деву.
Спокойно шла Ифигения к жертвеннику в честь Артемиды. Агамемнон плакал и, чтобы не видеть смерть своей дочери, закрыл голову плащом. Вот уже нож коснулся юной девы, но свершилось чудо. Артемида похитила Ифигению, и вместо нее у алтаря оказалась лань, сраженная ножом. Ифигения же была перенесена Артемидой в далекую Таврùду (нынешний Крым), там девушка стала жрицей в храме богини. Ветер сменился на попутныйи и корабли греков-ахейцев отправились к далекой Трое.

Жертвоприношение Ифигении, фреска из Помпей


Артемида и Ифигения


Richard van Orley, Жертвоприношение Ифигении


Bertholet Flemalle, Жертвоприношение Ифигении, Лувр


Лафосс Шарль де, Жертвоприношение Ифигении, Версаль


Perrier Francois, Жертвоприношение Ифигении


Абель де Пюжоль, Жертвоприношение Ифигении


Худояров Павел, Жертвоприношение Ифигении, 1840


Тьеполо Джованни, Жертвоприношение Ифигении


Тьеполо Джованни, Жертвоприношение Ифигении


Чтобы увидеть картины Тьеполо, нажми здесь:

Steen Jan, Жертвоприношение Ифигении


Bramer Leonaert, Жертвоприношение Ифигении


Porter Leonard, Жертвоприношение Ифигении (незавершенное)


Aengus Dewar, Жертвоприношение Ифигении

Что же случилось позже с Ифигенией?
Верно служа Артемиде, Ифигения приносила ей кровавые жертвы, сбрасывая со скалы в море тех мореплавателей, которых заносило к берегам Тавриды. Отдыхающим в Крыму часто показывают скалу Ифигении близ Кастрополя — с нее то и сбрасывала путешественников Ифигения.




На 120 метров возвышается этот каменный бастион над Черным морем. Почти на полкилометра протянулся он вдоль берега. В центре образовалось глубокое ущелье, круто спускающееся к морю. А на вершине западного гребня скалы Ифигении, подобно мифическим зубам дракона, громоздятся десятки каменных пиков. Иногда глыбы туфа обваливаются, образуя каменные хаосы и осыпи, а у берега моря — миниатюрные островки.
Замечательное стихотворение написала Татьяна Карамелева об этой скале:
			Тропинка ускользает круто ввысь.
			Ты на скалу у моря поднимись.
			Увидишь полукружье крымских гор, 
			Услышишь моря громкий разговор.

			Поведает оно о старине,
			Как в Греции готовились к войне,
			Чтобы троярцев гордых покарить.
			Но шторм никак не даст судам отплыть.

			В раздумье погружен Агамемнон.
			Оракула призвал сегодня он.
			Ему открыл достойнейший мудрец,
			Когда утихнут волны наконец.

			Царем убита Артемиды лань.
			И ждет богиня горестную дань:
			Коль хочет царь суда свои вести,
			То в жертву дочь он должен принести.

			Но жребий брошен. И зовет он дочь.
			Прекрасна Ифигения: как ночь
			Струятся кудри, а ее глаза 
			Сияют, как морская бирюза.

			Бестрепетно под нож легла она.
			Тумана вдруг густая пелена 
			Закрыла Ифигению. И вот 
			Перед нею Артемида предстает.

			Богинею царевна спасена
			И в Крым внезапно перенесена,
			Где древний храм и белая скала.
			Она в том храме жрицею была.

			Когда луна всходила над скалой,
			Шли тавры в храм послушною толпою.
			Свершались жертвоприношенья там 
			Во славу древнегреческим богам.

			Нет нынче храма. Сквозь века скала
			Прекрасной девы имя пронесла.
			Где вымысел, где правда? На тропе 
			Видны лишь пятна бурые теперь. 

			Лишайник это иль кровавый след?
			Лишь море знает правильный ответ.
			И нет на свете жертвы, чтобы я 
			Не принесла вам, милые края.
Однажды в далекую Тавриду из Греции приплыл брат Ифигении Орèст со своим верным другом Пилàдом. Ифигения не узнала брата и приготовилась совершить страшный обряд. Но вид прекрасных юношей и их эллинская речь разбудили в жрице тоску по родине. Представившийся случай передать родным весть о себе заставил Ифигению изменить намерение.
Она сообщила им свое решение — один из юношей должен умереть, другой же вернется в Грецию, чтобы передать ее письмо.
Серов Валентин, Ифигения в Тавриде, 1893


Чтобы увидеть картины Серова, нажми здесь:

Уэст, Орест и Пилад будут принесены Ифигенией в жертву


* Чтобы увидеть картины Уэста, нажми здесь:

Тишбейн Иоганн, Орест и Ифигения, 1788


Чтобы увидеть картины, изображающие Ифигению, нажми здесь:


Друзья стали спорить: Орест убеждал Пилада, что только ему, Оресту надлежит стать жертвой. Пилад жарко оспаривал свое право. Этот высокий по благородству и великодушию спор друзей потряс Ифигению, которая к тому же узнала в Оресте своего брата. Изменив таврам, эллинка с помощью Афины-Паллады спасла друзей и вместе с ними покинула Тавриду . . .


Еврипùд (480-406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург, посвятил Ифигении две своих трагедии: «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Вы можете прочитать их в разделе «Книги».
До нас дошло 17 из 92 написанных Еврипидом трагедий. Вместе с Эсхилом и Софоклом, он считается одним из столпов греческой драмы. Сюжет греческих трагедий, как правило, заимствовался из мифа. Еврипид подвергает традиционные мифы изменениям — их пер­сонажи утрачивают героические черты и превращаются в обыкновенных людей. Афиняне понимали героев Еврипида и сочувствовали им потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя.


