СОШ 8 Подольск, творчество Деларошa
главная страница






Портреты Делароша

           

Поль Деларош (Paul Delaroche) (1797-1856), французский живописец, представитель академизма.
Настоящее его имя было Ипполит, но дома его звали Полем, так и удержалось в истории искусства. Отец Делароша был экспертом по картинам, а дядя консерватором кабинета гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему живописец развивался в артистической атмосфере.
Чувствуя вначале влечение к пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешел к историческому живописцу Деборду, а потом в течение четырех лет работал под руководством Гро. Впервые явился перед публикой в Парижском салоне с картиной «Иосавефа спасает Иoaca», еще сильно отзывающейся напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей о даровании художника. В последовавших картинах «Любовь Филиппо Липпи к его натурщице-монахине», «Кардинал Винчестерский допрашивает Жанну д'Арк в темнице», «Святой Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XIII» и других, выставленных в салоне 1824 года, Деларош уже свободен от влияния учителя и вообще от академической рутины.
Примкнув к новым идеям романтической школы, Делакруа осуществлял эти идеи с воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами: «Дети английского короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре», «Кардинал везет за собой своих пленников Сен-Марса и де-Ту», «Мазарини, умирающий среди придворных кавалеров и дам», «Кромвель перед гробом короля Карла Стюарта», «Казнь Иоанны Грей», «Убийство герцога Гиза» и другие. Картины Делароша на сюжеты, заимствованные из английской и французской истории, встречались единодушной хвалой критиков и вскоре делались популярны благодаря изданию в гравюрах и литографиях.
В 1832 году Деларош приобрел уже такую известность, что был избран в члены института. В следующем году он получил должность профессора в Парижском училище изящных искусств, в 1834 году отправился в Италию, где женился на единственной дочери живописца Верне и провел три года. По возвращении своем в Париж выставил в салоне 1837 года: «Лорда Стаффорта, идущего на казнь», «Карла Стюарта, оскорбляемого кромвелевскими солдатами» и «Святую Цецилию», и с тех пор уже не участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые произведения любителям искусства у себя в мастерской.
В 1837 году принялся за главный труд всей своей жизни — колоссальную стенную картину (15 м длиной и 4,5 м шириной), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале Училища изящных искусств и, вследствие того, известную под названием «Полукружие» («Hemicycle»). Он представил здесь в величественной многофигурной композиции аллегорические олицетворения искусств, раздающие наградные венки в присутствии сонма великих художников всех народов и времен, начиная глубокой древностью и кончая ХVII столетием.
По завершении (в 1841 году) этого монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как нельзя более соответствующего ее назначению, Деларош продолжал работать неустанно. В это время он брал темы для картин преимущественно из священной и церковной истории, а после вторичной поездки в Италию писал сцены из тамошнего быта и, наконец, по смерти своей жены особенно полюбил сюжеты трагические и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой.
Замечательнейшими произведениями Делароша за последний период его деятельности могут считаться «Снятие со креста», «Богоматерь во время шествия Христа на Голгофу», «Богоматерь у подножия креста», «Возвращение с Голгофы», «Мученица времен Диоклетиана», «Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора», «Последнее прощание жирондистов», «Наполеон в Фонтенебло» и оставшаяся неоконченной «Скала святой Елены». Деларош превосходно писал портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей своей эпохи: папы Григория XVI, Гизо, Тьера, певицы Зонтаг . . .

Картина Делароша «Полукружие»:




Полукружие Изящных искусств (L'Hémicycle des Beaux-Arts),
фреска в актовом зале Школы изящных искусств в Париже,
самой престижной художественной школе Франции

На престоле в центре фрески находятся три мастера античности — архитектор Иктин, художник Апеллес, скульптор Фидии, окруженные олицетворением греческого и готического искусства (слева) и искусства Рима и Ренессанса (справа). Ниже, полуобнаженная фигура Славы наклоняется вперед, чтобы распределить лавровые венки получателям желанного Гран-при Рима, которые имели право проводить 4-5 лет, обучающихся в Риме за счет государства.



Центральная часть

Те европейские художники с XIII по XVII века, которых считали самыми важными, включены в великое собрание. Слева — 14 скульпторов и живописцев, а справа — 13 архитекторов, 2 гравера и 19 живописцев. Многие из имен знакомы, среди них Тициан, Рембрандт и Рубенс слева, а справа — Рафаэль, Микеланджело и Пуссен. В частности, отсутствуют Боттичелли, Эль Греко и Вермеер, картины которых не были вновь открыты до конца века.



