СОШ 8 Подольск, МХК, картины, Музы



              Б о г и   —   о л и м п и й ц ы

    Зевс и Гера     Посейдон
       Аид
    Деметра и
     Персефона

       Аполлон     Артемида
       Афина
       Гермес
    Афродита        Арес
     Гефест
     Дионис
        Музы
      Нимфы
      Орфей
      Психея
      Разное
       Книги
       Ребусы

_________________

______________

автор сайта

Андреа Аппиани, Парнас

Мнемозина — богиня памяти. Отсюда и существующие в русском языке слова «мнемоника» и «мнемотехника» (приемы запоминания). Мнемозина была матерью девяти богинь поэзии, искусств и наук.
Музы дословно означают «мыслящие». А отцом муз был сам царь богов, Зевс.
Музы поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль. Они — спутницы Аполлона. Вместе с ним под звуки его божественной кифары водят они хороводы на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ (его волшебные воды давали вдохновение), и в Аонии на горе Геликон возле источника Гиппокренылошадиный источник», возник от удара копыта крылатого коня Пегаса). Отсюда прозвища муз: парнасиды, касталиды, аониды, геликониды, гиппокрениды.
Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Музы славятся не только искусствами, но и тем, что знают судьбы людей, им ведомы прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что музы покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному. Именно они вдохновляют певцов и музыкантов. «Его посетила муза», — говорят о талантливом человеке.
Именами муз были названы астероиды.
Каждая из муз покровительствует различным искусствам:

Клио («дарующая славу») — муза истории. В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она родила сына Гиацинта.

       


Мельпомена («поющая») — муза трагедии. Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

       


Талия («цвету», «разрастаюсь») — покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

       


Эвтерпа («увеселяющая») — муза лирических песен. Изображалась со сдвоенной флейтой в руке, у ног свиток.

       


Терпсихора («усладительнотанцующая») — музой хорового пения и танца. Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

       


Эрато («приятная») — муза любовной (эротической) поэзии. Изображалась с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

       


Каллиопа («прекрасноголосая») — муза героической поэзии и красноречия. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках. Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей.

       


Урания («небесная») — муза астрономии и математики — атрибуты: циркуль (или указательной палочкой) в руках, звездная сфера.

       


Полигимния («многопоющая») — муза муза священных гимнов, которой приписывают изобретение лиры; учит людей риторике и ораторскому искусству, олицетворяет силу речи. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

       

		Клио прошлых времен дела вещает потомкам,
		Мельпомена трагический вопль исторгает печали, 
		Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
		Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
		Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
		С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,
		Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
		Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,
		Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
							(Авзоний)
        *плектр — палочка для извлечения звуков при игре на лире


Рассмотрим повнимательнее картину Менгса «Парнас».

Менгс Антон Рафаэль, Парнас, 1761, Эрмитаж

Если пересчитать муз, изображенных на картине, то окажется, что их десять. Кто же эта десятая муза, которая сидит на троне рядом с самим Аполлоном, и которой он собирается водрузить на голову лавровый венок? Древние греки считали десятой музой самую известную женщину Эллады, поэтессу Сафо (Сапфо, Псапфо). Города ставили ей статуи из мрамора, художники рисовали ее кистью и вырезали на геммах.
Древнегреческий философ Платон посвятил поэтессе вдохновенную эпиграмму:
		Девять считается муз, но их больше: ведь музою стала  
		И поэтесса  Сапфо. С нею их десять теперь.
Позже мы подробнее остановимся на ее творчестве.

Многие художники посвятили свои картины своим покровительницам музам:

Пуссен, Парнас, 1635


* Чтобы посмотреть картины Пуссена, нажмите здесь:

Андреа Мантенья, Парнас


* Чтобы увидеть картины Андреа Мантеньи, нажми здесь:

Стелла Жак, Минерва и музы, 1645


* Чтобы увидеть произведения искусства, изображающие муз и Аполлона, нажми здесь:



Батони Помпео Джироламо, Аполлон и музы Эвтерпа и Урания


* Чтобы увидеть картины Батони, нажми здесь:

Кауфман Ангелика, Эрато, муза лирической поззии


Кауфман Ангелика, Доменика Морген в образе музы трагедии
и Маддалена Вольпато в образе музы комедии


* Чтобы увидеть картины Кауфман, нажми здесь:

Гирш Александр-Огюст, Каллиопа, обучающая Орфея


Гирш Александр-Огюст, Каллиопа, обучающая Орфея


Наттиер Жан-Марк, Терпсихора


Наттиер Жан-Марк, Талия


* Чтобы увидеть картины Натье, нажми здесь:

Вуэ Симон, Муза Полигимния


Вуэ Симон, Музы Урания и Каллиопа


* Чтобы увидеть картины Вуэ, нажми здесь:

Моро, Гесиод и муза
       

Моро, Гесиод и муза


* Чтобы посмотреть картины Моро, нажмите здесь:

Врубель Михаил, Муза, 1896


Врубель Михаил, Муза, 1900


* Чтобы посмотреть другие картины Врубеля, нажмите здесь:

Тихонов, Муза


* Чтобы посмотреть произведения искусства о музах, нажмите здесь:

         

* Чтобы прочитать стихи, посвященные музам, нажми здесь:


* Чтобы прослушать вариацию Терпсихоры из
балета Стравинского «Аполлон Мусагет», нажми здесь:

Стравинский Игорь Федорович (1882-1971), российский композитор и дирижер. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Ранние балеты — «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) — связаны с русским фольклором. Творчество Стравинского отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры.
Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь ему удалось использовать все достижения современной аван­гардной музыки. Русские народные песни были для него источником создания собственной мелодики фольклорного типа. Оперы «Соловей» (1914), «Мавра» (1922), кантата «Свадебка» (1923), балеты «Жар-птица» (1910), «Орфей» (1947), «Агон» (1957) ...                               подробнее...