Автопортреты Лоуренса Альма-Тадема
Автопортрет в юности
|
Автопортрет, 1902
|
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema), (1836-1912), английский художник, представитель романтического историзма.
Родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836 года. Учился в антверпенской Академии художеств (1852–1858). Сдружившись со своим наставником Лейсом, одним из лидеров бельгийского романтизма, сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории для антверпенской ратуши. С 1870 года обосновался в Лондоне, где сделал успешную карьеру.
Первоначально писал полотна на средневековые мотивы, но после посещения Италии, доминирующей темой его искусства стала классическая античность. Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к светскому мировосприятию своих современников, — отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины («Древнегреческий военный танец», «Чтение Гомера»). Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии.
Альма-Тадема — один из самых знаменитых мастеров исторической живописи в европейском искусстве. Всей его живописи свойственно колористически светлое звучание. Ему как никому другому удалось воплотить представления людей о благополучном прошлом, о сказочной гармоничной жизни, лишенной войн и общественных потрясений. Атмосфера бесконечного праздника, царящая в его картинах, создавала у современников ощущение красоты жизни, заставляла искать глубокий смысл в повседневности. Сам художник искренне полагал, что «искусство должно быть красиво, потому что оно должно воспитывать, а не учить».
Живописец был не только мастером исторической живописи и художником-символистом XIX века, но и основоположником стиля прерафаэлитов. О его образованности восторженно отзывались художники, критики и археологи нескольких стран. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. В 1899 году был возведен в рыцарское достоинство.
К концу XIX века выступал и как художник театра. Он выполнял заказы на театральные постановки («Кориолан» Генри Ирвинга, 1901, лондонский театр «Лицеум»).
Из его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Кроме этого, об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
Умер Альма-Тадема на лечении в Висбадене 25 июня 1912 года.
Окруженный шумным успехом, он был одним из самых богатых художников XIX века. Он оказал большое влияние на стилистику исторического кинематографа. Но при всей своей огромной популярности при жизни сэр Лоренс Альма-Тадема, был тут же забыт (!!!), как только душа его покинула бренное тело.
Как и в случае с Семирадским, ближайшим его аналогом в польском и русском искусстве, интерес к творчеству Альма-Тадемы со временем значительно упал, но возродился к концу XX века в связи с новым интересом к салонному искусству в его контактах с символизмом.
Картины Лоуренса Альма-Тадема:
Роспись амфор, 1871
|
Вакханка, 1907
|
Пандора
|
Чтение из Гомера, 1885
|
Сафо и Алкей, 1881
|
Ежегодный праздник вина, 1870
|
Посвящение Бахусу, 1889
|
Фидий показывает бордюр Парфенона своим друзьям
|
Галерея скульптуры, 1867
|
Древнегреческий военный танец, 1869
|
Обучение детей метанию ножей, 1861
|
Египетская вдова, 1872
|
Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад, 1863
|
Обнаружение Моисея, 1904
|
Антоний и Клеопатра, 1883
|
Триумф Тита, 1885
|
Аудиенция у Агриппы, 1876
|
Беседа
|
Воззвание императора Клавдия, 1867
|
Вход в римский театр, 1866
|
Женщины Амфиссы, 1887
|
Галло-романские женщины, 1865
|
Каракалла и Гета, 1909
|
Розы Гелиогабалуса, 1888
|
Love Votaries, 1891
|
Голос весны, 1910
|
Задумчивость
|
Ожидания, 1885
|
Под сенью голубого ионического неба, 1903
|
Ничего больше не проси, 1906
|
Поцелуй, 1891
|
В аподитериуме
|
Фригидариум
|
В тепидариуме
|
Термы Каракаллы, 1899
|
Купальщицы с губками, 1879
|
Купленные фаворитки, 1909
|
Серебристые любимцы, 1903
|
Родина Афродиты, 1908
|
Смотровая площадка, 1895
|
Колизей, 1896
|
Полуденный разговор, 1896
|
Весною мир прекрасен, 1902
|
Весенние надежды, 1890
|
Ты лучше всех роз, 1883
|
Тихое приветствие, 1889
|
Флора, 1877
|
Поэзия, 1879
|
Проза, 1879
|
Гречанка, 1869
|
В перистиле, 1866
|
Римская семья, 1868
|
Римский писец
|
Римский гончар, 1884
|
Весна, 1894
|
Любимый поэт, 1888
|
Сравнения, 1862
|
Черешни, 1873
|
Соперницы, 1893
|
Земной рай, 1891
|
Между надеждой и страхом, 1876
|
Долгожданные шаги, 1883
|
Комната для родов, XVII век, 1868
|
Фауст и Маргарита, 1857
|
Дары лета, 1911
|
В моей студии, 1893
|
Картинная галерея, 1874
|
94 градуса в тени, 1876
|
Певец Георг Хеншель, 1879
|
Далоу с женой и дочерью, 1876
|
Анна Альма-Тадема, 1883
|
Золотой час, 1897
|
Семья, 1896
|
Это наш уголок, 1872
|
|