СОШ 8 Подольск, МХК, Олимпиады, пять незабываемых дней



О л и м п и а д ы




 Древняя
Олимпия



 История
Олимпийских
игр



  Пять
незабываемых
дней


    Милон
Кротонский
и другие


 

_________________


_______________


автор сайта
За год гонцы и глашатаи оповещали всю Грецию об избранной дате и установлении на время игр священного мира, когда запрещались все войны между враждующими городами Греции.
Все дороги становились, таким образом, безопасными, и в Олимпию тысячами стекались участники и зрители из всех областей Греции и даже колоний. Никто не имел права войти в Олимпию с оружием.


Олимпийские игры были религиозным праздником. Греки верили, что Зевс наблюдает за каждой олимпиадой. Первый день олимпиады отводился торжествам и жертвоприношениям в честь Зевса, атлеты давали клятву бороться честно, а судьи — справедливо судить.
Вместе с возобновлением Олимпийских игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: «Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием — прославлять свою страну и спорт».
И сегодня олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей (с помощью линзы) в Олимпии и доставляется факельной эстафетой на торжественное открытие Олимпийских игр, где горит до их закрытия в специальной чаше на олимпийском стадионе.

                                                                           
           

Сами состязания, включавшие до 15 видов спорта, продолжались со второго по четвертый день. Большая часть состязаний проводилась на стадионе. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.
Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки, как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве. Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам(судьям) и почетным гостям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе — жрице Деметры, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.
Сохранились и линии старта и финиша для состязаний в беге.

Стадион

Почему стадион так называется?… Стадион обычно имел длину в один стадий (длина беговой дорожки). Стадий — мера длины, которая определялась размером ступни жреца храма Зевса. Самый большой стадий (192 м) был в Олимпии: по преданию его отмерил сам Геракл.
Участники соревнований и судьи выходили на стадион через крытый коридор. Его выложенные камнями стены и вход под аркой хорошо видны до сих пор. Можно представить волнение атлетов, когда они шли через этот тоннель по приветственные крики зрителей.

Выход на стадион

Зрители сидели на стадионе весь день, они страдали от жары (головные убо­ры были запрещены, как вы думаете почему?), жажды и мух. Соревнования начинались с восходом солнца. Места зрители занимали с ночи. Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, будто никто его не замечает. Но вот он приблизился к тому месту, где сидели спартанцы. Они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. Тут весь стадион стал аплодировать спартанцам, а старик произнес: «Все эллины знают правила приличия, но только спартанцы им следуют».
Одно из главных состязаний — пятиборье (пентатлон) состояло из бега, прыжков в длину, метания диска, копья и борьбы, причем все соревнования проходили в один день. Чтобы добиться победы в пятиборье, необходимо было победить в трех видах из пяти. Сведения об этих состязаниях мы получаем из письменных источников, рисунков на вазах и скульптур.

Пентатлон начинался с бега на дистанцию в 1 стадий. Стартовая линия чертилась просто на песке. Обратите внимание, на песке. И в самом деле, бежать приходилось по глубокому песку. Встав на дорожке длиной в один стадий, атлеты ждали сигнала. Тех, кто раньше времени срывался с места, ждал удар хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Один мог обогнать зайца, другой бежал так быстро, что даже не оставлял следов на песке. На Олимпиаде бегали и на длинные дистанции — до 24 стадиев. Существовал также бег в доспехах с тяжелыми щитами в руках на дистанцию в 2 стадия!!!
Бег, дистанция — 1 стадий




Бегуны


Бегуны


Бегуны, амфора


Бег гоплитов


Бег в доспехах с тяжелыми щитами, дистанция — 2 стадия

Затем состязались в прыжках в длину. Прыжки сопровождались музыкой, так же как и метание диска или копья. Для усиления толчка атлеты пользовались гантелями (до 2 кг). Отталкиваясь от зем­ли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гантели.
Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше — кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку. Гантели увеличивали длину прыжка — некоторые прыгуны улетали на 15 м, что на 6 м больше современного миро­вого рекорда, — так утверждают античные историки.





Метание диска. Диски были мраморные или металлические, их вес достигал 6 кг. Лучшие атлеты забрасывали диск на 40 м.

Мирон, Дискобол


* Чтобы посмотреть скульптуры Мирона, нажми здесь:

Атлет с диском


Кессел Матье, Атлет с диском

Метание копья. Копье — шест в рост человека, толщиной в палец, с закругленной шишечкой на конце. Задача состояла в точном попадании в цель или в метании на бòльшую дистанцию.
Метали копье не только правой, но и левой рукой. Для увеличения дальности броска к середине древка копья для руки прикреплялась петля из кожаного ремня (современные энтузиасты — проверили дальность полета при таком способе возросла с 20 до 80 м).




