СОШ 8 Подольск, творчество Делакруа
главная страница






Автопортреты и фотография Эжена Делакруа


Делакруа Эжен (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) (1798-1863), французский живописец и график.
Родился в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана, который неизменно покровительствовал художнику. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую Герена, в 1817 году — в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рубенсу, Веласкесу, Микеланджело. Делакруа посетил Великобританию, Алжир, Марокко, Испанию, Бельгию.
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа «Данте и Вергилий», духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана «Резня на Хиосе». Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности («Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»). Он нередко черпал мотивы в произведениях Шекспира, Гёте, Байрона (литографии к «Фаусту», и «Гамлету»), обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»).
Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине «Свобода, ведущая народ», изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады.
После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»).
Интерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).
Делакруа работал также в области монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже). Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы («Взятие крестоносцами Константинополя», «Битва Святого Георгия с драконом»).
О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 года, — подлинная летопись культурной жизни эпохи. Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.

Картины Делакруа на мифологические и античные сюжеты:


Андромеда, 1852


Борьба Аполлона с пифоном, 1850


Медея, 1838


Библиотека Бурбонского
дворца, Александр
и поэмы Гомера


Бурбонский дворец,
роспись паруса,
Гесиод и Муза


Бурбонский дворец,
роспись паруса,
Хирон обучает Ахиллеса


Царь гуннов Атилла, 1847


Царь гуннов Атилла, 1847


Клеопатра и крестьянин, 1838

Последние слова Марка Аврелия, 1844


Овидий у скифов, 1859

Другие картины Эжена Делакруа:


Игра тигренка с тигрицей, 1830


Лев, поедающий зайца, Лувр, Париж


Львиная охота в Марокко, 1854


Арабские всадники, 1862


Дон Жуан после кораблекрушения, 1840


Фанатики Танжера, 1838


Еврейская свадьба в Марокко, 1839


Женщины Алжира в своих покоях, 1834


Нападение льва на
арабского всадника


Резня на Хиосе, 1824



Марокканец, седлающий
коня, 1855


Греция на развалинах
Миссолунги


Море Галилейское,
1854


Свобода,
ведущая народ


Море в Дьеппе, 1852, Лувр, Париж


Смерть Офелии, 1844


Война, 1835


Данте и Вергилий (Ладья Данте), 1822


Гамлет и Горацио
на кладбище, 1835


Гамлет и Горацио
на кладбище, 1839


Пьета, 1850



Похищение Ревекки, 1846


Иаков борется с ангелом


Похищение Ревекки, 1858


Христос на кресте


Элиодор въезжает в Храм, 1861


Положение во гроб, 1848


Бурбонский дворец, роспись
паруса, Адам и Ева


Казнь дожа
Марино Фальеро, 1827


Бурбонский дворец, роспись
паруса, Адам и Ева


Библиотека Сената,
Орфей, 1846, Париж


Библиотека Сената,
Святой Иероним, 1846, Париж


Библиотека Сената,
Цицерон, 1846, Париж


Святой Михаил побеждает дьявола, 1860


Фрески на западной стене, 1837,
Бурбонский дворец, Париж


Роспись купола


Смерть
Сарданапала

Смерть
Сарданапала

Смерть
Сарданапала

Ассирия, и ее царство держалось тридцать поколений — от Семирамиды до Сарданапала. Ассирийское царство началось женщиной, сильной, как мужчина. А кончилось оно мужчиной, слабым, как женщина. Потомки Семирамиды, цари, за тридцать поколений изнежились и изленились вконец.
Последнего ассирийского царя звали Сарданапал. Однажды его случайно увидел наместник горной Мидии Арбак. Царь сидел среди жен, безбородый, набеленный, нарумяненный, и под звуки песен расчесывал крашенную пурпуром шерсть. Суровый Арбак был потрясен. Мидия восстала, и мидяне осадили Ниневию. Сарданапал не умел бороться и не хотел сдаться. Он собрал вокруг себя все свои богатства и всех своих жен и детей, запер выходы и зажег дворец. Пламя бушевало пятнадцать дней. Народ видел дым из-за стен и думал, что это царь приносит жертвы богам. Когда мидяне вошли в город, на месте дворца была гора пепла. Ее выпросил себе вавилонский наместник и выплавил из нее сто тысяч талантов золота и серебра.



Жорж Санд, 1838


Паганини, 1832


Фредерик Шопен


Луис-Август Щвитер


Микеланджело в
мастерской, 1850


Мильтон диктует дочерям
«Потерянный Рай», 1826


Тассо в сумашедшем
доме, 1839


Луи Орлеанскому показывают
любовницу, 1825


Одалиска, 1857



Мадмуазель Роза, 1817,
Лувр, Париж.


Еврейская невеста, 1832


Цветы, 1834


Ваза с цветами, 1848


Натюрморт с раками

Натюрморт с фруктами, 1848