СОШ 8 Подольск, творчество Бруни
главная страница






Портреты Федора Бруни


Автопортрет, 1810

Портрет

Бруни Федор Антонович (Fedor Bruni) (1800-1875), русский исторический живописец и портретист. Академик Императорской Академии художеств. Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Родился 10 июня 1799 года в Москве. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. На одиннадцатом году Бруни, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию Художеств, которую закончил в 1818 году. Отец решил отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. Здесь Бруни сблизился с кружком Зинаиды Волконской, общался со многими русскими художниками.
Изучение произведений старинных художников окончательно определило направление Бруни. Темы его произведений — античные и библейские сюжеты, а также портреты. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, по заказу князем Барятинскогог принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика.
Картина «Смерть Камиллы» прославляет патриотический подвиг Горация, защитника Рима, умертвившего в присутствии сограждан сестру свою Камиллу за то, что она осмелилась сожалеть о погибшем женихе, ставшем врагом Рима. Композиция произведения исполнена большого пафоса и драматической напряженности. В группе, развернутой согласно академическим требованиям параллельно плоскости холста, резко выделяется негодующий Гораций в ярко-алом плаще и блестящем шлеме. Энергичный жест Горация направлен в сторону виновной, как бы утверждая правомерность жестокой кары. Бруни пользуется жестом как главным средством выражения сильных чувств героев.
По поручению Академии Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею»), написал несколько произведений на темы античной мифологии: «Пробуждение граций», «Вакханка и Амур», «Спящая нимфа» и другие. В Петербурге он выполнял много церковных заказов, в частности для Казанского собора.
Бруни — автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу».
К 1830-м годам относится его картина «Моление о чаше» из коллекции Саратовского художественного музея имени Радищева. Картина большого размера (2,5м × 1,5м) представляет Христа на Елеонской горе. Сноп света, источник которого, как в любом произведении академизма находится вне картины, выхватывает из темноты фигуру Христа в красном одеянии. Опершись на камень, стоя на коленях, он молит Бога, чтобы «миновала его чаша сия», чаша страдания и распятия. Мыслеобраз чаши запечатлен в левой верхней части картины.
Вторая работа Бруни, находящаяся в собрании Радищевского музея — «Святая великомученица Екатерина». Царская дочь (дочь правителя Александрии), принявшая христианство и не побоявшаяся вступить в полемику с императором Максимином (IV век) изображена в царских одеяниях. В ее руке ветвь финиковой пальмы — символ мученичества. Ногой она наступает на меч, топча собственную смерть (она была обезглавлена) и обретая бессмертие, будучи причисленной к лику святых.
В 1838 году художник снова отправился в Италию для работы над задуманной им картиной «Медный змий». В этом произведении обнаружилось большое профессиональное мастерство художника, безупречное владение рисунком, пластикой человеческого тела сложными ракурсами. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал.
«Медный Змий» представляет собой сцену беспощадной кары, но не человеческой, как в «Камилле», а божественной. Внешне эта картина сродни фрескам Синьорелли и Микеланджело. Чувство ужаса и беспомощности сильнее, чем надежда, которую олицетворяет воздвигнутый на колонне огромный Медный Змий. Земля покрыта телами, корчащимися в смер­тельных муках. Над ними с ужасом носятся в развевающихся одеждах живые, и лишь немногие прибегают к подножию Змия. В глубине картины стоят пророки Моисей и Аарон, пораженные зрелищем божьего гнева, обрушившегося на израильтян.
В 1840-1850 годах Бруни занимался росписями петербургских зданий, так для Исаакиевского собора он разработал двадцать пять композиций. Писал он также портреты, по-прежнему интересовался античной тематикой. На аттике собора находятся: «Сотворение мир», «Всемирный потоп», «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного», «Явление Господа апостолам по Воскресении». В полукружии над аттикой: «Творец, благословляющий все созданное», «Святой Дух в сонме ангелов»; на плафоне: «Введение Первородного Сына во вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Прорцы на Кости» и «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели».
Деятельность Бруни не ограничивалась творчеством. Он возглавлял отделение в Эрмитаже, много сил положив на пополнение коллекций, организовывал мозаичную студию при Академии художеств. В 1855 году Бруни был ректором в Академии Художеств. Последние годы жизни он занимался картонами для образов Храма Спасителя в Москве.

