СОШ 8 Подольск, творчество Бернини
главная страница






Портреты Лоренцо Бернини


Автопортрет, 1623

Автопортрет, 1670

Портрет Гаулли

Бернини Джованни Лоренцо (Giovanni Lorenzo Bernini) (1598-1680), итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко.
Джованни Лоренцо, появился на свет 7 декабря 1598 года в Неаполе в процветающей семье неаполитанки Анджелики Галанте и скульптора Пьетро Бернини, тосканца по происхождению. К моменту рождения сына Пьетро уже давно сделал карьеру. Реставрируя античные статуи (род деятельности, не чуждый впоследствии и его сыну), он работал во Флоренции, Риме и Неаполе.
Пьетро был выдающимся скульптором и, отдавая себе отчет в одаренности сына, способствовал его успеху, с любовью руководя первыми шагами. Поддержка отца заключалась и в том, что он привлек юного Джованни к работе над несколькими произведениями, обучая его виртуозно владеть резцом и долотом. К этому периоду относятся Гермес для садового павильона Боргезе, Четыре времени года для виллы Альдобрандини, Фавн, играющий с купидонами и Иоанн Креститель, созданный по заказу Барберини. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии; в 18 лет создал замечательную группу «Аполлон и Дафна», отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний; а в 20 лет выполнил портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
Самое первое творение молодого художника — «Амальтея с младенцем Зевсом и маленьким фавном» (этой мраморной скульптурной группе долгое время приписывалось античное происхождение). Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь. Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», «Похищение Прозерпины») свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью.» (Лоренцо Бернини)
Бернини — мастер скульптурного портрета. Бюсты кардинала Шипионе Боргезе и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
Любимец папского двора, Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный главным архитектором собора Святого Петра, он возвел под его куполом величественный бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.
Впав в немилость при папе Иннокентии X и временно удаленный в середине 1640-х от папского двора, он создает вне Ватикана известнейшее свое скульптурное произведение «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта Мария делла Виттория. С 1655 года Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру святого Петра», украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII.
Бернини способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» — Рима, причем его ансамбли не подавляют человека, но, напротив, в ренессансном духе возвышают его. По его проектам были построены пышные фонтаны с динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, — фонтаны Тритона и Четырех рек, была оформлена площадь перед собором Святого Петра, закрепляющая его значение как главного храма католического мира — с грандиозной колоннадой, как бы по словам самого Бернини «заключающей зрителя в объятия», возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале... Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной королевской лестницы Скала Реджа в Ватикане, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини создает иллюзию огромного масштаба и протяженности лестницы.
Приглашенный в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты фасада Лувра и конного памятника Людовику XIV (они не получили одобрения короля).
Скульптор и архитектор обладал поистине разносторонними талантами. Театральное начало, присущее Бернини, находило выражение и в написанных им пьесах, которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты. Рассказывают, что однажды он даже поставил оперу, к которой сам написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и изобрёл сценические механизмы! Недаром Лоренцо Бернини сравнивал свое творчество с могучими струями построенных им в Риме фонтанов.
Картина деятельности великого мастера останется неполной, если не упомянуть о его увлечении придумыванием всякой всячины — от карет до крещален, от карнизов до молитвенных скамеек, от канделябров до рисунка стен. И все, что делал художник, он делал блестяще, потому что для Лоренцо Бернини не было ничего невозможного.

Скульптуры Лоренцо Бернини
на мифологические и античные сюжеты:


Медуза


Амалфея кормит младенца Зевса


Эней покидает Трою


Фонтан Тритон,
Пьяцца Барберини, Рим


Нептун и Тритон



Фонтан Тритон,
Пьяцца Барберини, Рим


Похищение Прозерпины,
1621

Похищение Прозерпины,
1621, фрагмент

Похищение Прозерпины,
1621

В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Это два античных образа — Плутона и Прозерпины, дочери богини пладородия Цереры, которую Плутон похитил, что бы сделаьть женой. Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. Скульптура решена многозначно, Бернини использовал живой, даже, философичные приемы для того, чтобы показать божественное начало Плутона, его величие и мощь; и незащищенность и открытость Презернины. Презерпина по отношению к мощной фигуре Плутона значительно меньше в размерах, этим подчеркнута тщетность ее усилий скрыться от своего приследователя.



