СОШ 8 Подольск, творчество Альма-Тадема
главная страница






Автопортреты Лоуренса Альма-Тадема


Автопортрет в юности

Автопортрет, 1902

Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema), (1836-1912), английский художник, представитель романтического историзма.
Родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836 года. Учился в антверпенской Академии художеств (1852–1858). Сдружившись со своим наставником Лейсом, одним из лидеров бельгийского романтизма, сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории для антверпенской ратуши. С 1870 года обосновался в Лондоне, где сделал успешную карьеру.
Первоначально писал полотна на средневековые мотивы, но после посещения Италии, доминирующей темой его искусства стала классическая античность. Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к светскому мировосприятию своих современников, — отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины («Древнегреческий военный танец», «Чтение Гомера»). Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии.
Альма-Тадема — один из самых знаменитых мастеров исторической живописи в европейском искусстве. Всей его живописи свойственно колористически светлое звучание. Ему как никому другому удалось воплотить представления людей о благополучном прошлом, о сказочной гармоничной жизни, лишенной войн и общественных потрясений. Атмосфера бесконечного праздника, царящая в его картинах, создавала у современников ощущение красоты жизни, заставляла искать глубокий смысл в повседневности. Сам художник искренне полагал, что «искусство должно быть красиво, потому что оно должно воспитывать, а не учить».
Живописец был не только мастером исторической живописи и художником-символистом XIX века, но и основоположником стиля прерафаэлитов. О его образованности восторженно отзывались художники, критики и археологи нескольких стран. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. В 1899 году был возведен в рыцарское достоинство.
К концу XIX века выступал и как художник театра. Он выполнял заказы на театральные постановки («Кориолан» Генри Ирвинга, 1901, лондонский театр «Лицеум»).
Из его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Кроме этого, об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
Умер Альма-Тадема на лечении в Висбадене 25 июня 1912 года.
Окруженный шумным успехом, он был одним из самых богатых художников XIX века. Он оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа. Но при всей своей огромной популярности при жизни сэр Лоренс Альма-Тадема, был тут же забыт (!!!), как только душа его покинула бренное тело. Как и в случае с Семирадским, ближайшим его аналогом в польском и русском искусстве, интерес к творчеству Альма-Тадемы со временем значительно упал, но возродился к концу XX века в связи с новым интересом к салонному искусству в его контактах с символизмом.

Картины Лоуренса Альма-Тадема:


Роспись амфор, 1871

Вакханка, 1907

Пандора


Чтение из Гомера, 1885

Сафо и Алкей, 1881


Ежегодный праздник вина, 1870



Посвящение Бахусу, 1889


Фидий показывает бордюр
Парфенона своим друзьям


Галерея скульптуры,
1867


Древнегреческий военный танец, 1869


Обучение детей метанию ножей, 1861


Египетская вдова, 1872


Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад, 1863


Обнаружение Моисея, 1904


Антоний и Клеопатра, 1883


Триумф Тита, 1885


Аудиенция у Агриппы, 1876


Беседа


Воззвание императора Клавдия, 1867


Вход в римский театр, 1866


Женщины Амфиссы, 1887


Галло-романские женщины, 1865


Каракалла и Гета, 1909


Розы Гелиогабалуса, 1888


Love Votaries, 1891


Голос весны, 1910


Задумчивость


Ожидания, 1885


Под сенью голубого ионического неба, 1903


Ничего больше не проси, 1906


Поцелуй, 1891


В аподитериуме


Фригидариум

В тепидариуме


Термы Каракаллы, 1899

Купальщицы с губками, 1879

Купленные фаворитки, 1909


Серебристые любимцы, 1903



Родина Афродиты, 1908



Смотровая площадка, 1895


Колизей, 1896


Полуденный разговор, 1896


Весною мир прекрасен, 1902


Весенние надежды, 1890

Ты лучше всех роз, 1883

Тихое приветствие, 1889


Флора, 1877



Поэзия, 1879



Проза, 1879


Гречанка, 1869


В перистиле, 1866


Римская семья, 1868


Римский писец

Римский гончар, 1884

Весна, 1894


Любимый поэт, 1888


Сравнения, 1862


Черешни, 1873


Соперницы, 1893


Земной рай, 1891


Между надеждой и страхом, 1876


Долгожданные шаги, 1883


Комната для родов, XVII век, 1868


Фауст и Маргарита, 1857

Дары лета, 1911


В моей студии, 1893


Картинная галерея, 1874


94 градуса в тени, 1876


Певец Георг Хеншель, 1879


Далоу с женой и дочерью, 1876


Анна Альма-Тадема, 1883


Золотой час, 1897

Семья, 1896

Это наш уголок, 1872