СОШ 8, Подольск, МХК, Эпидавр

Эпидавр

Эпидавр («Дарованный надолго») находится на восточном берегу Арголидского полуострова на северо-востоке Пелопоннеса и был основан в 6-м веке до нашей эры. Расстояние от Афин до Эпидавра порядка 130 километров. Сегодня это небольшой городишко с 5-тысячным населением. Но в былые времена он обладал широкой известностью и влиянием, и существовал ещё с микенских времён. Эпидавр стал известен как место рождения Асклепия, основопо­лож­ника современной медициы.

       

Бог-врачеватель Асклепий (у римлян Эскулап) был сыном Аполлона и простой девушки. Медициной он увлекся еще в детстве, был отдан в обучение к мудрому кентавру Хирону, которого быстро превзошел в науках. Не было болезни, которую не смог бы он излечить, никому не отказывая в помощи. Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части — использовалась Асклепием для спасения людей.
Асклепий пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка — сына Миноса и других). Искусство Асклепия было столь велико, что люди на земле перестали умирать.
Тогда демон смерти Танатос пожаловался Зевсу, что Асклепий нарушает мировой порядок. Ведь жизнями и смертями распоряжался Аид и никто кроме него не вправе этого делать. «Если люди станут бессмертными, — подумал Зевс, — кто тогда отличит людей от богов?» Яркой вспышкой мелькнула молния великого царя Олимпа, и поразила Асклепия. В общем, трудно быть богом.
Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон были известны как прекрасные врачи. Они участвовали в битве греков с троянцами. О них сказал Гомер:
                            «сотни воителей стоит один врачеватель искусный
                            вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством…».
Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия — терапев­том. Ещё один сын Телесфор считался гением выздоровления (его имя в переводе означает «приводящий к благому концу»).
Дочери Асклепия Гигея и Панакея были известны как покровительница чистоты и здорового образа жизни (производное от имени — гигиена) и способная излечить любую болезнь (панацея). Священные животные Асклепия — змея и петух, много веков спустя люди изображали отца медицины с выкормившей его собакой и со змеей.
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство...»— так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая была создана еще до Гиппократа и сегодня носит его имя.
Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, двумя главными местами культа Асклепия стали Эпидавр и остров Кос. Святилище Асклепия в Эпидавре было особенно популярно и притяги­вало к себе больных из самых отдаленных уголков Греции. Сюда приезжали лечиться все — и бедняки, и цари. Святилище Асклепия — центр паломничества всех жаждущих исцеления. Это самое крупное для Греции, да и для всей античности, святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира.
Святилище Асклепия находилось в широкой, окруженной высокими холмами долине среди сосновых лесов. Это живописное место с умеренным климатом и богатыми минеральными источниками одним своим видом успокаивает уставшего и больного человека, что сыграло не последнюю роль в выборе места для строительства. Считалось, что целебный воздух и общая красота ланд­шафта дарит людям здоровье.


Cанаторно-курортный комплекс сооружений, посвященный Асклепию, вклю­чал в себя богато украшенный мраморной скульптурой дорический храм Асклепия со статуей самого бога; круглое здание толоса Фимела, в фундаменте которого находился лабиринт, где проходила мистическая процедура посвя­ще­ния в жрецы; храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Муз, Афродиты, Фемиды и Апол­лона; портик Абатон; общественные сооружения (театр, большой отель для пациентов и их сопровождающих, гимнасиум и палестра, стадион, термы, сооружения для купания, зимний сад, библиотеки).
Святилище Асклепия сегодня представляет собою лишь камни разбросанные по полю (исключение — театр). Это последствие знаменитых землетрясений 522 и 551 годов. Время не оставило камня на камне.
Храм Асклепия построен в 490 году до нашей эры. Французская археологи­ческая экспедиция, производившая раскопки в Эпидав­ре, обнаружила надписи о строительстве храма, в которых упоминается архитектор по имени Феодот.
Храм представлял собой дорический периптер с шестью колоннами на перед­нем и заднем фасаде, и одиннадцатью по боковым фасадам.

