СОШ 8 Подольск, творчество Батони
главная страница






Автопортрет Батони


Батони Помпео Джироламо (Pompeo Girolamo Batoni) (1708-1787), итальянский художник XVIII века. В его творчестве органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо и веяния нового течения — неоклассицизма.
Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у отца. Возможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Девятнадцатилетним юношей он переезжает в Рим и остается здесь до конца жизни. Батони копирует картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывавает античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
Судьба Батони сложилась удачно. Успех сопутствовал ему в Риме. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать.
В ранних работах Батони сказались традиции барокко. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма изменили его творчество. Художник обращается к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй его работ. Художественный язык становится ясным, строгим, классические мотивы легко узнаются в позах.
К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком». Художник изобразил Геракла в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма.
В искусстве Батони не могли не сказаться реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. В «Святом семействе» композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Чаще всего художник писал знатных лиц.

Картины Помпео Батони на мифологические сюжеты:

Фетида вручает Хирону Ахиллеса на воспитание


Обучение
Ахилла, 1746


Обучение
Ахилла, 1746


Ахилл при дворе
Ликомеда


Наказание купидона


Клеопатра и Марк Антоний


Вулкан


Геракл на распутье


Геракл на распутье


Геракл на распутье


Полифем, Ацис
и Галатея


Смерть
Мелеагра


Младенец Геракл,
удушающий змей


Аполлон, дающий
урок музыки


Венера, дарящая
Энею доспехи


Венера, дарящая
Энею доспехи


Венера, ласкающая Амура


Венера и купидон


Венера с Амуром


Диана и Купидон


Амур и Психея


Эней бежит из Трои

Александр и семья Дария


Антиох и Стратоника

История любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Деметрий». В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников, и подвигла их на создание большого числа произведений искусства. Только живописных полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Антиох, сын основателя династии Селевка, правившего после смерти Александра Великого, влюбился в свою мачеху Стратонику. Считая, что его страсть безнадежна, он начал искать способ покончить с собой, представившись больным — он стал морить себя голодом.
Придворный врач Эрасистрат быстро догадался о природе его недуга: сидя в спальне Антиоха и наблюдая за его реакцией на приходивших к нему дам, он вскоре понял, которая из них была причиной душевного расстройства Антиоха. Эрасистрат сообщил об этом Селевку, который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху не только своего царства, которое тот унаследовал бы в любом случае, но и своей жены. Иногда в углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый лекарь догадывается об истинной причине болезни своего пациента.



Воздержанность Сципиона Африканского

Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Публий Корнелий Сципион Африканский Старший — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.

Аллегорические картины Помпео Батони:


Чувственность



Время,
открывающее Истину


Сан Марино провозглашает
республику


Время велит Старости
уничтожить Красоту


Меркурий, коронующий
Философию, (мать Искусств)


Аллегория
искусств


Кротость
(Meekness or Love)


Аллегория
живописи


Чистота
сердца


Аллегория смерти двух
сыновей Фердинанда IV


Мир и
справедливость


Аллегория
религии


Дама в образе
Дианы охотницы

Война
и Мир

Изабелла Потоцкая
как Полигимния


Qin Yi Fei s Slovenia offerings

Pope Benedict XIV to the Earl Owen Deke


Триумф Венеции

Картины Помпео Батони на библейские сюжеты:


Сусанна и старцы

Эсфирь перед Артаксерксом

Персидский царь Артаксеркс решил жениться. Чтобы найти себе самую красивую в персидском царстве жену, царь разослал гонцов во все области, чтобы собрать всех красивых девушек. Выбор пал на Эсфирь, племянницу Мардохея. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. Сыграли свадьбу…
Был у царя друг — Аман. Все кланялись и падали ниц пред Аманом; ибо так приказал царь, а Мардохей, делать этого не захотел. Обиделся Аман и решил отомстить.
Навел он справки, что Мардохей принадлежит к народу иудейскому, и что от царя скрыли информацию о национальной принадлежности жены и ее родственников. Кому кроме Эсфирь защитить свой народ? Да вот беда, к царю без его на то разрешение, никому из подданных пройти нельзя.
Три дня и три ночи молилась и постилась Эсфирь с народом иудейским, а потом нарядившись в царские одежды, пошла к царюи и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. И это помогло!
Художники итальянского Ренессанса Боттичелли, Мантенья и Тинторетто отразили на своих полотнах события, связанные с её жизнью. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».



Явление ангела Агари

Отдых на пути в Егрпет


Самсон и Далила


Распятие


Бог-отец



Святой Петр

Святой Павел

Евангелист Матфей

Евангелист Иоанн


Мадонна с младенцем


Мадонна с младенцем


Святое семейство


Мадонна со святыми

Экстаз Святой Екатерины

Святое семейство

Кающаяся Магдалина

Портреты работы Помпео Батони:


Маркиз Джон Монтермер


Томас Уильям Коук


Чарльз Кроули


Леди
Мери Фокс


Императрица
Мария Федоровна


Принцесса
Гиацинта Орсини


Графиня Сан Мартино

Anthony Ashley-Cooper

William FitzHerbert