СОШ 8 Подольск, творчество Арчимбольдо
главная страница






Портреты Арчимбольдо

       

Арчимбольдо Джузеппе (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 веке предтечей сюрреализма,
Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный живописец пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры. В ХХ веке эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для всем известного художника-сюреалиста Сальвадора Дали.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо, и его жизнь. Он родился в Милане в семье живописца Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор.
Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом).



     

А вот еще одно свидетельство творчества молодого художника. Перед вами фрагмент ковра, исполненного нидерландскими мастерами по картонам Арчимбольдо.



Смерть Марии, фрагмент ковра, 1558

В 1562 году германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II в Праге художник получает придворное звание «мастера празднеств» за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Все у императора было особое — и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями, и люди — ученые, астрономы, и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. В то же время он — инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.
Для императора написал нимфу Флору и портрет императора. Портрет изображает императора Рудольфа II в образе бога времен года и земных плодов Вертумна (Вертумния), который был известен в древней Италии. Вертумн был богом превращений, метаморфозом природного изобилия.
Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформирует реальность. Из кабачка делает нос, из огурца – подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную шевелюру а из набора овощей ...


     

В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.
После смерти Фердинанда I Арчимбольдо был вновь назначен придворным живописцем у Максимилиана II и по его поручению испольнил еще четыре версии «Времен года».


с            

Цикл «Стихии» («Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля») имеет политическое значение. Оно вытекает из множества заключенных в них символов и намеков на династию Габсбургов. В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье.


           

В период правления Рудольфа II художник был одним из главных устроителем придворных торжеств.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Художник умер в Милане 11 июля 1593 года от почечный камней, погребен в церкви Сан Пьетро делла Винья. После смерти интерес к произведениям Арчимбольдо падает. Остававшийся долгое время забытым, он был вновь открыт в 1930-е годы благодаря сюрреалистам, обнаружившим в его живописи предвестие фантаститического. Критики отмечают сходство картин Арчимбольдо с картинами Сальвадора Дали и Макса Эрнста.


Картины Джузеппе Арчимбольдо:


Водонос


Адмирал


Библиотекарь (историограф и нумизмат Вольфганг Лациус)


Юрист (знаменитый юрист Иоганн Ульрих Цазиус)


Ева


Адам


Четыре времени года в одном портрете


Лето


Зима

     
Повар

     
Садовник

     
Садовница


Максимилиан II и его семья


Эрцгерцогиня Анна


Эрцгерцогиня Иоанна


Barbara (?) Daughter of Ferdinand I


Эрцгерцогиня Мадлена