СОШ 8 Подольск, МХК, Олимпиады, древняя Олимпия



О л и м п и а д ы




 Древняя
Олимпия



 История
Олимпийских
игр



  Пять
незабываемых
дней


    Милон
Кротонский
и другие


 

_________________


_______________


автор сайта
В северо-западной части Эллады в долине между рекой Алфей и ее притоком Кладеон был расположен город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны.
Найдите этот город на карте:

По преданиям, именно в этом месте Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, пожиравшим своих детей. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу над Кроном.
В гомеровскую эпоху в Олимпии отсутствовали значительные постройки; поклонения совершались у алтарей, прямо под открытым небом. С древних (микенских) времен здесь также почитали героя Пелопса. Курган Пелопион над его могилой сохраняли в центре платановой и оливковой рощи, которая считалась священной и называлсь Альтис. Пелопс победил в колесничных бегах царя Эномая и в его честь начали проводить состязания на колесницах. Здесь же, на кургане стоял и алтарь Зевса, самый высокий в Олимпии.
Храм Геры был первой крупной постройкой (7 век до нашей эры). Для статуи Геры, стоявшей в целле (внутреннее помещение храма), элидские женщины каждые 4 года ткали новый пеплос. К сожалению, сегодня от храма осталось только то, что вы можете видеть на этих фотографиях. Храм Геры является древнейшим из сохранившихся храмов на территории Греции.
Развалины храма Геры

Позднее священную рощу Альтис обнесли стеной, а в 5 веке до нашей эры здесь был возведен храм Зевса, который строили на пожертвования 15 лет (архитектор Либон из Элиды). Но сами греки со временем утвердились во мнении, что первоначально этот храм основал Геракл, который одновременно и учредил первые Олимпийские игры (в честь победы своего отца Зевса над титаном Кроном).
Храм Зевса со множеством высоких колонн и белой мраморной крышей своими размерами превосходил все греческие храмы того времени (высота колонн более 10 м, а толщина — более 2 м).
Храм Зевса стал главной святыней города.
Свои храмы греки обычно раскрашивали в самые веселые и яркие цвета: голубые, зеленые, красные и золотые. Этот стиль хорошо сочетался с ликующей солнечной природой.
Реконструкции храма Зевса






Альборн Август Вильгельм Юлиус, Строительство храма (деталь)

К сожалению, сегодня от храма Зевса не осталось ничего, кроме основания, осколков колонн и нескольких статуй, украшавших его фронтон. Но и эти дошедшие до наших времен руины позволяют оценить грандиозность сооружения. Сначала храм пострадал от сильного пожара, а затем был разрушен землетрясением.
Развалины храма Зевса

Историк Павсаний рассказывает, что могучие статуи для фронтонов из паросского мрамора вырезали скульпторы Пеоний и Алкамен. На фризе восточного фронтона был изображен Зевс, он стоял между Пелопсом и Эномаем, готовыми вступить в состязание на колесницах.


На западном фризе был изображен бой лапифов с кентаврами (кентавры были приглашены на свадьбу Пирифоя с Гипподамией, пытались похитить жен лапифов и были побеждены).

Реконструкция, западный фронтон храма Зевса


Аполлон и кентавр, западный фронтон храма Зевса


Похищение невесты Пирифоя, западный фронтон храма Зевса


Пеоний, Ника, фронтон храма Зевса
     

Пеоний, Ника, историческая реконструкция
     

Похищение Ганимеда, Олимпия


Пракситель, Гермес с младенцем Дионисом, Олимпия
(единственный оригинал работы Праксителя!!!)


* Чтобы посмотреть скульптуры Праксителя, нажми здесь:

Раньше храм украшали мраморные раскрашенные скульптурные композиции (метопы), на которых изображались подвиги Геракла.

Метопы храма Зевса


Афина, Геракл, держащий небосвод и Атлант


Геракл показывает Афине перо Стимфалийских птиц


Геракл и Критский бык


Геракл очищает конюшни

Внутри храма Зевса находилось одно из семи чудес света (единственное из чудес, оказавшееся на Европейском материке). В центре огромного зала возвышался 10-метровый пьедестал, украшенный позолоченными рельефами. На пьедестале весь в драгоценных камнях стоял трон, и на нем восседала огромная фигура высотой 12 м - 15 м (точно не известно).

