Портрет Козимо
Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo) (1462–1521), итальянский живописец флорентинской школы. Годы его творчества пришлись на период перехода от Раннего к Высокому Возрождению.
Настоящее имя художника Пьеро ди Лоренцо. Родился в Тоскане в семье ювелира и золотых дел мастера. Ученик Козимо Росселли. Вместе с ним работал в Риме, куда Росселли был приглашен в 1482 году папой Сикстом вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи папской капеллы. Пьеро ди Козимо выполнил в Риме много портретов знатных лиц.
В своем творчестве художник испытал влияние живописи Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. После Рима Пьеро ди Козимо работал во Флоренции, создавая алтарные образы и картины в соборе Сан Спирито, церкви Сан Микеле, капелле Тебальди.
К 1486 году Козимо начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Художник заимствовал живописную технику у нидерландских мастеров. С необычайно точностью он изображал мир растений и животных. Две «Сцены охоты» и «Лесной пожар» являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду.
При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине «Венера и Марс» Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.
Примерно с 1500 года, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В его картинах появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений — «Портрет Симонетты Веспуччи», который передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий.
Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества — «Смерть Прокриды». Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин — «Персей и Андромеда».
Картины Козимо на мифологические сюжеты:
Легенда о Прометее, 1500, Страсбург
Легенда о Прометее, 1515, Старая пинакотека, Мюнхен
Венера и Марс, 1498, Национальная галерея, Лондон
Смерть Прокриды, 1486—1510, Национальная галерея, Лондон
Персей и Андромеда, 1515–1520, галерея Уффици, Флоренция
Фантастически клубящиеся волны отражают ужас, охвативший толпу при виде страшного чудовища, готовою напасть на прикованную цепями к скале Андромеду. Спешащий ей на помощь Персей изображен дважды — сначала он виден в момент полета с правой стороны композиции, а затем — на спине чудовища, старающимся найти точку опоры, чтобы нанести смертельный удар зверю.
В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в то время, считалось великосветским тоном и было довольно модно. Эта картина вместе с рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.
Обретение мёда, 1505-1510
Вакханалия, 1505-1510
Жители Лемноса находят Вулкана, свергнутого с Олимпа, 1495-1500
|
Аллегория, 1500, Национальная галерея, Вашингтон
|
Вулкан учит людей ремёслам, 1495-1505
|
Битва кентавров с лапифами
Другие картины Козимо:
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми
|
Зачатие Марии, 1505, Уффици, Флоренция
|
Встреча Марии и Елизаветы, 1490, Вашингтон
|
Святое семейство
|
Мадонна с младенцем
|
Магдалина, 1490
|
Иоанн евангелист
|
Джулиано Сан Галло, 1500
|
Франческо Джамберти, 1482
|
Симонетта Веспуччи, 1490
|
Иоанн Креститель
|
Сцены охоты
Лесной пожар
Строительство дворца, 1515
|