   

   

Внутри храма находилась огромная статуя Асклепия, сделанная из слоновой кости и золота. Скульптор Фрасимед Паросский изобразил Асклепия сидящим на троне, и окруженного священными животными — золотой змеей, которая поднимается к левой руке бога врачевания, и лежащей справа от него собаки. Сам трон был украшен рельефными изображеними аргосских героев: Беллерофонта, убиваю­щего Химеру, и Персея с отрубленной головою Медузы (по описа­нию путешественника Павсания).
О том, как выглядела эта статуя можно судить по ее изобра­жению на монетах Эпидавра.
Деревянные двери также были украшены слоновой костью и золотом. В полу целлы имелся проход в подземную треугольную камеру — сокровищницу, в которой хранились ценности и подношения храму (из описания Павсания).
Внешние украшения храма включали метопы, скульптурные композиции, барельефы. На фронтонах храма были изображены битва греков с троянцами (на восточном) и амазонками (на западном). Крышу храма венчала статуя Ники, богини Победы, а так же женской фигуры верхом на лошади, предположительно Ауры — богини легкого холодного ветра.
Сегодня от самого храма Асклепия остался только фундамент и остатки фронтонных скульптур. Замечательна фигура амазонки на вздыбленном коне.



           

Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памят­ники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления и тексты с «рецептами» лекарств. Паломники после выздоровления приносили сделанные из камня или гипса изображения больных частей тела (вотивы). Также в уплату за услуги приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши найдены в Эпидавре в большем количестве.

       

Толос, который в античности назывался «Фимела», представлял собой круглое здание, построенное около 360-330 до нашей эры архитектором Поликлетом Младшим из Аргоса.
Фимелу окружали 26 колонн дорического ордера, внутренняя стена была отделана снаружи по основанию и фризу белым мрамором, а внутри — черным мрамором, ее украшали фрески знаменитого художника Павсия.
Внутри Фимелы была еще одна круговая колоннада, образованная 14 мрамор­ными колоннами коринфского ордера.

     

Найдена резная капитель, возможно, служившая необычным образцом для колонны коринфского ордера, повторенный позднее в колоннах Пантеона в Риме. В капители использован мотив ветвей олив. Эта капитель, неповторимая в своем великолепии (350 год до нашей эры) — украшение музея в Эпидавре.

       

       

Под толосом Фимела находился подземный лабиринт. По преданию, там со­дер­жали священных змей бога Асклепия. В подземелье располагались три бас­сей­на, сообщавшиеся с минеральным источником, вода которого обладала природ­ным лечебным действием и потому он считался священным.

     

Важным местом был портик Абатон («недоступный, заповедный») длиной 70 м, где спали желающие исцелиться и близ которого находился источник для омовения. Применявшиеся здесь методики лечения были как-то связаны с внушением. Жрецы рассказывали паломникам о целительной силе Асклепия, а затем укладывали их спать в Абатоне, и во сне больные общались с богом. Подготовка к встрече с богом включала в себя рацион питания с наркотическими добавками. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в священный сон. Асклепий являлся паломникам в образе змеи. Эти сновидения и становились ключевым элементом их выздоровления.

   

Одним из методов лечения, практиковавшихся в святилище, было исцеление змеей, которая касалась больного языком. Асклепия обычно изображают со змеем, сбрасывающим кожу, который символизирует обновление.
Производились и хирургические операции: целый набор медицинских инстру­ментов 5-4 веков до нашей эры был обнаружен при раскопках.

       

Лечили также молоком, вином, голоданием, травами, целебными ваннами и так далее. Bоздух вокруг был напоен запахом трав и сосновой хвои, поэтому нетрудно убедиться, что святилище действительно оказывало на пациентов лечебное воздействие.
Спортивные состязания являлись частью различных религиозных ритуалов; в честь Асклепия же они имели особое значение, поскольку физическа форма напрямую связана со здоровьем, и физические упражнения его укрепляют.
Античный стадион в Эпидавре был построен в 5-4 веке до нашей эры. В отличие от других стадионов этой эпохи (Олимпия, Немея), он имел каменные сидения. Они были построены в V веке до нашей эры — немного позже чаши самого стадиона.
При строительстве этого стадиона учитывался естественный рельеф мест­нос­ти, который позволил достичь длины в 181 метр и ширины в 25 метров. Этот большой стадион использовался для проведения игр, он длительное время был главным конкурентом Олимпийского стадиона.

