СОШ 8 Подольск, МХК, Золотое руно, образ Медеи на сцене



З о л о т о е    р у н о

 Афамант
и Нефела


 Золотой
овен


 Аргонавты

 Ясон
и Медея


 Месть
Медеи


 Воплощение
образа Медеи
на сцене


 Книги

 Ребусы

_________________


_______________


автор сайта
Европейское искусство обращается к мифу о Медее сначала в книжных иллюстрациях, затем в живописи (Веронезе, Пуссен, Ванлоо, Делакруа, Гверчино и другие).
Среди произведений европейской драматургии на сюжет мифа драмы Корнеля, Готтера, Клингера, Тика, Никколини, Грильпарцера, Ануя и Чокора.
Широко использовался миф в музыкально-драматическом искусстве — это оперы Шарпантье, Мысливечека, Венды, Наумана, Керубини, Меркаданте, Мийо, Кшенека ...



Опера Керубини «Медея»


Энгр, Портрет Луиджи Черубини и музы лирической поэзии, 1842

Луиджи Керубини — итальянский композитор и музыкальный теоретик. Родился во Флоренции 14 сентября 1760 года. Его отец был клавесинистом и учителем музыки. Первую свою мессу Керубини написал в 13 лет, а к 16 годам он был уже автором нескольких месс, ораторий, кантат и других сочинений в церковных жанрах.
В 1780 году в крупнейших оперных театрах Италии прошла с большим успехом первая опера Керубини «Квинт Фабий». Вскоре покинул Италию, успев также хорошо зарекомендовать себя оперой «Армида». В период своего пребывания в Лондоне (1784-1786) был придворным композитором короля Георга III.
С 1788 года жил в Париже. Под влиянием идеи единства музыки и драмы, запечатленной в операх Глюка, Керубини отказался от легкого и во многом формального итальянского оперного письма и начал работать в стиле более выразительном и гармонически богатом. Наибольшим успехом пользовались его оперы «Демофон», «Лодоиска», «Элиза», «Медея», «Два дня» (в России шла под названием «Водовоз»), «Анакреон» — увертюра из этой оперы до сих пор входит в концертный репертуар.
Последние годы XVIII века сложились для Керубини неудачно: болел, терпел нужду и не пользовался расположением властей. Композитор продолжал сочинять оперы, однако главными в его творчестве стали церковные жанры, среди них известная месса фа мажор, месса ля мажор и реквием до минор. Особое место занимают два Реквиема, из которых первый (до минор, памяти Людовика XVI) был, по мнению Бетховена, лучшим сочинением этого жанра.
Известен также теоретический труд Керубини «Курс контрапункта и фуги».
В конце концов, творчество Керубини получило общественное признание, а сам он в 1816 году стал придворным музыкантом и суперинтендантом Королевской капеллы. В 1795 года, с основанием Парижской консерватории, Керубини стал ее преподавателем, в 1816 профессором, в 1821 директором (занимал эту должность до жизни).
Умер Керубини в Париже 15 марта 1842 года.


Керубини — один из крупнейших оперных композиторов эпохи Великой французской революции, чье творчество стоит на рубеже классицизма и романтизма. Керубини создал 15 итальянских и 14 французских опер, 11 месс, 2 реквиема, 17 кантат, симфонию... Ныне нечасто звучащая музыка Керубини представлена, прежде всего, записями оперных увертюр и фрагментов опер в исполнении выдающихся музыкантов — известных коллективов, солистов и дирижеров. Это увертюры к операм «Анакреон», «Лодоиска» и «Медея»; арии из опер «Медея» (Мария Каллас и Оркестр театра «Ла Скала»).
Исполнение Марией Каллас партии Медеи во Флоренция (1953) и в Милане (Ла Скала, 1954) произвело фурор у публики. Благодаря этому, уступавшая в популярности в прошлом веке таким сочинениям композитора, как «Два дня», «Лодоиска», опера «Медея» переживает сейчас «второе» рождение.
В России перваяя постановка, была осуществлена в 1982 году (Самарский театр оперы и балета).




   
Исполнители главный партий оперы Керубини «Медея»:
Мария Каллас и Ди Стефано

Мария Каллас — американская певица (сопрано) греческого происхождения. Успех пришёл к певице в партии Джоконды в 1947 на фестивале «Арена ди Верона». С 1950 Каллас пела в Ла Скала, Ковент Гардене, Метрополитен Опера (где блистала в партии Нормы). Участвовала в мировой премьере забытой оперы Гайдна «Душа философа, или Орфей и Эвридика» в 1951 году во Флоренция. С 1971 ведет преподавательскую работу в Джульярдской музыкальной школе (Нью-Йорк).


Мария Каллас — одна из самых выдающихся певиц XX века, обладавшая ярким драматическим талантом, позволившим ей замечательно сыграть Медею в знаменитом фильме Пазолини по Еврипиду.






Репертуар певицы огромен. Среди ее огромного наследия в области грамзаписи партии Нормы, Анны Болейн, Медеи, Тоски.


Либретто оперы Керубини «Медея» написал Гофман (по одноименной трагедии Корнеля, которая в свою очередь восходит к трагедиям Сенеки и Еврипида).

