СОШ 8 Подольск, творчество Дали
главная страница






Портреты и фотографии Сальвадора Дали


Автопортрет Дали

Автопортрет Дали

Фотография Дали

                 


Дали Сальвадор (Salvador Dali) (1904-1989), испанский живописец. Представитель сюрреализма.
«Король сюрреализма» известен в нашей стране недавно. В 1994 году на Крымском валу прошла его выставка «Дали без границ». Она собрала огромное количество почитателей его таланта и просто любопытных. Сон и явь, бред и реальность перемешаны так, что не понять, где они сами по себе слились, а где увязаны между собой умелой рукой художника.
Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе (Каталония, Испания). Его отец был нотариусом; мать, любящая жена и непоколебимая католичка, следила за тем, чтобы ее семья регулярно посещала церковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им лучшее для того времени образование, которое было доступно им.
Дали обладал талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник. Смерть матери от рака явилась тяжелым ударом для семьи. Когда Дали исполнилось семнадцать, он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя.
В Мадриде Дали познакомился с людьми, оказашими влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, один из самых уважаемых в Европе киноавангардистов. Другим другом Дали, был поэт Федерико Гарсия Лорка (во время войны застрелен солдатамы диктатора Франко). И Бюнюэль, и Лорка являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Новые идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств, откуда он был исключен в 1926 году за призывы к беспорядкам. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка, прошедшая в 1925 году в Галерее Делмо в Барселоне. Вторая его выставка там же была встречена с еще большим энтузиазмом.
В 1929 году пришло приглашение в Париж от друга Бюнюэля. Его пригласили для работы над фильмом «Андалузский пес», который стал классикой сюрреализма. Этот фильм был создан для того, чтобы шокировать буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди шокирующих кадров есть знаменитая сцена, которую придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия. После первой публичной демонстрации, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными.
Вскоре художник вернулся в Кадакес, чтобы работать над выставкой своих картин, которую согласился устроить один парижский торговец. Среди многочисленных гостей в то время его посетил французский поэт Поль Элюар, который приехал с женой Галой. Она вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали. Галá Элюар, (урожденная русская Елена Дьяконова), была на десять лет старше Сальвадора и казалась ему утонченной женщиной, вращавшейся в высших художественных кругах Парижа, в то время как он был простым человеком из провинциального городка. Их встреча стала роковой для обоих. По словам Дали, он полюбил Галу «больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги».
Гала, чьей реакцией на страстную любовь Дали были слова: «Мой мальчик, мы никога не расстанемся» — стала для него не просто любовницей. Она была и добрым ангелом, и злым гением великого художника. Когда она в конце концов бросила своего мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как отличный организатор, деловой менеджер и патронесса. А когда они наконец-то поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии.
Гала пробудила в Дали неистощимую фантазию и неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. Несмотря на измены, отношения между ними оставались для Дали важными до самой смерти жены в 1982 году. Было замечено, что сам муж поощрял неверность жены, устраивая, как утверждают, оргии с сексуальными извращениями.
1940 год. Супруги эмигрируют в США, где проживают в течение восьми лет, сначала в Вирджинии, затем в Нью-Йорке. Дали становится известен как король современного искусства. За его картины выкладывали крупные суммы. Он нажил состояние, участвуя в многочисленных проектах в театре, балете, в области ювелирных украшений...
Такая значительная работа Дали как «Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера» наполнена отголос­ками последних европейских картин. Картина похожа на сцену с полуобнаженной Галой в левом нижнем углу. Она смотрит на группу персонажей на фоне разрушен­ного здания. Среди фигур выделяются две женщины в голландских платьях, которые, благодаря великолепному умению художника создавать двойственные образы, являются также бюстом Вольтера работы скульптора Гудона. Позади них изображенные в темных тонах рабы, о которых и говорится в названии картины.
На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуж­дения», Дали изобразил Галу спящей на каменной плите.Одним из источников для создания картины послужила афиша с цирковыми тиграми. В картине представлен мир сна и предчувствий. Жало пчелы (ружье со штыком) колет руку женщины, парящей в невесомости над льдиной. Сон Галы сладок, как сок спелого граната. Но этот сон может быть прерван неожиданным укусом пчелы.
Обозначенные в названии гранат и пчела изображены маленькими под телом спящей женщины. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами. Пчела оборачивается двумя рычащими тиграми. Один вырывается из пасти рыбы, хвост другого — из пасти первого. Вдали виден слон на лапках паука, шествующего по пустыне.
В «Искушении святого Антония» (1946) Дали поместил святого в нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Для Дали секс был сродни мистике.
Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слияние духовного и светского.
В 1948 году Дали возвращается в Кадакес. Там он завершил важную работу с изображением Галы: «Атомная Леда» (1949). Обнаженная Гала парит на пьедестале. Позади нее распростерты крылья лебедя. Вокруг парят невесомые предметы. На втором плане видны утесы Кадакеса. Миф о Леде был важен для Дали, так как он отождествлял свои отношения с Галой с браком Зевса и Леды, от которого лебедь родил два яйца, а из них на свет появились две пары близнецов: Елена и Полидевк и Кастор и Клитемнестра. Дали видел в себе с Галой двух близнецов, имеющих одну на двоих жизнь и память и не способных существовать друг без друга.
Дали, рисующему на религиозные и научные темы, был необходим отдых. Отдыхал же художник, создавая эротические работы и произведения с черным юмором. Вместе со своим другом фотографом он издал в 1954 году книгу под названием: «Усы Дали: фотоинтервью». «Я сошел с ума? Да я гораздо нормальнее любого, кто купил эту книгу» — было типичной фразой художника на презентации этой книги, где воспевались его знаменитые удивительно навощенные усы, называемые им самим «антенны для восприятия искусства».
С неистощимой энергией реализуя новые идеи, Дали создал несколько балетов («Собиратели винограда», «Балет для Галы»), для которых разработал либретто и декорации, а Морис Бежар — хореографию. Он продолжал удивлять публику экстравагантными появлениями. Большая часть зрителей, приходивших на балеты, была привлечена эксцентричной знаменитостью.
Те, кто знал Дали, как анекдоты пересказывали истории об его экстравагантных, рассчитанных на эпатаж выходках, о том, как он, окунув в краску морскую звезду, пустил ползать ее по холсту, убеждая всех, что получится настоящий шедевр, как на бал в свою честь он пришел в шляпе, которая была украшена протухшей селедкой.
Художнику пришла идея построить для своих работ музей и он взялся за перестройку театра в Фигерасе. Над сценой воздвигнули гигантский купол. Зрительный зал разделили на сектора, в которых могли быть представлены работы разных жанров. Дали сам расписал фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. В Театре-музее выставили спектроскопические картины с изображением обнаженной Галы на фоне картины Клода Лоррена и другие предметы искусства. Спрос на работы Дали в то время стал сумасшедшим. Издатели книг, журналы, дома мод и режиссеры театров боролись за него.
Влияние Гала, как музы и натурщицы, было важным для большинства картин Дали. Он купил для нее замок в Пубол, неподалеку от Фигераса, украсив его картинами и сделав роскошным. Гала и Дали всегда управляли своими делами и растущим богатством с расторопной деловитостью. Она настояла на том, чтобы брать деньги за его выступления перед публикой, и внимательно следила за частными сделками по покупке его картин. Она была необходима физически и морально, поэтому когда она умерла в июне 1982 года, Дали понес тяжелую утрату. Подталкиваемый желанием быть рядом с ее духом, Дали переехал в замок Пубол, прекратив появляться в обществе.
В 1982 году Музей Дали в Кливленде, и содержавший большую часть его работ, переехал во внушительное здание в Санкт-Петербурге (Флорида). Среди наград, посыпавшихся на Дали как из рога изобилия, было членство в Академии изящных искусств Франции. Испания удостоила его наивысшей чести, наградив Большим крестом Изабеллы-католички, врученным ему королем Хуаном Карлосом.
Дали был объявлен маркизом дэ Пубол в 1982 году.
А в 1984 году Дали чуть было не лишился жизни. Он уже несколько дней был прикован к постели, когда каким-то образом загорелась кровать. Причиной была неисправная лампа при кровати. Запылала вся комната. Ему удалось доползти до дверей. Роберт Дэшарне, управляющий делами Дали на протяжении многих лет, спас его от смерти, вытащив из горящей комнаты. Дали получил тяжелые ожоги, и с тех пор о нем было мало слышно.
Сальвадор Дали, маркиз Пубол, скончался 23 января 1989 года от паралича сердца. Он похоронен в склепе Музея Tatro, в Фигерасе, Испании.