       

В двух концах стадиона были сделаны стартовая и финишная линии. Дорожки разделялись деревянной оградой. С севера к стадиону вел подземный арочный проход — только для атлетов и официальных лиц. Этот подземный ход начинался на палестре, где атлеты могли разминаться перед соревнованиями.
Для омовения спортсменов перед конкурсами был предусмотрен бассейн.
Огромный поток паломников побудил местных жителей в 4-м веке до нашей эры построить здесь театр, вместимостью 14 тысяч зрителей. Руководил его построй­кой архитектор Поликлит-Младший из города Аргоса. Его творение отличали совершенство пропорций и акустики.
Самый совершенный пример греческого театра, был построен для развлечения пациентов святилища Асклепия в Эпидавре. Древние греки считали, что лечить больных могут не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и в результате — катарсис (очищение).

   

Вокруг орхестры расположены пятьдесят пять рядов сидений для зрителей. Все, кроме первого, выполнены из серого известняка. Первый ряд отводился для почетных зрителей, поэтому сами сидения были шире и удобнее, а камень, из которого они построены, имеет красивый розовый оттенок.
Вход обрамляют отреставрированные коринфские пилястры.

       

       

       




В центре орхестры находится небольшой круглый камень — алтарь Диониса, бога виноделия. Благодаря расположению рядов, все происходящее на орхестре было прекрасно видно и слышно с любого места. Особенно поражает акустика театра: даже шепот, звук зажигаемой на сцене спички или легкий удар монеты о камень алтаря Диониса прекрасно слышны на всех пятидесяти пяти рядах.
Проверено: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны.
В качестве театральной площадки театр работает и сейчас: каждый год летом здесь проходит фестиваль античной драмы, а чтобы получить право выступать на такой уникальной сцене, ждут своей очереди известнейшие театры мира. В рамках фестиваля в Эпидавре участвовали некоторые из величайших гре­чес­ких и зарубежных артистов, в том числе известная певица Мария Каллас.

       

Представления начинаются на закате и заканчиваются к полуночи. Естест­вен­ный задник сцены составляют горы Арголиды, платаны, сосны у святи­ли­ща Асклепия. В свете фонарей мельтешат летучие мыши.
Сегодня люди приезжают в Эпидавр в основном для того, чтобы увидеть пре­красно сохранившийся античный театр, в котором до сих пор во время Эл­лин­ского фестиваля показывают классическую греческую драму, современные спек­такли, оперу и музыкальные шоу. Первые театральные состязания прошли в этом театре 2000 лет назад.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       


Археологический музей Эпидавра

В музее Эпидавра собраны находки с территории святилища — фрагменты построек, уникальные макеты храма Асклепия, скульптуры, целый набор древних медицинских инструментов, говорящий о том, что жрецы исцеляли не только одними молитвами, а также истории болезни, вырубленные на мраморных плитах. Здесь же также можно увидеть каменные изваяния или слепки человеческих органов, которые греки даровали храму после исцеления.

       

       

               

       

       

           


Реконструкция Эпидавра
(Данила Логинов)

Реконструкция Эпидавра, общий вид святилища Асклепия


Реконструкция Эпидавра, толос Фимела, храмы Асклепия и Артемиды


Реконструкция Эпидавра, Толос и храм Асклепия


Реконструкция Эпидавра, в центре храм Артемиды, вдали толос Фимела


Реконструкция Эпидавра, храм Асклепия и алтарь Аполлона


Реконструкция Эпидавра, алтарь Аполлона, справа виден храм Артемиды


Реконструкция Эпидавра, в центре алтарь Аполлона, справа храм Асклепия


Реконструкция Эпидавра, храм Асклепия


Реконструкция Эпидавра, Пропилеи


Реконструкция Эпидавра, толос Фимела


Реконструкция Эпидавра, театр



Ещё одна реконструкция Эпидавра

общий вид святилища Асклепия


толос Фимела, храм Асклепия, вдали портик Абатон










вид изнутри портика Абатон


вид изнутри Пропилей


вид со стороны Пропилей на храм Артемиды


храм Артемиды, вдали толос Фимела и храм Асклепия


толос Фимела, вдали портик Абатон и храм Асклепия


   







элементы декора толоса Фимела
   

   

   

   

ритуальные танцы под звуки лиры