* Чтобы прочитать либретто оперы Керубини, нажми здесь:



Дирижер Серафин, 
Медея (Каллас), 
Язон (Пикки), 
Главка (Скотто), 
Креон (Модести), 
Нерис (Пираццини).
Чтобы прослушать фрагмент, щелкните курсором по нужной строчке:
01 Sinfonia
02 Che Quando gia
03 O Amore
04 No, non temer
05 O bella Glauce
06 Or che piu non vedro
07 Pronube dive
08 Signor Ferma una donna
09 Que tremar devi tu
10 Tasi Giason
11 Dei tuoi figli la madre
12 Son vane qui minacce
13 Introduzione
14 Date almen
15 Medea O Medea
16 Creonte a me solo
17 Figli miei
18 Hai dato pronto
19 Ah Triste canto
20 Deh posa al crin
21 Introduzione
22 Numi, venite a me
23 Del fiero
24 D amore il raggio
25 E che io son Medea
26 Tu Glauce piange sol
Сцена из оперы Керубини «Медея»





«Медея» на Таганке

   

			На Олимпе готовит нам многое Зевс; 
			Против чаянья, многое боги дают: 
			Не сбывается то, что ты верным считал,
			И нежданному боги находят пути; 
			Таково пережитое нами.
Черноволосая женщина в широкой и длинной черной шинели мечется в пространстве, ограниченном баррикадой из серых, туго набитых песком мешков, и сгибается от жестоких слов, как от ударов кнутом. Она кажется и античной героиней, и нашей современницей (жертвой войны в одной из «горячих точек»). Медея верила, что Язон — ее вторая половина, данная богами. Она помогла ему завладеть золотым руном, ради него убила брата и навсегда покинула родную Колхиду. А Язон женится на молоденькой дочери цари Коринфа и отправляет Медею в изгнание. Мало того, Язон бесстыдно заявляет, что Медея еще и должна быть благодарна за то, что он вытащил ее из варварской Колхиды в цивилизованную Элладу.
Беспредельна была ее любовь — и теперь беспредельны гнев и жажда мести. Беспредельна гордость и стыд от сознания неслыханного позора. Неоткуда ждать поддержки, только она сама может восстановить свое поруганное достоинство. Она нежно гладит головки сыновей, лежащие у нее на коленях — и зрители ощущают жуткую бездну ее чудовищной решимости. Медея мстит только потому, что загнана в угол и ей не оставили другого выхода. До последнего момента не может поднять руку на детей, и убивает их так, будто безжалостный античный рок на несколько секунд лишил ее рассудка.

   

Премьера «Медеи», осуществленная Театром на Таганке (Москва) совместно с афинским Дворцом Музыки, с огромным успехом состоялась в мае 1995 года в Греции. В сентябре столь же успешно прошла московская премьера.
Стихи хоров были написаны специально для этого спектакля лауреатом Нобелевской премии (1987 года) Иосифом Бродским (с 1972 года живет в эмиграции, США). Их мерный, монотонный ритм, колышущийся, как волны у берегов Коринфа, перекликается с порывистым драматизмом монологов. Семь женщин хора то произносят строфы стихов по очереди, то соединяют голоса в полифонических хоровых речитативах или пении, с изумительной точностью воспроизводя сложные гармонии музыки Эдисона Денисова.

   



Молодежный театр на Фонтанке

Если режиссер берется за текст, использо­ванный до него сотни раз, ему нужно поста­раться, чтобы сделать из него что-то новое. Алексею Утеганову, поставившему в Молодеж­ном театре на Фонтанке (Санкт-Петербург) спектакль «Медея», это удалось. Он ловко скомпоновал разные источники, повествующие о колхидской волшебнице. Смешав коктейль из текстов Еврипида и Жана Ануя и приправив его собственными размышлениями, он полу­чил историю, в которой Медея в исполнении Дарьи Юргенс — женщина-маугли.
Одетая в грубое платье из холстины, она никакая не колдунья, а дикий звереныш, принесенный из леса в город на потеху окружающим. Настоящая женщина не способна подчиняться ничьим приказам: это противоречит ее природе. Медея свободна в своих порывах, и ее чувственная натура противопоставлена мужскому миру, который олицетворяет один человек. Василий Гузов играет всех мужчин в пьесе холодными людьми, для которых трезвый расчет важнее чувств. Любое столкновение непримиримых миров — мужского и женского — становится еще одной ступенью, по которой герои поднимаются на вершину трагедии.



Тверской академический театр драмы

   

25 октября 2001 года в театре драмы в Твери состоялась премьера спектакля «Медея» (режиссер — В.А. Синицкий).
Это — взгляд на один из самых трагических античных сюжетов французского драматурга Жана Ануя. Всего пять персонажей. Всего одна ночь. Почти никаких сюжетных зигзагов... Медея говорит с кормилицей. Медея говорит с Креонтом. Медея говорит с Язоном. Слова, слова... Но слова приобретают особый смысл и подтекст, слова становятся действием по мере того, как зритель узнает Медею — ее душу, ее страсть, ее страдание. Эта женщина — над всеми и над всем. Она не может остановиться ни перед чем, когда речь идет о ее достоинстве, чести, счастье.
Убийство собственных детей — не варварский кураж. Это — защита женщиной своего права оставаться личностью.





К предыдущей главе   /    К следующей главе