Правая часть


Левая часть

Картины Делароша:


Девушка у фонтана


Девушка у фонтана


Луиза Верне (жена художника на смертном одре),
умерла в 1845 году в возрасте 31 года


Луиза Верне (жена художника на смертном одре),
умерла в 1845 году в возрасте 31 года

     
Гораций, старший сын художника

     
Филипп, младший сын художника                                           Два принца                  

     
        Мать и дети                                               Ребенок учат читать

     
Детство Пико делла Мирандола                                           Мать и дети                  


Отдых на берегу Тибра, Эрмитаж


Пилигримы в Риме


Джульетта просыпается возле Ромео


Дети английского короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре


Дети английского короля Эдуарда IV

На полотне Делароша «Дети короля Эдуарда IV» изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии — принцы Эдуард V и Ричард Йоркский.
В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорож­денными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна.
Существует множество версий их гибели, но основная — скорое убийство детей Ричардом III. В пьесе Шекспира «Ричард III» за убийством принцев стоял король Ричард и Джеймс Тиррелл, который и организовал убийство.
Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.



Казнь леди Джейн Грей


Казнь леди Джейн Грей

«Казнь Джейн Грей» — историческое полотно Делароша, написанное в 1833 году и впервые выставленное на Парижском салоне 1834 года. Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975 году. К удивлению профессиональных искусствоведов, полотно сталo одним из самых популярных экспонатов Национальной галереи в Лондоне.
12 февраля 1554 года королева Англии Мария Тюдор казнила заточённую в Тауэр претендентку, «королеву на девять дней», шестнадцатилетнюю девочку Джейн Грей и её мужа Дадли. Утром на Тауэр-Хилл был обезглавлен Дадли, затем во дворике Тауэра, обезглавили Джейн.
Немногим больше недели удерживала власть в своих руках Джейн Грей. Она ещё даже не успела принять британскую корону, как Тайный совет заточил её вместе с мужем в Тауэр. Через полгода их обезглавили, обвинив в государственной измене.
Сегодня мы толком не знаем ни об одном серьёзном решении Джейн Грей и можем только догадываться, как она выглядела и когда родилась. Её скромное место в истории, однако, не помешало ей стать героиней народных преданий и главной мученицей Англии.
По преданию, перед казнью Джейн дозволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать им немногие оставшиеся при ней вещи. Молитвенник с предсмертным письмом, предназначенный для передачи сёстрам, достался коменданту Тауэра, перчатки и платки — Элизабет Тилни, прислуживавшей Джейн в заключении.
В последний момент, после того, как палач по традиции попросил у жертвы прощения, силы покинули Джейн. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно найти дорогу к плахе: «Что теперь делать? Где она (плаха)?» Никто из спутников не решился подойти к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.
Именно этот момент запечатлён на картине Делароша. Художник намеренно отступил от хорошо известных обстоятельств казни, изобразив не дворик, а мрачное подземелье Тауэра. Джейн одета в белое — что совершенно невероятно для XVI века; в действительности она была одета в простые чёрные одежды. Две женщины, рыдающие слева у стены — прислуживавшие Джейн (Элизабет Тилни и родственница). Человек в мехах, сопровождающий Джейн — не легендарный «человек из толпы», а реальный тюремщик Джон Бриджес. Имя палача осталось неизвестным.



