СОШ 8 Подольск, творчество Сезанна
главная страница






Фото и автопортреты Сезанна





Сезанн Поль (Paul Cezanne) (1839-1906), французский художник-постимпрессионист.
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в городе Эксе. Его отец, происходивший из семьи потомственных ремесленников, одно время держал магазин по продаже модных шляпок. В детстве Поль отличался неуправляемым темпераментом. Он очень нежно любил свою сестру и мать. Экс и его нравы великолепно описал в романах друг Поля известный писатель Эмиль Золя.
Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сезанн говорил, что его яблоки связаны с одним воспоминанием времен учебы — не с кем иным, как Эмилем Золя: «Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!»
После учебы работал в конторе своего отца — провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. Огромное влияние на живопись Сезанна, как и на прозу Золя, оказала музыка. Сезанн и сам учился играть, очень любил оперу, почитал Вагнера.
В 1861 году Сезанн отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает академию Сюиса, где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности — Делакруа и Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.
Через Золя знакомится с художниками Мане, а также Писсарро, Моне, Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал, Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень».
Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В 1869 году Сезанн познакомился с веселой, легкой в общении девушкой Мари-Ортанс Фике, которая позировала ему, а через некоторое время стала его женой. Вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизма»; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка.
Очень болезненно воспринял Сезанн публикацию романа Золя «Творчество», где в оканчивающем жизнь самоубийством главном герое узнал себя. В конце века он отдалился от своей жены Ортанс, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять.
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Краски Сезанна — это градации трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
На рубеже 1880-90 годов Сезанн все больше увлекается фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными. Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. В последние годы жизни Сезанн очень страдал от сахарного диабета, его поддерживала сестра Мари и несколько близких друзей.
Воздействие искусства Сезанна сказалось на творчестве Гогена, фовистов и кубистов. Вырабатывая свой творческий почерк, опирались на Сезанна и многие русские художники-«сезаннисты» — Кончаловский, Фальк, Машков, Лентулов.

Картины Поля Сезанна на мифологические сюжеты:


Приговор Париса


Медея (по Делакруа)


Леда и лебедь


Геракл
и Алкеста

Натюрморт
с Купидоном

Вакханалия
(любовная борьба)

Другие картины Поля Сезанна:


Мадам Сезанн, 1887


Мадам Сезанн, 1892


Дама в голубом, 1902


Портрет женщины


Карнавал, 1888

Ашиль Ампрер, 1868

Амбруаз Воллар, 1899

Мужчина с трубкой


Большие купальщицы


Купальщицы, 1878


Гора Сент-Виктуар

Горы во французском Провансе, 1878


Молочный кувшин, яблоки и лимоны



Натюрморт с драпировкой, 1899


Натюрморт с суповой миской

Натюрморт с яблоками и апельсинами, 1895


Георгины

Натюрморт с тремя черепами

Голубая ваза