Картины Федора Бруни:


Зинаида Волконская
как Минерва, 1820

Вакханка дает вино
Купидону, 1828

Вакх,
1658

Пробуждение
граций, 1827


Амфитрита


Амфитрита


Амфитрита


Смерть Камиллы, сестры Горация


Омовение ног, 1841, Русский музей


Милосердие, 1820

Пушкин во гробе, 1837


Богоматерь с младенцем,
на пути в Египет


Тайная вечеря, 1848,
Русский музей


Мадонна с младенцем,
1835


Святая великомученица
Екатерина, 1841

Голова Христа в
терновом венце

Моление о чаше, 1835,
Русский музей


Богоматерь с младенцем


Служение ангелов


Апостол Иоанн


Богоматерь с
младенцем в розах


Сыновья художника
и сенной девушки


Христос



Агарь с Измаилом
в пустыне


Иосиф и жена
Потифара


Богоматерь с младенцем, 1823


Медный змий, 1841
И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.     (Четвертая Книга Моисея, Числа)

Осенью 1836 года Петербург был занят подготовкой к очередной выставке в Академии художеств. Все помнили о недавнем триумфе Карла Брюллова с его «Последним днем Помпеи» и теперь ожидали увидеть новое чудо исторической живописи. Внезапно по городу пронесся слух, что английский купеческий корабль «Нептун» на котором были отправлены произведения Федора Бруни, потерпел крушение и потонул со всем грузом. Опасаясь, что ему не скоро придется вернуться в Рим, Федор Антонович отправил в Россию все оконченные и неоконченные работы, среди которых было огромное, в сорок восемь квадратных метров полотно, которое называлось «Медный змий».
Можно представить себе отчаяние художника! Пошел ко дну плод 12 лет упорного труда. К тому же не завершенный. На выставке оказались одни его эскизы. Лишь восторженные отзывы прессы об этих набросках отчасти компенсировали горечь утраты.
Император принял художника более, чем благосклонно. Вместе с Брюлловым он тут же получил звание академика, профессорскую должность и прекрасный государственный заказ на сумму в 10 тысяч рублей ассигнациями. Правда, Брюллову дали самостоятельную работу («Осаду Пскова»), а ему — поручили копировать Рафаэля, но зато эта работа была как нельзя кстати, поскольку его молодая итальянская жена Анджелика собиралась родить девочку. Внимание Государя дало ему смелость просить быть восприемником первенца, на что последовало согласие, с подношением бриллиантовых серег для жены.
К этим подаркам судьбы прибавилось еще и то, что слухи о кораблекрушении оказались сильно преувеличенными. «Нептун» действительно получил повреждения, но без потери и без порчи груза. В августе 1837 года «Медный змий» прибыл в Петербург.
Бруни выбрал один из самых драматичных эпизодов Исхода — сорокалетнего путешествия иудеев из Египта в Землю Обетования. Это был далеко не первый год воспитания свободы и веры. Египетский плен был позади, и умерли почти все, кто помнил рабство. Пророк Моисей уже принес людям Скрижали Завета. По точным указаниям Бога был создан Ковчег и переносной храм — Скиния Собрания. Господь собственной рукой готовил Свой народ к Спасению, Сам кормил его манной небесной, одевал его, учил и защищал от врагов.
Но Господь не мог сделать евреев свободными помимо их воли. И, как врач, который много лет убеждал больного не вредить своему здоровью, должен порой прибегать к операции, Бог вынужден был убеждать людей всеми доступными их пониманию средствами.

