СОШ 8 Подольск, творчество Караваджо
главная страница






Портреты Караваджо


Давид с головой Голиафа
(фрагмент изображает художника)

Портрет Караваджо


Караваджо Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи VII века, внес в нее повышенное чувство эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Учился в Милане; работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта и Сицилия. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы («Маленький больной Вакх», «Юноша с корзиной фруктов») идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра («Гадалка»). Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», «Положение во гроб», «Смерть Марии»). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.
Подчеркнутая «простонародность» типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Святой Лючии»). Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве XVII века.

Картины Караваджо на мифологические и античные сюжеты:


Нарцисс


Голова Медузы, 1600


Маленький больной Вакх


Вакх


Вакх, фрагмент


Вакх, фрагмент


Вакх, фрагмент


Спящий Купидон

Юпитер, Нептун и Плутон

Амур-победитель

Картины Караваджо на библейские сюжеты:


Давид, 1600


Давид, 1606


Давид, 1609


Жертвоприношение Исаака, 1605


Жертвоприношение Исаака


Юдифь и Олоферн


Воскрешение Лазаря, 1609


Благовещение


Отдых на пути в Египет


Поклонение пастухов


Рождество со Святыми
Франциском и Лоуренсом


Мадонна дей Палафреньери,
1606, Боргезе


Мадонна дель
Россарио


Успение Святой Девы


Мадонна Пелегрини


Седьмое деяние Мерси


Се человек, 1606



Увенчание терновым
венцом, 1603


Бичевание Христа, 1607



Бичевание Христа, 1607


Разговор Христа


Христос в Эмманусе


Христос в Эмманусе, 1606


Уверение Фомы


Отречение Святого Петра


Святой Иероним


Святой Иероним


Экстаз Святого Франциска


Саломея с головой Иоанна Крестителя


Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1608


Иоанн Креститель


Юный Иоанн Креститель,
Капитолийский музей


Иоанн Креститель



Юный Иоанн Креститель
у родника, 1608


Иоанн Креститель


Иоанн Креститель


Распятие Святого Петра, 1600


Распятие
Святого Андрея


Положение во гроб, 1603,
Пинакотека, Ватикан


Святая Екатерина
Александрийская


Святой Франциск, 1606


Обращение Святого Матфея


Святой Франциск, 1606


Обращение Павла, 1600


Обращение Павла, 1600


Мария Магдалена


Святые Марфа и Мария Магдалена


Мученичество Святой Урсулы


Погребение Святой Люции

Мученичество апостола Матфея


Святой Матфей и ангел

Другие картины Караваджо:


Гадалка


Гадалка


Шулеры


Концерт, 1595


Лютнист


Лютнист


Лютнист, фрагмент


Лютнист, фрагмент


Лютнист, фрагмент


Натюрморт с цветами и фруктами


Юноша с корзиной
фруктов, 1593


Мальчик, укушенный
ящерицей, 1593


Юноша, чистящий
фрукты, 1593


Алоф де Вижнакурт, 1608

Удаление зубов, 1607

Маффео Барберини, 1599