СОШ 8, Подольск, МХК, Эгина

Эгина

     

Остров Эгина считается одним из самых элитных во всей Греции. Разбросанные то тут то там шикарные виллы, принадлежащие представителям греческой знати, поражают своим роскошным убранством. Причина такой популярности становится ясна с первой же минуты, проведённой на острове — красота лазурных берегов и невиданных пейзажей в сочетании с развалинами древних храмов.


Эгина — самый крупный из островов Сардонического залива. В прибрежных равнинах раскинулись обширные рощи миндаля, олив, винограда и фисташковых деревьев. Фисташковые деревья завезли сюда из Сирии сотню лет назад. Здешние орешки считаются лучшими в мире. Эгина также известна своими изделиями из керамики.

       

Из всех островов Сардонического залива Эгина представляет наибольший интерес с исторической точки зрения. Сведения о нем появились 4 тысячи лет назад. Эгина была обитаемой со времен неолита, о чем свидетельствуют находки в местности Колонны возле города Эгины, датируемые около 3000 году до нашей эры. Позднее на остров прибыли минойцы, а затем — ахейцы и дорийцы.
С середины II тысячелетия до нашей эры Эгина развивает торговлю и в то же время заявляет о себе как мощная морская держава. Ее корабли перевозят продукты и главным образом керамику на Киклады, Крит и на материковую Грецию. Финикийцы прозвали его «Остров голубей».
Имя Эгина остров получил в честь нимфы Эгины (самой красивой из двадцати дочерей речного бога Асопа). Любвеобильный Зевс, принявший облик пламени, похитил ее и поселил на острове. Первым царем Эгины стал Эак, сын Зевса и Эгины, известный своей мудростью и умом.
Ревнивая Гера, которая так и не привыкла к постоянным изменам Зевса, задумала истребить всех жителей острова Эгина — подданных Эака. Она пустила во все водоемы змей, отравивших воду, и наслала на остров южный ветер, который дул четыре месяца беспрестанно. Поля и нивы засохли, и пришел голод. Мучимые невыносимой жаждой люди пили воду из отравленных источников и погибали.
Царь Эак молил Зевса заполнить опустевшую землю. Он просил дать ему столько же подданных, сколько муравьев ползло по стоящему поблизости дубу. Дуб этот был священным деревом Зевса. В ту же ночь во сне Эак увидел, как муравьи падают с дерева на землю и превращаются в людей. Утром он вышел из дома и увидал толпу народу. Эак узнал людей из своего сна. Змеиная напасть кончилась, и пошел сильный дождь. Эак возблагодарил Зевса и разделил опус­тевшие земли среди пришельцев, которых он наз­вал мирмидоны, то есть муравьи. На том месте, где Эак успешно помолился Зевсу о дожде во время всегреческой засухи (возле вершины самой высо­кой эгинской горы под названием Орос) до сих пор стоят развалины безумно древнего святилища Зевса Элания.
Внуками Эака являются самые известные герои троянского эпоса: Тевкр и Аякс Теламониды и, разумеется, Ахилл — сын Пелея и Фетиды, в которую Пелей влюбился в свою бытность аргонавтом.
Царь Эак правил долго и счастливо, а после смерти благодаря своей справед­ливости стал одним из трех судей в царстве мертвых, вместе с критскими царями Миносом и Радаманфом. Эак судит души европейцев, Радаманф — азиатов, а Минос — спорные случаи (видимо, россиян с их евразийским комплексом).
Миф утверждает, что там, в Аиде, Эак даже изобрел законы для теней. Скорее всего, это означает, что эгинские законы были приняты и в других областях Греции.
Видимо, свод законов, выработанный в Эгине, регулировал коммерческие, а не уголовные дела. Ведь Эгина была цветущим независимым государством со свободным населением и важным торговым центром. И расцвет острова приходится на VII-V века до нашей эры, то есть на то время, когда в Греции активно развиваются мореплавание и торговля. Местные судовладельцы превосходили богатством и товарооборотом афинских.
В истории Древней Греции это был один из известных островов, нв котором впервые в Европе начали чеканить свою серебряную монету. Эгинские драхмы на лицевой стороне имели изображение морской черепахи, на оборотной стороне были следы от шипов, на которых держалась монета во время чеканки, весили они около 6 г. Монеты были в обращении до римского времени и обнаруживаются от Испании до Кавказа. Здесь были разработаны системы мер и весов, которые затем распрост­ранились по всему Средиземноморью. О значении Эгины в классическую эпоху говорит то, что в качестве стандартной меры драгоценных металлов был повсеместно принят эгинский талант.
В период расцвета здесь жил и творил один из величайших поэтов-лириков после­гомеровской Греции, Пиндар.
Единственная гора острова возвышается над морем, и ее вершину видно из Афин. Для древних афинян это было постоянным вызовом. Ведь Эгина закрывала Афинам выход в открытое море. Эгина — постоянный соперник Афин. Природные условия на острове были гораздо суровее, чем в Афинах. Но при этом эгинцы во многом предвосхитили достижения афинян. Эгинские купцы контролировали торговлю с Египтом, где другие эллины были весьма редкими гостями.
В 12 километрах от восточного берега острова Эгина расположен знаменитый храм Афины Афайи (Невидимой) — один из красивейших дорических храмов античной Греции. Холм, на котором расположен храм, порос ароматной средиземноморской сосной, с трех сторон видно Эгейское море, а с одной, через Саронический залив, можно видеть Афины и Акрополь. Храм Афины Афайи, почти близнец храма Парфенон на Акрополе и храма Посейдона на мысе Суний. Если провести воображаемые прямые, соединив все три храма, получится почти равносторонний треугольник, над загадкой которого по сей день ломают головы ученые.

