СОШ 8 Подольск, творчество Брейгеля
главная страница






Портреты Питера Брейгеля Старшего

         

Питер Брейгель (Pieter Bruegel) Старший или «Мужицкий» (1525–1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию, работал в Антверпене, Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.
От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Босха с 1560-х годов Брейгель перешел к созданию более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Изображая народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом («Избиение младенцев», «Перепись в Вифлееме»). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях («Сорока на виселице»), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма («Безумная Грета», «Слепые»).
Брейгель заложил основы национального нидерландского пейзажа. Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и черпая свои темы из народных пословиц и притч, он создавал народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира.
Отмеченное широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.

Картины Питера Брейгеля Старшего:


Падение Икара, 1565


Вавилонская башня, 1563


Падение мятежных ангелов, 1562


Перепись населения в Вифлееме, 1566


Избиение младенцев, 1565


Охотники на снегу, 1565


Зимний пейзаж (с конькобежцами), 1565


Калеки, 1568


Крестьянсикй танец


Крестьянская свадьба, 1568


Сенокос, 1565


Урожай пшеницы, 1565


Между масленицей и Великим постом, 1559


Детские игры, 1560


Фламандские пословицы, 1559


Фламандские пословицы, 1559, фрагмент


Триумф смерти


Восхождение на Голгофу, 1568


Успение Марии, 1564

Путь на Голгофу, 1564


Путь на Голгофу, 1564
фрагмент

Путь на Голгофу, 1564
фрагмент

Поклонение волхвов,
1564


Две обезьяны, 1562

Картины Яна Брейгеля Старшего:


Одиссей и Калипсо

Наяды, наполняющие рог изобилия

Орфей в подземном мире, 1594

Статья о Брейгеле с сайта http://art.rin.ru

Таинственна судьба Брейгеля. До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, который (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел с мифическим рыбным обозом в Антверпен. И, подобно гениальному русскому «мужичку», поздно приступив к наукам и художетвам, вскоре блистательно все наверстал. Учился у преуспевающего Питера Кука Ван Альста — придворного художника императора Карла V.
Произведения Питера Брейгеля до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Гениальный цикл картин «Времена года» их заказчик, брюссельский купец, еще при жизни автора упрятал в ломбард. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы... Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей — художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.
Что касается современников художника, то его творчество представлялось им эдакой «шкатулкой с двойным дном». Сам же мастер, храня свои тайны, перед смертью велел молодой жене сжечь многие гравюры и рисунки. Что же побудило Брейгеля на такой приговор? В чем было ему каяться, чего опасаться? Ответ очевиден: слишком едки и насмешливы подписи под его опусами, да и сами эти гравюры и рисунки безмолвно кричали о многом таком, о чем тогда предпочитали помалкивать.
В жестокое время довелось жить художнику — в период господства в его Нидерландах испанских захватчиков. Даже евангельские сюжеты «Перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев. В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Имено он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.
В 1551 году, принятый в антверпенскую Гильдию живописцев, Брейгель Старший выступает, наконец, из мрака времени, притом уже так твердо стоит на ногах, что еще через два года совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Но больше всего жителя равнин поразили горы. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: «Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно».
Но не только новизну ощущений — новую и, в полном смысле слова, пародоксальную точку зрения на все мироздания являет исполненная по возвращении картина «Падение Икара». В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярный сюжет «Метаморфоз» Овидия. У Овидия все «столбенеют» при виде «несущихся вольно по небу» Дедала с Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен их полетом, а поглощен делом: пахарь уставился в борозду, рыбак в сеть, пастух лишь приподнял голову, матросы с корабля даже не вышли на палубу. Никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения Икара! А где же он сам — герой? Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек — и круги по воде.
Художник толкует по-своему не только античные мифы, но и само Евангелие. В многолюдных его картинах «Обращение Павла», «Проповедь Иоанна», «Несение Креста» даже сам Христос не выделяется из окружающей его равнодушной толпы. Так Брейгель возвращает нам жестокую правду истории — даже святые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, кроме близких. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни.
Трудно представить другого художника-мыслителя, который бы с такой легкостью переходил от холодного скептицизма к горячему, безудержному веселью. И тогда начинаются знаменитые брейгелевские игры. В «Детских играх» вместе со своими маленькими героями Брейгель смешно пародирует «взрослую» жизнь. Один персонаж стрижет вместо овцы...свинью, другой осыпает свинью розами... Скептизм, сарказм, ирония, фарс...
В 1563 году, за шесть лет до смерти, Брейгель делает предложение той, которую полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Это Мария, по-домашнему Майкен, дочь его учителя Ван Альста, которого уже давно нет в живых. Первое признание будущей жене Брейгель делает в картине «Поклонение волхвов», где Майкен предстает в образе Богоматери. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. И Майкен узнает себя. И, ничуть не смущаясь огромной разницы в возрасте, протягивает одинокому Брейгелю свою нежную и верную руку.
Питер Брейгель переезжает в Брюссель, в дом Майкен. Счастливый и окрыленный, он теперь и в живописи ищет выхода из опостылевшей игры скептика и шутника. И находит его в дружбе того сословия, из которого некогда вышел, среди крестьян. Живописная серия «Времена года» являет крестьянскую жизнь гармонически слитой с природой. В «Сенокосе», «Жатве» благодатный жар и золото зреющих полей целиком согласованы с ритмами извечного и простого мужицкого труда. За создание этого эпоса Питер Брейгель Старший получил главное свое прозвище — Мужицкий.
Рядом с пламенным золотом щедрого лета художник открывает для европейской живописи серебристое очарование северной зимы. От темных силуэтов «Охотников на снегу» снежный свежевыпавший покров земли кажется еще белее, словно отражая тихое сияние неба. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. В библиотеке космического корабля вместо отсутствующего окна картина Брейгеля — как щемящее напоминание об оставленной Земле, как чистота земного детства, как мудрость человеческого бытия.
Последней картиной Брейгеля стало изображение морской бури, необычайно смелое для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской Буре аллегорию грядущей свободы.
5 сентября 1569 года мастера Брейгеля не стало. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики? Это никому не известно, ибо завещание Брейгеля не сохранилось. Настоящим завещанием стали его картины. Создатель «Триумфа Смерти» и «Падения мятежных ангелов» заслуженно считается предтечей современного сюрреализма.