В семнадцатом веке французский поэт и драматург, Жан Расùн (1639-1699), также обратился к этой теме. Его трагедия «Ифигения» была впервые представлена 18 августа 1674 года в Версале на придворном празднестве по случаю завоевания Франш-Конте. Пьеса имела огромный успех и укрепила репутацию Расина как первого драматурга Франции.
Несколько месяцев спустя труппа Мольера поставила другую «Ифигению» — Леклерка и Кора. Расин ревниво относился к конкуренции и откликнулся на пьесу соперников эпиграммой:
Поэт Леклерк и друг его Кора
Писали сообща немало вздора,
Но «Ифигения», сойдя у них с пера,
Вдруг оказалась яблоком раздора:
«Она моя!» — твердит один. — «Ну, нет,
Тут автор — я!» — кричит другой натужно;
А только пьеса увидала свет —
Обоим стало авторство не нужно.
В России «Ифигения» была впервые представлена 6 мая 1815 года с Екатериной Семеновой в роли Клитемнестры.
Вы можете прочитать трагедию Расина «Ифигения» в разделе «Книги».


Композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787), также как и Еврипид, посвятил Ифигении две оперы: «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». Глюк работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения.
Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр следующих столетий. На мифологические сюжеты Глюком написано более 40 опер: «Орфей», «Аль­цеста», «Парис и Елена» и другие.             подробнее...


* Чтобы прослушать хор народа из оперы Глюка
«Ифигения в Авлиде», нажми здесь:

(В греческой трагедии важная роль отводилась хору: это был голос народа, который отзывался на происходящее. У Глюка хор — активный участник драмы. Хор из оперы «Ифигения в Авлиде» настаивает на смерти Ифигении; она должна быть принесена в жертву по воле богов.)

* Чтобы прослушать монолог Агамемнона из оперы
«Ифигения в Авлиде», нажми здесь:

(В этом монологе царя Агамемнона, не желающего приносить в жертву любимую дочь Ифигению, показан один из острейших моментов его внутренней борьбы. Он просит прощения у дочери, он жалуется, сетует на судьбу, угрожает богам — впервые со времен Монтеверди опера звучит так истинно, так правдиво, впервые голос и текст сливаются в одно целое. В музыке больше нет пестроты и излишеств барочной оперы.)

* Чтобы прочитать либретто оперы «Ифигения в Авлиде», нажми здесь:


* Чтобы прочитать либретто оперы «Ифигения в Тавриде», нажми здесь:


Танцевальный спектакль «Ифигения в Авлиде» недавно поставлен в Театральном центре «Практика» (Москва).

			Постановка: 
			Андреас Мандлер (Германия) 
			Наталья Широкова (Россия)
			Хореография: 
			Наталья Широкова (Россия)
			Музыка: 
			TRICKY, Peter Gabriel, CYTRAX, 
			хор Национального Театра Берлина, 
			McFerrin & Chic Corea
			Продолжительность: 35 минут

Древнегреческие трагедии на наших сценах почти не появляются — их коммерческая привлекательность равна нулю, да и сюжет сложный, не сразу и поймешь.
Тем не менее, 3 сентября 2005 года театральный Центр на Страстном открыл сезон премьерой трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», поставленной Константином Богомоловым (кончил филфак МГУ). Спектакль идет в фойе (оно же буфет) на маленькой площадке, окруженной рядами зрителей. Из декораций — только столик с белой скатертью. Богомолов пытается предста­вить историю о царе Агамемноне, принесшем в жертву богам дочь, как события, развивающиеся под звуки регтайма в современном курортном местечке.


Древнегреческих героев Богомолов одел в современные костюмы.
Цари-братья Менелай и Агамемнон держатся как главари мафиозных кланов: носят костюмы классического покроя, надвигают шляпы на глаза. Кто-то на кого-то наезжает, но ведь разборки случаются и между родственниками, а поход на Трою, между прочим, не шутка. Самовлюбленный мачо Ахиллес в жилетке на голое тело, похожий на всех плейбоев сразу, демонстративно жует жвачку. Раб при бабочке, вальяжно развалившись в кресле, листает глянцевый журнал; он разговаривает с царем, сунув руки в карманы и нагло покачиваясь на носках. Ну и так далее ...
Насколько такой их облик тексту соответствует, лучше не спраши­вать. Действие идет под попсовую музычку, как будто речь идет не о древней Авлиде, а о современном греческом курорте с дорогими отелями. Актеры произносят текст многозначительно, но звучит он бессмысленно.
Программка спектакля сделана как рекламный проспект: на курортной картинке в духе 50-х буржуазная молодежь резвится на солнечном пляже, а подпись внизу обещает «Авлида — остров удовольствий». Увы, как всегда в рекламных проспектах, обещает она больше, чем есть на самом деле. Единственное, что по-настоящему хорошо, — Ифигения, сыгранная Марией Рыщенковой. Актрисе удается показать, как стремительно взрослеет ее героиня — живая девушка с детски припухлым лицом, и какой замечательной она становится личностью.


Вообже же, только в ХVII-ХХ веках на сюжеты мифа об Ифигении было создано около 50 трагедий, более 70 опер, свыше 100 художественных произведений...

К предыдущей главе   /   К следующей главе