       

       

           

Храм Афины Афайи — один из самых ранних и замечательных памятников античной Греции. По преданию, когда-то критский царь владыка Минос полюбил прекрасную нимфу Афею. Чтобы избежать его любви, нимфа бежала с Крита и после долгих скитаний и приключений добралась наконец до острова Эгина. Она загадочно стала невидимой (что в переводе и означает ее имя), как раз в том месте, где сейчас находится храм. Ее забрали к себе боги Олимпа, и с тех пор она считается богиней, которая защищает остров. Постепенно культ Афайи слился с культом богини Афины.
Храм Афины Афайи построен около 495 года до нашей эры. Этот храм — совре­менник первого Парфенона, построенно­го афинскими тиранами Писист­ратидами и разрушенного персами. Дорический периптер (храм, окруженный по перимет­ру колоннадой дорического ордера) с 6 колоннами перед фасадами и 12 по боко­вым сторонам был сделан из ракушеч­ника - туфа, он был покрыт штукатуркой и раскрашен. В стоячем положении находятся 24 колонны, в том числе внутренние колонны второго яруса, которые сохраняются крайне редко. От того же периода до нас дошли храм Геры в Олимпии, храм на акрополе Коринфа и храм Геры в Пестуме. В плане храм Афины Афайи напоминает знаменитое святилище Зевса в Олимпии, построенное 30 годами позднее и слывшее одним из чудес света.

       

       

Эгинские скульпторы украшали храм Афины Афайи задолго до того, как Фидий сотворил свои шедевры для Парфенона. Знаменитые фронтоны эгинского храма были украшены изваяниями из паросского мрамора, часть которых дошла до нас. Они были проданы в период господства турок королю Баварии Людвигу I, который предоставил их скульптору Торвальдсену, отреставрировавшему статуи перед выставлением их в Глиптотеке Мюнхена,  где они находятся и по сей день.




Раньше во фронтонах ваятели располагали фигуры по треугольнику, соответст­венно изменяя их масштаб. Фигуры эгинских фронтонов изображены в одном масштабе (выше других только сама Афина): те, кто ближе к центру, стоят во весь рост, боковые изображены коленопреклоненными и лежащими. Расположение фигур выдержано по принципу зеркальной симметрии.
Сюжеты этих стройных композиций заимствованы из «Илиады». Восточный фронтон был посвящен первому походу на Трою под предводительством Геракла, западный — второму при Агамемноне, в котором участвовали жители Эгины. Отдельные фигуры прекрасны, например, раненый воин с восточного фронтона: жизненные силы медленно покидают атлетически сложенное тело раненого воина, рука с мечом, на которую опирается полулежащий воин, медленно сгибается, ноги скользят по земле, не давая больше надежной опоры телу, мощный торс постепенно опадает все ниже. В раскрепощении движений достигнут несомненный успех. Но чувствуется, что этот успех дался с трудом, что это еще только проба. На лицах сражающихся еще странно блуждает архаическая улыбка.