Реконструкции статуи Зевса Олимпийского









Это была статуя Зевса Олимпийского. Голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей — символ миролюбия. Устремленные вдаль глаза были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. В правой руке Зевс держал фигурку крылатой богини победы Ники (ростом с человека!), в левой руке — скипетр, на котором сидел орел. Ноги громовержца попирали двух разъяренных львов. Статуя казалась живой; вот-вот Зевс поднимется с трона. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.
Над статуей висел пурпурный занавес, который опускался на ночь (Зевсу тоже нужно было поспать).
Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали хариты (грации), дочери Зевса и Геры.
Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевсинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания, для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую, чтобы сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности масла в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Поговаривали, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Современник писал:
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?
Автором этого чуда света является гениальный скульптор Эллады — Фидий. Запомните это имя, позже мы поговорим подробнее об этом талантливом человеке. В Олимпии, всего в 80 м от храма Зевса, у Фидия была огромная мастерская. Она точно соответствовала размеру храма. Немецкие археологи в 1958 году раскопали то, что от нее осталось. Ими обнаружены глиняные формы для отливок (формы ног Зевса), пластины слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди, инструменты и чаша с надписью: «Я принадлежу Фидию».
Статуя Зевса была выполнена в хризоэлефантийской технике. «Элефант» по-английски, и по-гречески это означает «слон». А «хризос» — по-гречески «золото». Делали эту статую так. Сначала создавали деревянную основу, а затем на нее с помощью бронзовых и железных гвоздей прикреплялись золотые пластинки для изображения одежды (плащ и сандалии), волос и бороды, и пластинки из отполированной слоновой кости для изображения тела. Согласно расчетам историков, золотое убранство Зевса весило примерно 200 кг и по современным расценкам стоимость этого золота примерно 8 ммиллионов долларов.
Римские копии статуи Зевса Олимпийского


* Чтобы посмотреть скульптуры Фидия, нажми здесь:





Голова бронзовой статуи Зевса Олимпийского, V век до нашей эры


Зевс, IV век до нашей эры


* Чтобы совершить видеопрогулку по храму Зевса, нажми здесь:

Легенда рассказывает, что Фидий, утомлённый огромной работой, после того, как статуя была установлена и закончена, пришёл в храм. Смутно виднелась в полумраке фигура божества. Фидий поднял голову к лицу Зевса и воскликнул: — Доволен ли ты, Зевс? Раздался громовой удар, и мраморный пол помещения, где стояла статуя, треснул. Это Зевс ответил: «Да».
Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего мира.
Воздействие красоты статуи на людей было столь велико, что когда римляне завоевали Элладу, их полководец специально проехал через всю страну, чтобы только увидеть статую.
А через столетие римский император Калигула настаивал на том, чтобы перевести ее в Рим. Он хотел заменить голову Зевса своей (вот нахал!). Сделать это не удалось: по легенде, когда рабочие пришли забирать статую, Зевс громогласно захохотал над ними, и те в панике разбежались.
После того, как Олимпийские Игры были запрещены в 391 году императором Феодосием, храм Зевса был закрыт. Олимпию и далее подстерегали неудачи — землетрясения, обвалы, пожары и наводнения. Раньше этого статуя была перемещена богатыми греками в дворец Константинополя. Там она сохранялась, пока не была уничтожена серьезным пожаром в 462 году (по другой версии, ее вскоре, как символ языческой религии, уничтожили фанатики-христиане). Сегодня мы можем лишь увидеть изображение статуи Зевса Олимпийского на античных монетах.

Храм Зевса был центром Альтиса. Рядом находились важнейшие сооружения: Пританей, где поддерживали пламя священного огня, от которого возжигали все алтари Олимпии. Вдоль северной стены Альтиса тянулись сокровищницы (их было 12), построенные греческими городами для хранения своих пожертвований.
С востока Альтис замыкал Портик Эха (портик = колоннада + крыша), стены которого 7 раз отражали звук. Историк Павсаний этот портик называет «Картинной галереей Пойкиле». Здесь выставлялись картины художников и статуи скульпторов со всей Эллады. Надписи на сохранившихся постаментах статуй свидетельствуют, что в Олимпии были собраны работы знаменитых мастеров — Поликлета, Мирона, Пеония, Фидия . . .
За пределами Альтиса были построены резиденция Олимпийского совета — Булевтерий, жилище жрецов — Феоколеон, гостиница Леонидайон, в кото­рой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжих лишь 50 гостей могли разместиться здесь одновременно. Сегодня от гостиницы остались одни руины, окруженные 182 колоннами.
Для тренировок предназначались палестры, для состязаний — стадион, гипподром и гимнасион с помещениями для атлетов, вокруг которого располагались площадки для борьбы.
Реконструкция дворика в античной Олимпии


Реконструкция Олимпийской деревни


Священная роща Альтис


* Чтобы совершить фотоэкскурсию по Олимпии, нажмите здесь: