Автопортреты Дюрера
Дюрер Альбрехт (Albrecht Durer) (1471-1528), немецкий живописец, теоретик искусства, основоположник искусства немецкого Возрождения.
Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Получив первые художественные навыки в семье отца(выходца из Венгрии) — золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства. Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики. Воздействие на Дюрера гуманистических учений после его первой поездки в Италию, проявилось в стремлении художника к научным методам познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления («Куст травы»), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды («Домик у пруда»). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода.
В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр «Апокалипсис», ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого Возрождения. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в средние века основными в изобразительном искусстве. Но у Дюрера они получили принципиально иное толкование. Традиционному евангельскому сюжету художник придал острый современный смысл. Тема «Апокалипсиса» созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Постоянные междоусобные войны, голод, эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который грозит человечеству в 1500 году, — все это нашло отражение в картине, в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
Еще до того, как Лютер, крупнейший деятель Реформации, заново перевел Библию на немецкий язык, Дюрер переложил ее отдельные легенды на общедоступный язык картинок. В этом одна из причин популярности его гравюр среди современников.
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений («Праздник четок», «Портрет молодой женщины»), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела («Адам и Ева»). При этом Дюрер не утратил зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики.
Начиная с 1500-х годов, художник ставит перед собой задачу овладеть законами научной перспективы и изучить пропорции человека и животных. Он обращается к трудам древнеримских авторов и своих итальянских современников. Крылатая богиня возмездия Немезида, стоя на шаре, пролетает над миром. Ее фигура принадлежит к числу первых, сконструированных художником в соответствии с теорией пропорций Витрувия. Но жизненные наблюдения мастера взяли верх: Немезида далека от классического идеала. Она скорее походит на пышнотелых немецких женщин, чем на античные образы. Техническое мастерство достигает здесь совершенства.
В 1513-1514 годах Дюрер создал три свои самые знаменитые гравюры на меди — «классические», или «мастерские», как их называли уже современники. Их отличает изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема. «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Меланхолия» и «Святой Иероним» — каждая из них воплощала представления художника о разных сторонах деятельности человека, являлась символом одного из трех жизненных путей, которым, по представлениям того времени, мог следовать человек. Активная деятельность, стойкость и твердость, фанатическая убежденность нашли свое воплощение в образе рыцаря («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). Упорный, самоуглубленный труд ученого-гуманиста, чуждого житейской суеты и бурных страстей, представлен в гравюре «Святой Иероним». И, наконец, драматизм творческого дерзания — в «Меланхолии».
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах. Он дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I.
В серии портретов 1520-х годов (Якоба Муффеля, Иеронима Хольцшуэра) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, заряженного целеустремленностью и напряженной духовной энергией. Наряду с точной внешней характеристикой образа, художник всегда подчеркивает значительность личности портретируемого и в латинской надписи восхваляет его высокие качества и заслуги. Каждый портрет, выполненный Дюрером, — это своеобразный памятник современнику.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, — известный прием создания иллюзии близости между зрителем и портретируемым. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как леонардовская Мона Лиза (он видел ее во время поездки в Италию). Пейзаж, видимый в открытое окно, — особенность, характерная для северных художников. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи.
Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола», в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Прославленный гуманист (современник Дюрера) Эразм Роттердамский так оценивал творчество художника: «Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...»
Картины Дюрера на мифологические и античные сюжеты:
Геракл и гарпии, 1500
| Амур - похититель меда, 1514
|
Смерть Орфея, 1494
| Лукреция, 1518
| Немезида
|
Картины Дюрера на библейские сюжеты:
Лот с дочерьми, 1498
| Адам и Ева
| Бегство в Египет
|
Мадонна с младенцем, 1512
| Мадонна с чижом, 1506
| Мадонна с младенцем
|
Праздник четок, 1506
| Праздник четок, 1506
| Поклонение волхвов, 1506
|
Мадонна с младенцем и Святой Анной, 1519
| Рождение Святой Девы
| Семь печалей девы, 1497
|
Семь печалей девы, фрагмент, 1497
| Семь печалей девы, фрагмент, 1497
|
Семь печалей девы, фрагмент, 1497
| Семь печалей девы, фрагмент, 1497
|
Христос среди книжников, 1506, Мадрид
| The Dresden titlearpiece
|
Молящаяся Мария, 1518
| Алтарь Паумгартнеров, 1503
|
Алтарь Паумгартнеров, фрагмент, 1503
| Алтарь Паумгартнеров, фрагмент, 1503
| Алтарь Паумгартнеров, фрагмент, 1503
|
Христос скорбящий, 1493
| Поклонение Святой Троице, 1511
| Поклонение Святой Троице, 1511
|
Поклонение Святой Троице, фрагмент, 1511
| Поклонение Святой Троице, фрагмент, 1511
| Снятие с креста, 1500
|
Снятие с креста, фрагмент, 1506
| Снятие с креста, фрагмент, 1506
| Снятие с креста, фрагмент, 1506
|
Апостол Филипп, 1516
| Апостол Иоанн, 1516
| Святой Иероним, 1521
|
Святой Иероним в своей келье
| Святой Михаил с ангелами дерется с драконом
| Меланхолия, 1514
|
Четыре апостола
| Умерщвление десяти тысяч
| Святой Иероним в пустыне
|
Портреты Дюрера:
Портрет Барбары Дюрер, 1490
| Портрет Альбрехта Дюрера-старшего, 1490
| Портрет Альбрехта Дюрера-старшего, 1497
|
Портрет Фредерика Саксонского, 1496
| Портрет Якоба Муффеля, 1526
| Портрет Иеронима Хольцшуэра, 1526
|
Портрет императоров Карла и Сигизмунда, 1512
| Portrait of Oswolt Krel, 1499
| Портрет императора Максимилиана I, 1519
|
Портрет женщины с ниспадающими волосами, 1496
| Портрет молодой венецианки, 1505
| Портрет женщины с заплетенными волосами
|
Портрет Михаэля Вольгемута, 1516
| Портрет молодого человека
| Портрет Йоганна Клебергера, 1526
|
Hans Tucher, 1499
| Felicitas Tucher, 1499
| Elsbeth Tucher, 1499
|
Другие картины Дюрера:
Носорог, 1515
| Морж, 1521
|
Крыло птицы, 1512
| Лев, 1494
|
Озеро в лесу, 1496
| Усадьба Милл, 1496
|
The Quarry, 1495
| View of Arco, 1495
|
Молодой заяц, 1502
| Вид замка с облаками, 1494
| Большой Торф, 1503
|
Омар, 1495
|