Сравнение знаменитых фигур Геракла с восточного фронтона и лучника, изображаюшего троянского принца Париса — с западного, наглядно показывает большую свободу и правдивость в изображении человека у мастера восточного фронтона, к сожалению, сохранившемся много хуже западного. Стоя на одном колене, Геракл натягивает тетиву лука и прицеливается во врага. В мастерской постановке фигуры нет узорочья контура архаического Париса западного фронтона: необходимое для боя положение тела оказывается естественным и потому красивым..

     

На западном фронтоне (над шестиколонным западным портиком) была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. Треугольное поле фронтона заполнено двенадцатью сражающимися воинами. В центре находилась неподвижно стоящая фигура Афины, бесстрастно-спокойная и как бы незримо присутствующая посреди сражения. Ее участие в происходящей борьбе показано лишь тем, что ее щит обращен наружной стороной к троянцам и в ту же сторону повернуты ступни ног. Только по этим намекам можно догадаться, что Афина выступает как защитница эллинов и прикрывает ахейцев от ударов троянцев. Если не считать фигуры Париса в высоком изогнутом шлеме и с луком в руках, нельзя было бы и отличить греков от их врагов, настолько фигуры зеркально повторяются.









           

С XIII по XV век островом управляли крестоносцы, а затем дважды — венецианцы. Долгое время остров был под владычеством турок. В новое время остров также оказался в центре событий. Когда эллины боролась за независимость от турецкого господства, Эгина стала первой столицей независимой Греции. Это случилось в 1828 году. В течение двух лет здесь находилось первое правительство независимой Греции во главе с Иоанном Каподистрия. Здесь же была основана первая типография, выпустившая первые газеты свободной Греции и была отчеканена монета с изображением птицы Феникс, символа освобождения страны.
Рядом со столицей острова городом Эгина, где находится порт, на побережье видны руины храма Аполлона, построенного в 5 веке до нашей эры. От античной Эгины времен расцвета остался только «Палец Аполлона» — восьмиметровый обломок колонны этого храма.
Возле колонны довольно много вполне внятных развалин: остатки городских стен микенского, классического и римского времен и Археологический музей, в котором представленпа небольшая, но интереснаяю коллекцию скульптур и предметов быта всех периодов цивилизации острова. Вотивная (дар храму) статуя Сфинкса является одним из наиболее значимых экспонатов музея. Статуя была посвящена храму Аполлона. Это — необычная скульптура с головой женщины и телом на половину орла, на половину льва.


Гордостью и славаой острова является церковь Святого Нектария Чудотворца, причисленного к лику святых уже в 20 веке. Церковь — одна из крупнейших православных церквей Восточной Европы.
Немного странно, что внешняя отделка храма почему-то напомнинает об архитектуре Кордовы и Гранады.
Епископ Нектарий, известный всему миру,  в 1915 году начал строить монастырь на развалинах старого монастыря Зоодоху Пигис. Святой был известен как исцелитель. Он также был плодовитый писатель, теолог, философ, моралист, педагог, поэт, аскет и мистик. Нектарий — тихий и добрый старичок, епископ Эгины в первые десятилетия XX века, который по-отечески опекал свою паству, объезжая остров на ослике. Начальство недолюбливало его за простоту.
Здесь же находится церковь Агиа Триада (Святой троицы), мавзолей самого Святого Нектария и источник святой воды, который он благословил.  Много­численные паломники могут посетить его дом.