Убийство герцога де Гиза

Убийство герцога де Гиза своей предысторией имело религиозные войны между католиками и протестантами во Франции. Позади была печально знаменитая Варфоломеевская ночь, смерть Карла IX и его брата Франсуа Анжуйского. На престол взошел последний из четырех сыновей Екатерины Медичи Генрих III. Поскольку он не имел детей, весьма вероятным становился переход короны в руки Генриха Наваррского, лидера протестантов. Это, разумеется, не могло устраивать католиков, и они выдвинули своего кандидата — главу Католической лиги, Генриха де Гиза.
Гиз вел себя дерзко: не скрывая претензий на престол, он распорядился составить генеалогическое древо своего рода, восходившее к императору Франкской империи Карлу Великому. Герцог, несмотря на запрет короля, приехал в Париж. Парижане встретили его восторженно и подняли восстание против Генриха III. Последний бежал, укрывшись сначала в Шартре, а затем в Блуа.
Гиза стали именовать «королем Парижа», его сторонники поднимали бокалы «за нового монарха», а его сестра герцогиня де Монпасье демонстративно носила на поясе ножницы, объясняя это тем, что хочет выстричь на голове Генриха Валуа тонзуру (знак принадлежности к духовенству). Королю прочили насильственный постриг в монахи. Могущество де Гиза достигло своего апогея.
Однако Гизы рано праздновали победу. Генрих III втайне готовил ответный удар.
В октябре в замке Блуа открылось заседание Генеральных штатов, созванных королем. Съехалось около пятисот депутатов, большинство из которых поддерживали де Гиза. У короля оставалась одна возможность избавиться от ненавистного соперника — физически устранить его.
Убийство было запланировано на 23 декабря 1588 года.
Утром Генрих III отправил к герцогу де Гизу посыльного с приглашением пройти в его «старый кабинет». Для того чтобы сделать это, необходимо было пересечь королевские покои, где герцога уже ждало восемь личных гвардейцев из охраны Генриха III. Войдя, герцог приветствовал их и, получив ответное приветствие, направился к дверям кабинета. Восемь королевских гвардейцев приблизившись к де Гизу внезапно стали наносить ему удары кинжалами и шпагами. Сраженный герцог рухнул рядом с королевской кроватью.
По свидетельству очевидца, выйдя из своего кабинета и увидев на полу распростертого де Гиза, Генрих III воскликнул «Боже мой! Какой же он огромный! Мертвым он кажется ещё больше, чем когда он был живым!» Король ещё не знал, что его самого вскоре заколят.
После убийства Генриха де Гиза король отдал приказ умертвить также брата герцога, кардинала Лотарингского. Тела обоих де Гизов были сожжены, а пепел от них сброшен в Луару.
Восемь месяцев спустя в отместку за убийство главы Католической лиги Генрих III был убит монахом-доминиканцем. Династия Валуа прервалась, а на престол взошел Генрих Наваррский, родоначальник королевской династии Бурбонов.



Лорд Страффорд, идущий на казнь


Оливер Кромвель у гроба английского короля Карла Стюарта


Кардинал Мазарини, умирающий среди придворных кавалеров и дам


Отъезд князя на крестовый поход


Екатерина Медичи и Карл IX


Победители Бастилии


Карл Великий пересекает Альпы, защищенные лангобардами


Баржа кардинала Ришелье (Арестованных Сен-Мара и де Ту везут на суд в Лион)

     
Баржа кардинала Ришелье (Арестованных Сен-Мара и де Ту везут на суд в Лион)

В истории действительно произошёл заговор маркиза Сен-Мара против всемогущего карди­на­ла Ришелье. Маркиз Сен-Мар был фаворитом короля Людовика XIII, и всё произошедшее случилось в 1642 году.
Маркиз Сан-Мар, которого сам Ришелье представил королю Людовику XIII, организовал заговор с целью его свержения. Но заговор был раскрыт, Сан-Мар и его сообщник де Ту были арестованы, а затем казнены в Лионе — это произошло перед самой кончиной кардинала Ришелье.


     
      Кончина английской                                         Кардинал Винчестерский
              королевы Елизаветы I                             допрашивает Жанну д’Арк в темнице

     
Любовь Филиппо Липпи                                                 Святая Амелия,      
к его натурщице-монахине                                             королева Венгрии      


Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре

     
Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре, Эрмитаж

     
Приношение Пану                                                     Невинность      

     
Нахождение Моисея


Юдифь в палатке Олоферна

     
Иродиада с главой Иоанна Крестителя                               Святой Себастьян                    

     
Мадонна с младенцем                                                 Голова Христа              

     
      Бегство в Египет                                     Христос в Гефсиманском саду

     
Снятие с креста                                                     Оплакивание

     
        Пьета                                               Богородица у подножия креста


Обморок Девы


Возвращение с Голгофы


Святая Вероника


Мария Магдалена направляется в Марсель, эскиз для церкви Мадлен в Париже


Обращение Святой Марии Магдалины, эскиз для церкви Мадлен в Париже

           
Апостолы

     
Искушение святого Антония                                             Гильотина            

     
Голова ангела (модель - жена художника)                     Святая Цецилия и ангелы          

     
    Мария Антуанетта в трибунале                     Наполеон на острове Святой Елены

     
Император Наполеон Бонапарт

     
                    Император Наполеон                       Наполеон отрекся от престола в Фонтенбло

     
Наполеон пересекает Альпы

     
                        Поле битвы                                 Герцог Ангулемский при захвате Трокадеро

     
Петр I Великий, император России                     Граф Нарсис-Ашиль де Сальванди

     
Граф Джеймс-Александер де Пурталес                               Папа Григорий XVI                        

     
Певица Генриеттa Зонтаг, Эрмитаж                         Графиня Софья Шувалова

     
        Дельфина Потоцкая                                 Луиза Верне, жена художника

     
Девушка на качелях                                         Дети напуганы штормом

     
Готика (аллегория)                                               Ренесанс (аллегория)