Борьба. В борьбе проявлялись сила и ловкость атлетов, и она была очень популярна. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они старались вывалять друг друга в пыли, чтобы намасленное тело стало менее скользким и было легче сделать захват. Борцы так вымазывались в пыли, что потом им долго приходилось счищать скребком грязь. Целью борьбы было трижды бросить на землю. Борьба на земле продолжалась до тех пор, пока противник не рухнет или не признает себя побежденным, подняв руку и выставив указательный палец. Кусаться и царапаться было запрещено.






Были на олимпиаде и другие виды спорта. Популярным, хотя и жестоким видом спорта, был бокс (раньше он назывался кулачный бой). Вместо перчаток кисти рук обматывали длинными полосками мягкой кожи; перчатки доходили почти до локтей, оставляя пальцы свободными.









Бронзовая статуя кулачного бойца, 1 век до нашей эры

Наносить удары можно было только в голову, лежачего не били, весовых категорий не существовало. Соревнование по боксу могло продолжаться несколько часов, бой кончался тогда, когда один из спортсменов терял сознание или признавал себя побежденным. За нарушение правил судья бил нарушителя палкой. Однажды борцу Евридаму ударом раздробили все зубы, тогда он проглотил их, чтобы противник и зрители не заметили силы удара. Противник решил, что плохо рассчитал, и на секунду растерялся. Евридам воспользовался этим и выиграл бой.
Очень жестоким видом спорта был панкратий («всеборье»). Панкратион — это древний вид борьбы без правил. Вернее, правила были, целых два. Первое запрещало выцарапывать противнику глаза, второе — кусаться. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.
Противники просто дрались и боролись — без разделения на весовые категории, без раундов. Здесь допускалось все (даже удары в живот), можно было наносить удары руками, ногами, коленями, локтями и головой, применять удушение, броски и разнообразные болевые приемы. Разрешалось даже добивать поверженного противника. Один боец нанес такой жестокий удар прямыми пальцами с крепкими ногтями, что насквозь пронзил тело противника и вытащил его внутренности.











Панратионисты, римская копия по
греческому оригиналу III век до нашей эры

Захватывающим зрелищем были гонки колесниц на ипподроме. По сигналу трубы возничие взмахивали кнутами и колесницы, запряженные четверками коней, устремлялись вперед. Участвовали в гонках только очень богатые греки: иметь беговых лошадей стоило баснословно дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.














Гонки на колесницах — необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, возничии падали под колеса... Колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. В двух местах ипподрома, имевшего овальную форму, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев за столб, переворачивалась, а сзади напирали соперники. Возничие получали увечья и раны. Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Древнегреческий поэт Пиндар пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.
Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей! Первой этим фактом воспользовалась родная сестра спартанского царя Киниска, ставшая первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр.
Всем известно имя Александра Македонского, знаменитого полководца, сумевшего завоевать многие страны. Так вот, его отец — Филипп Македонский — был победителем в конных бегах на Олимпиаде 356 года до нашей эры. В честь этого события была выпущены монета.
Также в Олимпии была возведена круглая постройка с колоннами (толос) — Филиппейон. Его начал строить Филипп Македонский после победы над греками в битве при Херонее в 338 году до нашей эры, а закончил и освятил сын царя, Александр Македонский. Напротив входа в толос находился полукруглый подиум с пятью статуями скульптора Леохара, сделанными из слоновой кости и золота, которые представляли Александра, его родителей Филиппа и Олимпию, и родителей Филиппа. Две женские статуи были позже перенесены в храм Геры, который служил сокровищницей. Там их видел Павсаний (древнегреческий писатель и географ II века, автор античного путеводителя «Описание Эллады»). Ни одна из статуй не сохранилась и от здания остались лишь руины.

Реконструкция Филиппейона


Руины Филиппейона

Интересно, что рекордные результаты не фиксировались, смотрели только, «кто дальше» или «кто раньше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем судить о достижениях греческих атлетов.
Отдельно от взрослых проходили соревнования юношей (17-20 лет). Для них существовали облегченные правила: дистанция вдвое короче, в борьбе уши и голова защищались специальными шапочками и наушниками из мягкой кожи.


На другой стороне этого рельефа из Афинского музея изображена интересная игра, напоминающая современный хоккей.


В пятый, заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды — венки из ветвей «оливы прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»
В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров, проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт Пиндар.





Венок олимпионику

Медаль летних Олимпийских игр 1896 в Афинах

Амфора (приз в состязании борцов)

Награждение олимпионика

Стать победителем Олимпиады было наивысшей честью для эллина. Когда олимпионик («нике» по-гречески означает «победа») возвращался в родной город, его приветствовало все население. Атлет в пурпурной одежде подъезжал к главному храму, где приносил свой оливковый венок в дар богам. За счет города устраивался пир для всех граждан, хор юношей и девушек пел олимпионику хвалебные песни, сочиненные знаменитыми поэтами.
Город ставил победителю статую на городской площади и до конца жизни кормил его бесплатным обедом в Пританее. Другую статую ставили в священной роще Альтис в Олимпии; статуя не должна была превышать реального роста человека.