СОШ 8 Подольск, творчество Бакста
главная страница






Автопортрет и фото Бакста

       

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (Lev Bakst) (1866-1924), русский театральный художник и график.
Родился в Гродно в семье мелкого коммерсанта. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств. Подружившись с Альбертом Бенуа, он увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. Бакст подрабатывал, иллюстрируя книги и журналы. Впервые представил свои работы на выставке в 1889 года, приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг Дягилева и Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания журнала «Мир искусства». Графические работы для этого журнала принесли Баксту известность. Он внес волнистую линию модерна и восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам. Продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество портретов известных писателей и художников — Левитана, Сомова, Розанова, Белого, Гиппиус, Балакирева, Бенуа . . .
По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 году получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже. Период с 1893 по 1899 годы провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину «Древний ужас» с архаической Афродитой на первом плане. На полотне изображалась сцена мировой катастрофы.
Все «мирискусники» страстно любили театр. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских «Русских сезонов». К концу 1900-х годов Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой). Он стал ведущим художником «Русских сезонов» Дягилева, и создал декорации и костюмы к балетам «Клеопатра», «Шехерезада» и «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», поражавшие зрителей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Обладая необычной фантазией, Бакст умел гармонично комбинировать материалы, мог в одном костюме соединить ткани с резко отличающимися фактурами. Он предлагал домам тканей и мод не только модели, но и разработанные им рисунки тканей. В 1911-1914 годах именно Бакст оказал наибольшее влияние на европейских художников-модельеров.
Поэт Максимилиан Волошин так писал: «Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках. Он с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды». Оригинальный стилизатор античных и восточных мотивов, он был одним из самых ярких представителей модерна и в театрально-декорационном искусстве, и в книжной графике, и в станковой живописи.
Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге. В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что художник был вынужден покинуть труппу.
В последние годы Бакст работал и во Франции, и в Америке, оформлял спектакли театров «Гранд-опера», «Мишель», труппы Иды Рубинштейн. Выступал и как либреттист. Продолжал писать портреты. Умер 27 декабря 1924 года в Париже от отека легких.

Картины Льва Бакста:


Древний ужас, 1908




Элизиум




Костюм Нижинского к балету
Дебюсси «Послеполуденный
отдых фавна», 1912


Карнавал,
балет Шумана, 1910


Клеопатра, костюм
для еврейского танца


Клеопатра,
для Иды Рубинштейн


Клеопатра,
арапчонок


Шехерезада,
индийский юноша


Шехерезада,
негр


Шехерезада,
одалиска


Шехерезада,
одалиска


Жар-птица, балет
Стравинмкого, 1910

Жар-птица, костюм
Тамары Карсавиной

Жар-птица,
костюм танцовщицы

Нарцисс,
балет Черепнина, 1911


Послеполуденный отдых фавна, декорации

Клеопатра, декорации


Шехерезада, декорации

Спящая-красавица, декорации


Портрет поэтессы и писательницы,
Зинаиды Николаевны Гиппиус


Портрет художника, критика и историка
искусства Александра Бенуа, 1898


Портрет Вальтера
Нувеля, 1895


Портрет литератора
Дмитрия Философова


Портрет Сергея
Дягилева с няней, 1906


Портрет графини
Келлер, 1902


Портрет писателя
и поэта Андрея Белого

Портрет молодого
дагомейца

Портрет Марии,
племянницы художника

Портрет Андрея Бакста,
сына художника