От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома.
И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.     (Четвертая Книга Моисея, Числа)

Родовое гнездо семейства Бруни — живописно приютившийся в горном ущелье городок Мендризио в Швейцарии. Возможно на узкой кривой улочке и сейчас стоит дом с бронзовыми инициалами «FB», принадлежавший старинной дворянской фамилии, члены которой занимали должности консулов, а иногда даже советников Швейцарской республики.
10 июля 1799 года генеалогическое древо этого почтенного рода дало новый росток — на свет появился Фидель (Фиделе, Джованни, Бароффио Бруни). Время было смутное и тревожное. Оно вынудило его отца — консула и художника Антонио — поступить на военную службу в армию Суворова, где верой и правдой в чине капитана он честно защищал свою родину от «общего врага человечества» — Наполеона.
В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России. Отец получил должность «живописца и скульптурного дела мастера», осел в Царском Селе и стал преподавать в Лицее. Радушного итальянца быстро полюбили и переименовали в Антона Осиповича.
В доме Бруни с радостью принимали молодежь. Тут запросто бывали лицеисты, Пушкин… А на праздники вся шумная кампания ожидала Фиделя, юного воспитанника Петербургской Академии художеств, которого, конечно, давно уже звали Федей. Молодой Бруни нравился преподавателям. Поведения он был «не довольно хорошего», зато весьма одарен и трудолюбив. К концу обучения он завоевал серебряную медаль и получил право участвовать в конкурсе на золотую. В этом состязании он оказался вторым. В отличие от выпускника параллельного отделения — «счастливчика» Брюллова. Но горечь от поражения была недолгой — впереди была «мечта художников всех стран и путешественников всех народов» — Италия.
Процесс повышения квалификации художника в Вечном городе как правило начинался с копирования произведений титанов итальянской кисти и резца — Микеланджело и Рафаэля. В Римской академии художеств считали, что, если молодому живописцу удастся повторить хоть что-нибудь из Сикстинской Капеллы или Лоджий Ватиканского дворца, его можно допускать до самостоятельной работы. Бруни искренне полюбил маэстро Буонарроти (особенно его восхищали Моисей и Лаокоон), и преодолел этот этап на редкость быстро. Вскоре он уже сам пишет «Богородицу с Младенцем», «Спасителя, грядущего на облаке», «Благовещение», «Святое Семейство» и знаменитое «Моление о Чаше».
Впечатленный творениями Микеланджело и Рафаэля, художник принимается за серьезное изучение Библии и книг Нового Завета. В Петербурге с удовлетворением восприняли желание Федора Бруни сочинить картину на библейский сюжет и обещали «оказать пособие в необходимых издержках для совершения сего дела». При этом молодого художника попросили прислать «легкий рисунок предполагаемого полотна». Осторожность Общества была понятна — работа над большой исторической картиной могла занять не один год, и ошибка в этом вопросе могла оказаться очень дорогой.
Брюллов был страшно расстроен, узнав что Бруни нашел такой роскошный, полный драматизма и вместе с тем глубокого философского содержания сюжет. «Ведь у него, поди, будет фигур шестьдесят, не меньше...» Карл Павлович мучительно искал ответ на вызов приятеля. Искал до тех пор, пока по Риму не разнеслась весть о готовящемся извержении Везувия…
Приступили почти одновременно. Соперники часто виделись, спорили, открыто делились своими творческими планами, обсуждали замыслы. И теперь мы можем без труда найти в их произведениях взаимные цитаты: общий порыв толпы; сыновья, несущие отцов; женщины, пытающиеся скрыться от Божьего гнева под платком; борьба света и тени… и вечный вопрос о гибели и спасении.