Картины Сальвадора Дали, связанные с античностью:


Минотавр


Атомная Леда, 1949


Минерва


Венера Милосская
с ящиками


Венера и
амуры


Явление Афродиты
Книдской в пейзаже


Галюциногенный торреро>

Колосс Родосский

Галатея со сферами, 1952


Апофеоз Гомера


Метаморфозы Нарцисса


Носорожья фигура фидиевского Улисса, 1954

Призрачные грации, 1939


Афины горят, Афинская школа и Пожар Борго

Картины Сальвадора Дали, связанные с библейскими сюжетами:


Тайная вечеря


Искушение Святого Антония


Корпус
гиперкубус

Христос святого
Хуана де ла Крус

Корпускулярное
Вознесение Мадонны

Мадонна
Порт-Лигата

Картины Сальвадора Дали, связанные с оптическими иллюзиями:


Рынок рабов с явлением бюста Вольтера


Лебеди, отражающиеся в виде слонов


Голова женщины в виде битвы


Явление лица и вазы с фруктами на пляже


Большой параноик


Иисус входит в Иерусалим


Исчезающий образ


Солдат
предупреждает

Девочка с мамой
или лицо женщины

Череп или
балерина


Гала превращается
в Линкольна

Камни образуют лицо

Голливуд

Другие работы Сальвадора Дали:


Первый
портрет Гала


Портрет Гала с
носорогическими признаками


Портрет
Пикассо


Безумный
Тристан


Портрет
леди Данн


Рафаэлевская голова,
разлетающаяся на куски


Леди Люис Маунтбаттен


Моя обнаженная жена


Портрет Поля Элюара


Три лица Гала на скалах


Миссис Изабелла Стайлер-Тэс


Постоянство памяти

Сон


Открытие Америки
Христофором Колумбом

Мадонна
Гваделупская

Вселенский
собор


Дали со спины,
пишущий Гала со спины

Сон, вызванный полетом
пчелы вокруг граната

Предчуствие
гражданской войны