Аполлон и Дафна,
1625

Аполлон и Дафна,
1625, фрагмент

Аполлон и Дафна,
1625, фрагмент

В скульптурной композиции «Аполлон и Дафна» Бернини изобразил момент, когда Дафна рванулась вперед, слегка отрываясь от земли. В это время из пальцев ее ног вырастают корни, а из протянутых рук и взметнувшихся волос — листья. Именно этот момент запечатлен в «Метаморфозах» Овидия:

Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,
Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;
Резвая раньше нога становится медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.
Фигура Дафны очаровательна! Оглянувшись и увидев Аполлона, она вскрикивает и вихрь волос, воспетых Овидием, взвивается вокруг ее слегка запрокинутой головы. Скульптору мастерски удается передать стремительность бега девушки, ее душевное волнение, растерянность, испуг. В изображении Аполлона Бернини следовал Аполлону Бельведерскому дренегреческого скульптора Леохара. Скульптурная композиция поразила современников. Весь Рим шел смотреть на нее, как на одно из чудес.
Об этой скульптуре Бернини поэт Марино (1569-1625) написал в поэме «Адонис»:
Зачем, скажи, о Дафна,
Ты от меня бежишь
И верностью моей не дорожишь?
Ты нимфа? Или дерево над кручей,
Не знающей тропы?
Ты дерево — и потому молчишь?
Но если так, откуда
Для бегства эти легкие стопы?


Сатир, дразнимый детьми

Триумф, Галерея Боргезе, Рим

Произведения Лоренцо Бернини на библейские сюжеты:


Saint Longinus


Давид с головой Голиафа


Давид, 1623


Аввакум и ангел


Даниил


Даниил и лев


Святой Себастьян,
римские катакомбы

Экстаз
Святой Терезы, 1650

Экстаз
Святой Терезы, 1650

В Вечном городе Риме есть немало мест, которые пользуются особым вниманием туристов. К их числу относится и небольшая церковь Санта-Мария делла Виттория. Именно здесь почитатели таланта виртуозного мастера Лоренцо Бернини могут увидеть одно из самых прославленных его произведений — скульптурную группу «Экстаз святой Терезы». Эта мраморная композиция была создана для алтаря церкви по заказу кардинала Карнаро в 1645-1647 годах. В ней наиболее полно воплотились особенности стиля барокко, соединившего в себе чувственное и духовное начала.
Святая Тереза — не вымышленный персонаж, а реальная испанская монахиня и писательница, жившая в XVI веке и считавшаяся покровительницей Испании. При жизни Терезы инквизиция преследовала ее, но после смерти она была причислена к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и наставления святая облекала в форму писем. Эти письма отличаются тонким умом и изяществом слога и занимают одно из первых мест в эпистолярной литературе Испании. В одном из писем святая Тереза рассказала о том, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку»...
Запрокинув голову, охваченная томлением святая Тереза в состоянии экстаза лежит на облаках. А стоящий рядом не то ангел, не то амур, с игривой улыбкой на устах направляет в ее сердце золотую стрелу... Складки широкого монашеского одеяния, ломаясь и извиваясь во всех направлениях, самой динамикой своих очертаний вызывают представление о смятении, бушующем в душе Терезы.
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Эта сцена представлена как театральное зрелище — на рельефах боковых стен капеллы изображены девять членов семьи Корнаро, словно наблюдающих за происходящим.
Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Как истинный мастер барокко, Бернини гордился тем, что смог уподобить скульптуру живописи.
Несложно написать красками воздушные облака или парящие фигуры, а вот превратить мрамор в пар и лишить его весомости — это под силу только такому виртуозу, каким был Джованни Лоренцо Бернини.


Другие работы Лоренцо Бернини:


Святой Августин,
собор Святого Петра


Мемориал Марии Регги



Святой Августин, собор
Святого Петра, фрагмент


Кафедра в соборе
Святого Петра, 1665


Киворий в соборе
Святого Петра, 1633


Надгробие папе
Александру VII, 1678


Беата Людовика Альбертони

Скала Реджа в Ватикане



Пьяцца Испания, лестница, Рим 1


Пьяцца Испания, фонтан Лодочка, Рим


Фонтан Мавр, Пьяцца Навона, Рим



Фонтан четырех рек (Дунай, Ганг, Нил
и Риа делла Плата), Пьяцца Навона, Рим


Плошадь Святого Петра в Риме

Плошадь Святого Петра в Риме

Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Он добился впечатления композиционного единства собора – здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий. Фасад собора вырастает перед идущим в момент непосредственного приближения к нему, но грандиозная площадь уже психологически настраивает человека на это восприятие. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.