У Брюллова вспышка молнии озаряет людей в то роковое мгновение, когда изменить судьбу уже нельзя. У Бруни свет падает на прозревших, когда спасение еще возможно. Надо только преодолеть безверие: один взгляд на змея — и ты будешь жить. Не можешь поверить — проверь! Что может быть проще!?
Но нет! Люди упорно продолжают страдать. Страдают по разному: кто-то, корчась уже в предсмертных муках, все равно не посмотрит на знамя; кто-то потерял рассудок и лезет на скалу...; кто-то растерялся от горя...; кто-то оказался способен на прекрасный поступок... и лишь единицы слышат голос пророка.
Подобно Брюллову, написавшему в «Последнем дне» своего преданного друга — графиню Самойлову, в «Медном змие» Бруни увековечил свою покровительницу — помогавшую всем бедным художникам Зинаиду Волконскую. Вот она, в образе женщины, которая пытается обрести веру, глядя на мужа. Позируя, Зинаида Александровна все спрашивала: «В чем смысл сюжета!» — «От укуса и жала греха, — отвечал Федор Антонович, — мы можем избавиться, лишь взглянув на распятого за нас Господа Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце».
Осенью 1835 года царь пожелал украсить свою Академию художеств молодыми талантами и распорядился «вызвать из Италии Брюллова и Бруни для занятия профессорских должностей». К этому времени будущие преподаватели Академии уже целый год не разговаривали. Брюллов, разумеется, окончил свою картину первым. «Его тут, видите ли, носят на руках, и он уже возомнил о себе неизвестно что!» Бедному Федору Антоновичу одна мысль о том, что продолжать работу ему придется «под другими небесами» не давала покоя. Не говоря уже о том, что переезд, новое место и семейные хлопоты могут совсем лишить его всякой надежды на завершение полотна.
Россия задушила художника в своих могучих объятьях. В целом все было неплохо. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты отплатили ему любовью и преданностью. В обществе приняли. Дали престижные заказы. Но трудиться над «Медным змием» не было никакой возможности. К тому же Николай I не только щедро платил. Считая свой вкус безупречным, он требовал полного подчинения, возражений не выносил и замечания художникам делал в виде приказов.
...Едва в Петербурге стало известно о трагической гибели Пушкина, академик Бруни появился в его квартире. Он написал известный портрет Александра Сергеевича, лежавшего в гробу.
После смерти поэта терпеть выходки «надменных потомков» стало как-то особенно тяжело. Федор Антонович запросился в Италию. И в августе 1838 получил следующее предписание: «Высочайше позволяется покинуть Петербург, но с тем, чтобы не замедлить с окончанием начатой картины, с которою и возвратиться в Россию».
«Медный змий» никого не оставил равнодушным, но реакция публики была неоднозначной. Итальянцы устроили Бруни овацию не хуже, чем Брюллову. А немецкий журнал его уничтожил: «Жаль, что труд, столь великий и сопряженный с большими издержками, не заключает в себе ничего другого, кроме размаха кисти». В российской столице картину приняли, не хуже, чем в Риме. Но вот, Крылов, крайне редко высказывавший мнение «о художествах» заметил, что если бы он был женат, то не повел бы супругу смотреть произведение профессора Бруни. «Почему же, Иван Андреевич?» — «Да потому, что на ней изображены одни страдающие».
И все-таки Федор Иванович был счастлив и понят. В «Москвитянине» опубликовали огромную статью, автор которой, размышлял на тему религиозного творчества Бруни и Брюллова, и, всячески восхищаясь ими, написал: «Чудо веры — вот мысль гениального создания нашего Бруни».

