СОШ 8 Подольск, творчество Дюрера
главная страница






Автопортреты Дюрера


Дюрер Альбрехт (Albrecht Durer) (1471-1528), немецкий живописец, теоретик искусства, осново­положник искусства немецкого Возрождения.
Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Получив первые художественные навыки в семье отца(выходца из Венгрии) — золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у крупнейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства. Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики. Воздействие на Дюрера гуманистических учений после его первой поездки в Италию, проявилось в стремлении художника к научным методам познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления («Куст травы»), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды («Домик у пруда»). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода.
В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр «Апокалипсис», ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого Возрождения. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в средние века основными в изобразительном искусстве. Но у Дюрера они получили принципиально иное толкование. Традиционному евангельскому сюжету художник придал острый современный смысл. Тема «Апокалипсиса» созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. Постоянные междоусобные войны, голод, эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который грозит человечеству в 1500 году, — все это нашло отражение в картине, в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
Еще до того, как Лютер, крупнейший деятель Реформации, заново перевел Библию на немецкий язык, Дюрер переложил ее отдельные легенды на общедоступный язык картинок. В этом одна из причин популярности его гравюр среди современников.
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений («Праздник четок», «Портрет молодой женщины»), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела («Адам и Ева»). При этом Дюрер не утратил зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики.
Начиная с 1500-х годов, художник ставит перед собой задачу овладеть законами научной перспективы и изучить пропорции человека и животных. Он обращается к трудам древнеримских авторов и своих итальянских современников. Крылатая богиня возмездия Немезида, стоя на шаре, пролетает над миром. Ее фигура принадлежит к числу первых, сконструированных художником в соответствии с теорией пропорций Витрувия. Но жизненные наблюдения мастера взяли верх: Немезида далека от классического идеала. Она скорее походит на пышнотелых немецких женщин, чем на античные образы. Техническое мастерство достигает здесь совершенства.
В 1513-1514 годах Дюрер создал три свои самые знаменитые гравюры на меди — «классические», или «мастерские», как их называли уже современники. Их отличает изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема. «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Меланхолия» и «Святой Иероним» — каждая из них воплощала представления художника о разных сторонах деятельности человека, являлась символом одного из трех жизненных путей, которым, по представлениям того времени, мог следовать человек. Активная деятельность, стойкость и твердость, фанатическая убежденность нашли свое воплощение в образе рыцаря («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). Упорный, самоуглубленный труд ученого-гуманиста, чуждого житейской суеты и бурных страстей, представлен в гравюре «Святой Иероним». И, наконец, драматизм творческого дерзания — в «Меланхолии».
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах. Он дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I.
В серии портретов 1520-х годов (Якоба Муффеля, Иеронима Хольцшуэра) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, заряженного целеустремленностью и напряженной духовной энергией. Наряду с точной внешней характеристикой образа, художник всегда подчеркивает значительность личности портретируемого и в латинской надписи восхваляет его высокие качества и заслуги. Каждый портрет, выполненный Дюрером, — это своеобразный памятник современнику.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, — известный прием создания иллюзии близости между зрителем и портретируемым. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как леонардовская Мона Лиза (он видел ее во время поездки в Италию). Пейзаж, видимый в открытое окно, — особенность, характерная для северных художников. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи.
Художественные искания Дюрера завершила картина «Четыре апостола», в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Прославленный гуманист (современник Дюрера) Эразм Роттердамский так оценивал творчество художника: «Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...»

Картины Дюрера на мифологические и античные сюжеты:


Геракл и гарпии, 1500


Амур - похититель меда, 1514


Смерть Орфея, 1494

Лукреция, 1518

Немезида

Картины Дюрера на библейские сюжеты:


Лот с дочерьми, 1498


Адам и Ева


Бегство в Египет


Мадонна с младенцем, 1512


Мадонна с чижом, 1506


Мадонна с младенцем


Праздник четок, 1506


Праздник четок, 1506


Поклонение волхвов, 1506


Мадонна с младенцем
и Святой Анной, 1519


Рождение
Святой Девы


Семь печалей
девы, 1497


Семь печалей девы,
фрагмент, 1497


Семь печалей девы,
фрагмент, 1497


Семь печалей девы,
фрагмент, 1497


Семь печалей девы,
фрагмент, 1497


Христос среди книжников, 1506, Мадрид


The Dresden titlearpiece


Молящаяся Мария, 1518


Алтарь Паумгартнеров, 1503


Алтарь Паумгартнеров,
фрагмент, 1503


Алтарь Паумгартнеров,
фрагмент, 1503


Алтарь Паумгартнеров,
фрагмент, 1503


Христос скорбящий,
1493


Поклонение Святой Троице,
1511


Поклонение Святой Троице,
1511


Поклонение Святой Троице,
фрагмент, 1511


Поклонение Святой Троице,
фрагмент, 1511


Снятие с креста,
1500


Снятие с креста,
фрагмент, 1506


Снятие с креста,
фрагмент, 1506


Снятие с креста,
фрагмент, 1506


Апостол Филипп, 1516


Апостол Иоанн, 1516


Святой Иероним, 1521


Святой Иероним
в своей келье


Святой Михаил с ангелами
дерется с драконом


Меланхолия,
1514


Четыре апостола

Умерщвление десяти тысяч

Святой Иероним в пустыне

Портреты Дюрера:


Портрет Барбары
Дюрер, 1490


Портрет Альбрехта
Дюрера-старшего, 1490


Портрет Альбрехта
Дюрера-старшего, 1497


Портрет Фредерика
Саксонского, 1496


Портрет Якоба
Муффеля, 1526


Портрет Иеронима
Хольцшуэра, 1526


Портрет императоров
Карла и Сигизмунда, 1512


Portrait of
Oswolt Krel, 1499


Портрет императора
Максимилиана I, 1519


Портрет женщины с
ниспадающими волосами, 1496


Портрет молодой
венецианки, 1505


Портрет женщины с
заплетенными волосами


Портрет Михаэля
Вольгемута, 1516


Портрет молодого
человека


Портрет Йоганна
Клебергера, 1526


Hans Tucher, 1499

Felicitas Tucher, 1499

Elsbeth Tucher, 1499

Другие картины Дюрера:


Носорог, 1515


Морж, 1521


Крыло птицы, 1512


Лев, 1494


Озеро в лесу, 1496


Усадьба Милл, 1496


The Quarry, 1495


View of Arco, 1495


Молодой заяц, 1502

Вид замка с облаками, 1494

Большой Торф, 1503


Омар, 1495