СОШ 8 Подольск, творчество Досси
главная страница






Портрет Досси


Доссо Досси (Dosso Dossi) (1486–1542), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения, сочетавший черты классического Возрождения с «проторомантическими» тенденциями.
Досси (настоящие имя и фамилия Джованни де Лутеро) родился в Трамускио. Его прозвище, связанное с именем семейного поместья, было в XVIII веке продублировано новым именем для того, чтобы отличать его от брата, художника Баттисты Досси. По словам Вазари, первым учителем Доссо был Лоренцо Коста, но вскоре, оказавшись в Венеции, Доссо поступил в ученики к Джорджоне, у которого работал рядом с Пальма Веккио и Тицианом. Побывав в Венеции, испытал сильное влияние Джорджоне. С 1514 года работал при дворе феррарских герцогов, став ведущим местным живописцем. Был дружен с Ариосто, который помянул его в поэме «Неистовый Роланд» в числе величайших современных художников.
Его искусство представляет собой причудливый сплав устоявшихся композиционных стандартов религиозной или антично-мифологической картины с зыбкой неопределенностью, как бы «романтизмом» целого ряда образов, погруженных в атмосферу задумчивой грезы. Таковы «Цирцея» (или Мелисса из поэмы Ариосто) и ее заколдованные любовники в пейзаже или загадочная аллегория Нейхардт. Легенды и сказания древнего РимаЮпитер, Меркурий и Добродетель» — с Юпитером, увлеченно рисующим бабочку. Живописный дар Досси особенно непринужденно раскрывается в пейзажных мотивах, которые иной раз составляют главное содержание его композиций (например, в картинах «Три человеческих возраста» или «Пейзаже со сценами из жизни святых». Писал также портреты и декоративные циклы.
Доссо Досси иногда работал с братом Баттистой Досси. Баттиста учился в Риме у Рафаэля. Оба брата работали главным образом для феррарских герцогов д'Эсте. Доссо Досси являлся главным придворным художником семьи д'Эсте, он писал для них мифологические композиции, портреты и декоративные фрески. Манера, в которой исполнены его портреты, сродни венецианскому искусству того времени — так, в портрете Альфонсо д'Эсте ясно различается влияние Тициана. Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Почти всю жизни он провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения.
Умер Доссо Досси в Ферраре 26 июля 1542.
В «паутине» оказалась противоречивая информация: одна и таже картина приписывалась то Доссо, то Баттисте, и чтобы не обижать братьев, выкладываю картины и те, и другие.

Картины Доссо и Баттисты Досси на мифологические сюжеты:


Цирцея, 1520

Цирцея со своими любимцами, 1516

Диана и Каллисто, 1528


Геркулес и Омфала


Геракл и пигмеи


Вертумн и Помона

Вертумн был италийским богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами (цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей). Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Но о плодовых деревьях заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные божества и шаловливые сатиры. Но более всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в разных обличьях — от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но не мог завладеть сердцем Помоны.
Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой — полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой.
Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли.
Римляне почитали эту юную божественную пару. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
(Нейхардт, «Легенды и сказания древнего Рима»)



Аполлон и Дафна, 1524


Покинутая Психея


Бахус, 1524


Дидона


Аргонавты, 1520


Сивилла, 1516


Вакханалия

Триумф Вакха и Ариадны

Вакханалия


Суд Париса

Венера и купидон

Венера и купидон на природе


Каледонская охота на кабана

Ночь (Сон)


Сцена из Энеиды, 1520


Юпитер, Меркурий и Добродетель

Картины Досси на библейские сюжеты:


Поклонение волхвов

Поклонение волхвов


Мадонна с младенцем

Sacra Conversazione

Святое семейство


Отдых на пути в Египет

Святое семейство

Святое семейство


Рождество


Мадонна
с младенцем

Мадонна
с младенцем

Архангел Михаил
и дева Мария


Святой Иероним

Святой Иероним


Вознесение
Христа

Явление
Девы Марии, 1520

Святые Иоанн и
Бартоломео, 1527

Святые Косьма и
Дамиан, 1538


Святая
Лукреция

Архангел
Михаил

Святой
Георгий

Святой Иоанн
Богослов


Святой
Себастьян

Святой Себастьян
cо святыми

Алтарь


Святой
Себастьян


Святой Геогий


Явление Христа
Марии Магдалене

Пьета



Побивание камнями
святого Стефана

Христос


Пейзаж
со святыми


Святая

Картины Досси на аллегорические сюжеты:


Аллегория Победы

Три человеческих возраста

Аллегория Музыки

Ученые


Аллегория рассвета

Портреты Досси:


Герцог Альфонсо д'Эсте


Герцог Альфонсо д'Эсте


Портрет воина, 1530


Portrait of a Court Jester

Ragazzo con canestro di fiori

Юноша с собакой и кошкой


Лаура де Дианти(?)


Лукреция Броджиа


Лаура Пизани


Демокрит


Портрет солдата


Портрет юноши

Другие картины Досси:


Фьяметта и Боккаччо

The Magicians


Франческо Мария делла Ровере,
ведущий свое войско