Росписи Федора Бруни в Исаакиевском соборе:


Страшный суд


Западный свод центрального нефа,
сверху «Видение пророка Иезекиля», ниже «Солнце, Луна и
Звезды с ангелами» и «Творец благословляет свое творение»


Видение пророка Иезекииля


Солнце, Луна и звезды с ангелами


Творец, благословляющий Свое творение


Всемирный потоп


Жертвоприношение Ноя после потопа

Фото Николая Бруни


Бруни Николай Александрович (Nikolai Bruni) (1856-1935), русский художник.
Николай Бруни родился в 1856 году в семье академика архитектуры А. Бруни. Первоначально учился на архитектора, посещая Академию художеств вольноприходящим учеником по архитектуре. Однако затем склонность к живописному ремеслу заставила его изменить семейной традиции, и в 1875 году после окончания гимназии он поступил в Академию художеств учеником по исторической живописи.
В 1884 году за работу «Притча о богатом и Лазаре» он был удостоен малой золотой медали. В 1885 году за программу «Овчая купель» по окончании Академии получил звание классного художника первой степени.
Работая как практический живописец, участвовал в росписи Храма-памятника Александра Невского в Софии. Бруни создавал проекты витражей. По его эскизу в мюнхенской мастерской Цеттлера в 1899 году создан витраж с изображением Воскресения Христова для церкви Святого Благоверного князя Александра Невского во втором кадетском корпусе в Петербурге. Ныне здесь располагается актовый зал военно-космической академии имени Можайского. Витраж занимал алтарное окно, сейчас оно замуровано. Витраж «Воскресение» оказался в фондах музея российской Академии Художест в в Петербурге. В 2008 году он был извлечен из запасников музея.
Бруни создал принципиальное иное цветовое решение образа, в котором фигура Христа в белых одеждах едва выделяется на очень светлом фоне, что делает ее легкой, почти бесплотной, принадлежащей уже не земному, а Горнему миру. Визуальный акцент композиции сосредоточен на лике Спасителя: внимание на нем концентрирует глубокий синий цвет нимба из непрозрачного стекла, и кроваво-красный крест в руке Иисуса, напоминающий о жертве, принесенной Им ради всего человечества. Окаймляет композицию бордюр с изображением аканта на темно-зеленом фоне. В полуциркульном завершении окна церковнославянским шрифтом начертано славословие: «ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ ХРИСТЕ СПАСЕ АНГЕЛИ ПОЮТЪ НА НЕБЕСИ И НАСЪ НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ ЧИСТЫМЪ СЕРДЦЕМЪ ТЕБЕ СЛАВИТИ“. Этот текст невозможно прочесть с расстояния, он воспринимается как часть декоративного бордюра. Витраж, расположенный в алтарном окне, можно было увидеть только во время богослужения при открытых царских вратах. Чуть подсвеченный неярким светом петербургского дня, он, должно быть, лишь едва светился в глубине алтаря, не нарушая гармонию храмового классицистического интерьера, настраивая на молитву.



Витраж
«Воскресение
Христово»,
1899

Витраж Великокняжеской
усыпальницы Петропавловского
собора (эскиз), 1905

Витраж Великокняжеской
усыпальницы Петропавловского
собора, 2006

В 1905 году также по эскизу Николая Бруни в мастерской Мюллер-Хиклера в Дармштадте был создан витраж для Великокняжеской Усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге. Этот витраж был полностью разрушен взрывной волной в годы Великой Отечественной войны. В 2006 году витраж воссоздан вновь.
С 1890 года Бруни преподает в Центральном училище рисования барона Штиглица, с 1892 года он стал надзирателем классов Академии художеств, в 1894 году был назначен инспектором классов Высшего художественного училища при Академии. В 1912 году Николай Александрович Бруни стал заведующим мозаичного отделения Академии. Работал он и как практический живописец. В 1906 году за свою деятельность Бруни был удостоен звания академика.
Бруни Николай Александрович умер в 1935 году.

Картины Николая Бруни:


Святая равноапостольная
княгиня Ольга, 1901

Богоматерь,
1900, Русский музей

Святой Сергий
Радонежский, 1901


Спаситель,
1901, Русский музей

Овчая купель
(Исцеление расслабленного)

Свеченосица
(В монастыре), 1891

           
Спаситель, шествующий по водам, уцелевший обломок мозаики из храма Спас на водах.
Храм в честь погибших моряках честно исполнивших свой долг был взорван в 1932 году.
Обломок мозаики с ликом Христа после взрыва оказался на дне канала, причем сам лик почти не пострадал.
Позже обломок был тайно поднят со дна и скрыт в запасниках Русского музея неизвестными спасителями.