       

       



Разноцветные боги
(колористика античных скульптур)

Как во всем мире, так и в Греции поколения людей росли в уверенности, что и Парфенон, и вообще все античные статуи, которые археологи продолжают извлекать из культурных слоев,  были белого цвета.
Древнегреческие мраморные статуи — один из наиболее известных в мировой культуре эстетических образцов. Посетители музеев во всем мире видят белые мраморные статуи, с едва намеченными глазами без зрачков. И одежда, и тела древних героев и богов представляются нам созданными в одном-единственном отвлеченном цвете мрамора.
В период Возрождения творцами того времени скульптура из чистого белого камня стала трактоваться как классическая. Микеланджело и другие авторы стали воспевать в своих работах чистоту и натуральность материала.
В конце XVIII-го начала XIХ-го веков проводились регулярные и интенсивные археологические раскопки, которые пополняли мировую сокровищницу новыми образцами древнегреческой культуры. Некоторые из них содержали цветные фрагменты. В литературе Древней Греции встречались упоминания о цветных статуях. Но в спорах о внешнем виде Древней Греции все также побеждала классическая стереотипная точка зрения. Доходило до того, что статуи намеренно «приводились» к такому виду. Так, Лорд Дювин в 1930-х годах заставил «почистить» статуи из коллекции Элджина металлическими щетками, чтобы убрать видимые пигменты с их поверхностей.
Однако с XVIII века археологи стали открывать остатки слоев краски на мраморных поверхностях статуй, постройках и других произведениях искусства, в основном, естественно, на тех, которые избежали выветривания, воздействия дождей и солнечного света. Важной вехой в исследованиях окраски античных статуй стало открытие цветового решения храма Афины Афаи на острове Эгина, сделанное немецкими археологами.
В начале 2004 года в мюнхенской Глиптотеке прошла уникальная выставка «Bunte Götter» (Разноцветные боги), где были представлены раскрашенные античные скульптуры. Раскрашивали, конечно, не сами скульптуры, а их специально изготовленные гипсовые копии, и не просто так, а по сохранившимся на оригиналах частицам пигментов.
Эта выставка появилась на свет в результате кропотливого труда интернационального коллектива учёных из Гарварда, Смитсоновского уни­верситета, университа Колорадо и ряда других под руководством профессора археологии Винсенса Брикмена из Мюнхена (Германия).
Начиная с 1982 года, используя совре­менные технологии и научные дости­жения в области органической химии, рентгенодиагностики, они попытались создать реконструкцию классических произведений греческого искусства.
Более 25 лет они изучали поверхность античных статуй, вооружившись ультра­фиолетовыми рефлектографами, лазерными лампами и дорогостоящими мине­ралами, и смогли реконструировать первоначальный внешний вид древних изваяний. Оказалось, что древнегреческая скульптура на самом деле никогда не была белой, как нас к тому приучили!
Мраморный мир греческой древности был многоцветным. Да он и не мог быть другим, потому что такой живой и жизнерадостный народ как древние греки, жившие к тому же в такой полноцветной среде, должны были стремиться к живому искусству. Да разве могло быть такое, чтобы платье девушки осталось бы мраморно-белым, если в действительности оно было разноцветным и расшитым? Разве осталось бы холодным и безжизненным обнаженное тело юноши?..
На выставке белым оригиналам противопоставлены их цветные копии. На многих скульптурах реконструированы рисунки тканей, которые поражают своими яркими красками и сложностью орнамента. Совершенно по-новому выглядят изображения древнегреческих одежд. Никода до этого момента щирокая публика не могла даже представить себе, насколько греческое искусство было ярким и многокрасочным; насколько орнаменты, украшающие одежды древнегреческих богов и героев, были разноцветны и сочны.
В центре экспозиции находились скульптуры с фронтона храма Афайи. Зна­менитый лучник с западного фронтона храма изображает троянского принца Париса. На нём плотно облегающее его тело одеяние. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. Вультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке. Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.


У Париса узор его одеяния растянут на бедре, и вытянут на колене, словно речь идёт о вязаных штанах. Благодаря этому форма скульптуры получалась ещё большую выразительность.
Кстати говоря, глаза у «классических» статуй потому и казались слепыми, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краской. Древнегреческие храмы тоже не были полностью белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.

       

На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.

     

Фигуры с фронтона храма Афайи были созданы около 500 года до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми.

       

Скульптуры классического периода были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу. В эпоху эллинизма возникла иная цветовая гамма (цвета плавно переходящие из одного в другой.

       

Выставка побывала в Стамбульском археологическом музее, в Ватиканских музеях, в Афинском археологическом музее и так далее. Пoбедное шествие продолжаeтся.  Когда же она доберется до нас?..