СОШ 8 Подольск, творчество Давида
главная страница






Автопортреты Давида


Автопортрет, 1794,
Лувр, Париж

Автопортрет, 1789


Автопортрет, 1781,
Уффици, Флоренция

Давид Жак Луи (Jacques Louis David) (1748-1825), французский живописец, представитель классицизма.
Учился в Королевской академии живописи, изучал античное искусство в Риме. Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма.
Для произведений Давида стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории («Смерть Сократа», «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»). Возвышенность замысла, чеканная барельефность композиции, особенно ярко воплотились в картине «Клятва Горациев», воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид был активным её деятелем, членом Конвента, организовывал революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям классической древности, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и вечной гармонии, разрешающей все противоречия жизни («Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и римлянами»).
С 1804 года Давид, «первый художник» Наполеона, писал парадные композиции и портреты («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронование Жозефины»). После реставрации власти Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем Гро, Жерара, Энгра и многих других французских художников.

Картины Давида на мифологические и античные сюжеты:


Аполлон и Артемида
убивают детей Ниобы

Юпитер и
Антиопа

Купидон
наказан


Парис и Елена

Телемах и Евхарсис, 1822


Гнев Ахилла во время
жертвоприношения Ифигении


Амур и Психея, 1817



Гектор, 1778


Патрокл, 1780


Патрокл, 1780


Погребение Патрокла, 1778


Андромаха у тела Гектора


Марс, обезоруживаемый
Венерой и грациями, 1824


Марс, обезоруживаемый
Венерой и грациями, 1824


Сафо и Фаон,
1810


Смерть Сократа, 1787,
Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Смерть Сенеки, 1773,
Музей Пти Пале, Париж


Бой Марса и Минервы, 1771,
Лувр, Париж

Апеллес пишет Кампасу, 1813,
Музей изящных искусств, Лилль

Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.


Купидон и Кампаспа


      Ей на лобзанья Купидон
      Проигрывал за коном кон:
      Он проиграл колчан и лук,
      Венеры голубей и цуг
      Своих веселых воробьев,
      Но дальше был играть готов;
      Поставил уст своих коралл
      И цвет ланит — и проиграл.
      Засим поставил свет чела —
      Его Кампаспа отняла.
      Глаза поставил, наконец —
      И Купидон теперь слепец.
      Любовь! Так поступив с тобой,
      Что сделает она со мной?

Джон Лили (английский драматург,
один из предшественников Шекспира)

Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.


Плач Каллиопы по Гомеру, 1812

Клятва Горациев, 1784

Леонид при Фермопилах, 1814


Ликторы приносят Бруту
тела его сыновей, 1789


Ликторы приносят Бруту
тела его сыновей, 1789


Врач Эразистрат обнаруживает
причину болезни Антиоха, 1774

Врач Эразистрат обнаруживает
причину болезни Антиоха, 1774

История любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Деметрий». В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников, и подвигла их на создание большого числа произведений искусства. Только живописных полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Антиох, сын основателя династии Селевка, правившего после смерти Александра Великого, влюбился в свою мачеху Стратонику. Считая, что его страсть безнадежна, он начал искать способа, покончить с собой, представившись больным — он стал морить себя голодом.
Придворный врач Эрасистрат быстро догадался о природе его недуга: сидя в спальне Антиоха и наблюдая за его реакцией на приходивших к нему дам, он вскоре понял, которая из них была причиной душевного расстройства Антиоха. Эрасистрат сообщил об этом Селевку, который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху не только своего царства, которое тот унаследовал бы в любом случае, но и своей жены. Иногда в углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый лекарь догадывается об истинной причине болезни своего пациента.




Сабинянки, останавливающие сражение, 1799, Лувр, Париж

Картины Давида на библейские сюжеты:


Святой Рох молит Мадонну
об исцелении зачумленных

Велизарий
получает милостыню

Христос на
кресте

Портреты и другие картины Давида:


Бонапарт на
Сен-Бернарде, 1801

Наполеон в
рабочем кабинете, 1812

Наполеон в императорском
одеянии, 1805


Коронация Наполеона I











Шарлотта и Зинаида
Бонапарт, 1821


Госпожа Бюрон,
1769


Мари Франсуа
Бюрон, 1769


Маргарита-Шарлотта
Давид, 1813


Графиня Вилейн
с дочерью, 1816


Сюзанна ле
Пеллетиер, 1804


Графиня
Дерю, 1810


Госпожа Вернинак,
сестра Делакруа, 1799


Госпожа
Сарси-Телюссон, 1790


Госпожа Трюден,
1792, Лувр, Париж


Госпожа Серизиа,
1795, Лувр, Париж


Господин Серизиа,
1795, Лувр, Париж


Граф Станислав
Потоцкий, 1781


Гаспар
Майер, 1795


Супруги
Лавуазье, 1788


Портрет
юноши


Альфонс
Леруа, 1783


Мадам Пекоул,
теща художника, 1784


Портрет
девушки в тюрбане

Весталка
с цветами

Смерть Марата,
1793


Туалет венецианки,
1780

Мадам Рекамье,
1800

Мадам Рекамье,
1800