СОШ 8, Подольск, МХК, Эфес

Эфес

По легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ — основать новый город. Место для города ему должны были указать рыба и кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен Эфес. Дикий кабан стал символом города, где ему был установлен памятник.
Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев.
Эфес был одним из крупнейших городов в Ионии, самой развитой и богатой области греческого мира, обогащённого здесь культурой Востока. Из малоазийских городов выходили смелые мореплаватели и колонисты, держащие путь в Чёрное море и к африканским берегам. Богатые полисы Ионии много строили. В античном мире каждый знал о храме Геры на Самосе, храме Аполлона в Дидимах, близ Милета, о храме Артемиды в Эфесе...
Покровительницей города считалась Артемида, и вполне естественно, что горожане решили воздвигнуть храм в честь такой покровительницы. Храм строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов участвовать в столь солидном предприятии. Большие деньги на строительство храма внес лидийский царь Крез.
В 356 году до нашей эры этот храм был сожжен Геростратом (чтобы прославить свое имя), однако эфесцы сразу же стали строить на его месте новый, и он был настолько прекрасен, что его признали одним из семи чудес света.
В отделке храма принимали участие знаменитые ваятели и живописцы, среди которых Пракситель (рельефы для алтаря), Скопас (рельефы на колоннах) и Апеллес (картины).
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Руины агоры относятся к романским сооружениям периода римской империи. Агора была украшена двойной колоннадою портика, под которым размещались торговые ряды. Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. На севере от агоры стоят развалины базилики, построенной при династии императоров Августов.

Полукруглое сооружение, известное как Одеон (или малый театр), расположено на склоне холма на севере от Агоры. Судя по написи, его построил Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение Одеона — место заседаний Сената (булевтерий). Первое крытое сооружение, расчитанное на 1 400 мест, использовалось поочередно: для заседаний Сената и для театральных представлений. Конструкция просцениума говорит о том, что строение было предназначено скорее для заседаний Сената, чем для театральных представлений.

Надпись, выгравированная на архитраве храма Андриана, свидетельствует о дате его сооружения — 138 год. Перед монументальным пронаосом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые украшали храм. По тем сохранившимся на пьедесталах надписям можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия.
Коринфский ордер храма, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают легкую, утонченную арку — все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. В центре арки изображена Тихе (богиня-покровительница города).

С противоположной стороны храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма». В основном здесь жили представители привелигированных слоев общества, в связи с чем улица имеет другое название — «Дома богачей».

Библиотека Цельсия построена по проекту Тиберия Юлия Аквила, который пожелал посвятить её своему отцу. Архитектор завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во время нашествия готов часть здания была разрушена пожаром, который пощадил двухъярусный фасад. Он украшен колоннами и имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса стоят на подиуме лестницы из девяти ступеней, сгруппированы попарно и увенчаны коринфскими капителями.

На противоположной библиотеке стороне улицы, разместилось здание так называемого дома Любви, до которого из библиотеки вел подземный ход. Мужчины города, таким образом обманывали своих жен, говоря, что идут читать книги. На тротуаре, который ведет к дому, сохранилась одна из самых первых в мире реклам, на которой одна из жриц любви приглашает к себе в гости. На самом деле, это, по всей видимости, любимая «байка» экскурсоводов. Вряд ли, по свидетельствам историков, это был публичный дом, скорее всего, просто дом богатых горожан. Многочисленные комнаты внутри домов имеют мозаичные полы и настенные фрески.
Театр дошёл до нас в хорошем состоянии. Его вместимость — 25 000 мест. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики (шепот актера долетал до самого последнего ряда). Днем на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными.

Пританием — в древности называлась здание, которое предназначалось для размещения канцелярских служб, где проводились также праздничные приёмы и банкеты для городской знати. Его можно сравнить с современным муници­палитетом. В расположенном рядом с Пританием храме Гестии постоянно горел священный огонь, поддерживаемый пританами (священнослужителями). В определенное время они жевали опий, и опьянев, танцуя шли от притания к храму Артемиды. Если в это время священослужителя замечали преступника, которого везли на казнь, то его освобождали.

Улица Куретов протянулась вдоль склона от библиотеки Цельсия и ворот Геракла до агоры. Мощение из мрамора и камня гармонирует с руинами античных строений, которые стоят на улице. Можно увидеть колонны, каменные пьедесталы, подиумы, капители, фризы и статуи. Название улицы связано с мифологическими персонажами, которые дали имя священной касте куретов (они возглавляли культовые действия в храме Артемиды).
На этой улице размещались накрытые решетками ямы, в которые помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. На улице также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы. Законы в то время были неизменны.

Эфес христианской эпохи знаменит тем, что его посетил апостол Павел.  В 431 году здесь проходил третий Вселенский собор. Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, в этом городе проживала свои последние годы святая Богородица.
Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери.
Поскольку апостолы разделили между собой территории для проповедования христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он и поселил святую Богородицу в Эфесе, где она и провела последние годы жизни.
В нескольких километрах от Эфеса находится дом девы Марии. Сейчас здесь восстановлена часовня. Это место является святым, и является объектом паломничества верующих со всего мира. Памятник официально санкционирован Ватиканом.
Древнее предание гласит: если Вы хотите отпустить свои грехи на ближайшие семь лет, попейте воды из целительного святого источника девы Марии, который находится рядом с ее домом. Рядом расположена стена желаний, где каждый может загадать желание, закрепив узелок из любой материи на специально установленных решетках.