СОШ 8 Подольск, творчество Шассерио
главная страница






Автопортрет Теодора Шассерио:



Теодор Шассерио (Chasseriau), (1819-1856), французский художник, соединивший в своем искусстве черты неоклассицизма и романтизма.
Родился в Эль Лимоне близ Саманы (Доминиканская республика) 20 сентября 1819 года. Жизнь семьи Шассерио складывалась не самым благополучным образом, ибо колонию то и дело сотрясали восстания. В таких условиях трудно было сохранять «уверенность в завтрашнем дне» и не беспокоиться за подрастающих детей. Через три с небольшим года (в 1822 году) после рождения маленького Тео семейство перебралось во Францию (на этом настояла мать будущего художника). Едва устроив в Париже жену и детей, Бенуа Шассерио отбыл обратно в Вест-Индию и с тех пор лишь изредка появлялся в кругу семьи.
Оставшись в Париже с пятью детьми, мадам Шассерио экономила на всем, на чем только можно. Дочери помогали вести хозяйство, а Тео отдали в дешевый пансион. Здесь он предпочитал всем остальным урокам рисование, что весьма беспокоило его учителей, но, к удивлению педагогов, не встречало порицания у родных. Как ни странно, и мать, и отец Шассерио не только не противились его увлечению, но и всячески поддерживали его.
Когда будущему художнику минуло двенадцать лет, он начал посещать мастерскую Энгра. Несмотря на то, что Теодор Шассерио был самым юным воспитанником Энгра, учитель часто ставил его в пример другим своим ученикам, говоря, что «этот ребенок — будущий Наполеон живописи». Теодор же, в свою очередь, просто-таки обожал Энгра, и домашним часами приходилось выслушивать его восторженные рассказы о «великом мастере».
Учение закончилось с отъездом Энгра в Рим, но и оттуда он продолжал — теперь уже в письмах — наставлять Шассерио. Его поучения падали на благодатную почву. Свои робкие ответные письма молодой художник неизменно подписывал: «Ваш преданный ученик».
Вначале писал картины на классические и религиозные сюжеты, заботясь главным образом о стильности рисунка и внешней красоте изображений, но потом примкнул к группе романтиков и подражал Делакруа. В этом втором направлении он успешно трудился после своей поездки в Алжир и на Восток, где приобрел редкое уменье передавать яркость и жар южного солнца и прекрасно изучил местные типы и быт.
Из ранних работ Шассерио наиболее известны «Пленные троянки на морском берегу», «Сусанна и старцы», «Венера Анадиомена», «Андромеда, приковываемая к скале нереидами», «Христос на Елеонской горе», а из позднейших — «Суббота в еврейском квартале Констанины», «Арабские всадники, увозящие с поля битвы трупы товарищей», «Арабские шейхи, отправляющиеся на битву», «Тепидарий в помпейских термах», «Отдыхающая купальщица» и некоторые другие.
Черты классицистской идеализации самобытно сплотились в манере Шассерио с романтической патетикой, породив формально-уравновешенную, элегантную, но в то же время чувственно-эмоциональную творческую манеру. Писал мифологические, исторические и жанровые картины. Был замечательным портретистом и мастером монументально-декоративного искусства (росписи ряда парижских церквей).
Помимо живописи Шассерио создал также циклы офортов на сюжеты шекспировских «Отелло» (15 листов) и «Гамлета» (30 листов).
Умер Шассерио, не дожив до сорока лет, в Париже 8 октября 1856 года.

Картины Теодора Шассерио:


Андромеда и нереиды, 1840

Аполлон и Дафна

Венера Анадиомена


Купание Эсфири, 1841


Одевание наложницы


Восточный интерьер, 1852

Персидский царь Артаксеркс решил жениться. Чтобы найти себе самую красивую в персидском царстве жену, царь разослал гонцов во все области, чтобы собрать всех красивых девушек. Выбор пал на Эсфирь, племянницу Мардохея. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. Сыграли свадьбу…
Был у царя друг — Аман. Все кланялись и падали ниц пред Аманом; ибо так приказал царь, а Мардохей, делать этого не захотел. Обиделся Аман и решил отомстить.
Навел он справки, что Мардохей принадлежит к народу иудейскому, и что от царя скрыли информацию о национальной принадлежности жены и ее родственников. Кому кроме Эсфирь защитить свой народ? Да вот беда, к царю без его на то разрешение, никому из подданных пройти нельзя.
Три дня и три ночи молилась и постилась Эсфирь с народом иудейским, а потом нарядившись в царские одежды, пошла к царюи и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. И это помогло!



Макбет и три ведьмы



Явление призрака Банко Макбет


Лежащая одалиска


Спящая купальщица


Танец с платками

В тепидариуме, 1853


В тепидариуме, 1853,
фрагмент


В тепидариуме, 1853,
фрагмент


В тепидариуме, 1853,
фрагмент


Купание в гареме


Купание Сусанны


Сусанна и старцы


Сафо на Леокадии


Сафо


Геро и Леандр


The Defence of Gaul

Кандавл, царь Лидии

Поклонение волхвов

Согласно описанию Геродота Кандавл — полулегендарный царь Лидии, тиран Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла. Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете.
Был у него среди телохранителей некий Гигес. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, поэтому постарайся увидать ее обнаженной».
Когда Кандавл решил, что настала пора идти ко сну, то провел Гигеса в спальный покой, куда затем пришла и жена. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Женщина сделала вид будто ничего не заметила, в душе же решила отомстить Кандавлу.
Она велела позвать к ней Гигеса и обратилась к нему с такими словами: «Перед тобой теперь два пути; даю тебе выбор, каким ты пожелаешь идти. Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь. Мы нападем на него на том самом месте, откуда он показал тебе меня обнаженной, и ты убьешь его во время сна».
Обдумав совместно этот коварный план, Гигес с наступлением ночи проник в спальный покой вслед за женщиной. Когда же Кандавл заснул, Гигес, крадучись, пробрался к нему и, заколов его, овладел, таким образом, его женой и царством.



Отелло и Дездемона в Венеции


Дездемона


Вечерний туалет Дездемлны











Анри-Доминик Лакордаире в
монастыре Санта Сабина в Риме


Теодор Шассерио
с друзьями


Алексис
де Токвиль


Portrait de Melle de Cabarrus


Портрет испанки


Портрет дамы


Портрет сестры Алины

Портрет сестры Алины

Сестры художника, 1843

На портрете «Две сестры» изображены сестры художника, Адель и Алина. Портрет поражает как психологическим зарядом, так и живописным блеском. Он словно взял лаконичную графику Энгра и разбавил ее цветовым великолепием Делакруа.
Сестры пристально смотрят на нас своими черными глазами, еще более глубокими благодаря черному шелку гладко зачесанных волос. Губы их сжаты, и, возможно, эта неподвижность и монументальность придают взгляду девушек оттенок осуждения. Их наряд нельзя назвать роскошным — простые платья с рюшами, — и драгоценностей почти нет; но волшебство цвета, конечно, заключается в алых шалях с бесподобной вышивкой по краям. Бросается в глаза сходство характеров обеих сестер.
Адель и Алину разделяют двенадцать лет, и увядающая роза на поясе старшей сестры подчеркивает это. Но есть много общего в их красоте и в той настороженности, с которой они наблюдают за работающим братом, поэтому разница в возрасте выглядит совсем несущественной. Между двумя девушками есть всего одно различие: Алина руками ухватилась за локоть старшей сестры, тогда как та свободной рукой держит сумочку с зонтиком для прогулок.