СОШ 8 Подольск, творчество Флавицкого
главная страница






Портрет Флавицкого

     

Флавицкий Константин Дмитриевич (Konstantin Dmitriyevich Flavitsky) (1830-1866), русский живописец исторического жанра.
Родился в 1830 году в Санкт-Петербурге в небогатой семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем обучался в Императорской Академии художеств в Петербурге в классе профессора Федора Бруни. Получив от Академии серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был награждён золотой медалью за картину «Суд Соломона».
По окончании академического курса Флавицкий был удостоен звания классного художника и большой золотой медали, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа». К этой награде от Академии полагалась пенсионерская командировка в Италию. Художник пробыл за границей шесть лет (1856-1862). По возвращении в Россию Флавицкий был признан почетным вольным общником Академии за исполненную в Риме картину «Христианские мученики в Колизее». В этом полотне отразилось влияние Брюллова и его знаменитой композиции «Последний день Помпеи». Черты брюлловского шедевра заметны в композиции, цветовой гамме, пластике фигур и их расположении (старик, молодая супружеская пара, женщина с младенцем). Влияние Брюллова заметно и в графических работах Флавицкого, в частности в иллюстрациях к Лермонтову («Казначейша», «Царица Тамара», «Измаил-Бей»).
На академическую выставку 1864 года Флавицкий представил картину «Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения», которая была встречена благосклонной критикой и одобрением знатоков искусства. За эту работу Флавицкому было присвоено звание профессора исторической живописи. Популярность картины была столь велика, что Флавицкому пришлось сделать несколько авторских повторений.
Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Тараканову», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.
На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга, произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.
Как свидетельствует кандидат исторических наук Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.
Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что «сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Он откликнулся на новую картину Флавицкого восторженной статьёй: «Между тем как нарастало новое поколение наших художников с тем направлением, которое вдруг обновило и возвысило нашу живопись, в то же время вступил на новую дорогу и Флавицкий, и вдруг, одним разом, точно будто одним взмахом кисти, создал свою «Княжну Тараканову» — блистательнейшее и глубочайшее до сих пор творение русской живописи. Последние минуты отчаяния и беспомощности натуры страстной, гордой и высокой, последнее томление женщины-красавицы, измученной тюрьмой, но всё-таки полной жизни и горячей крови, — что за страшная сцена, но что за чудесная для великого таланта задача! Эти подгибающиеся колени, запрокинутая в отчаянии голова, закрывающиеся глаза, опустившиеся безнадёжно руки, полуоткрытый рот, откуда вылетел, кажется, последний стон, между тем как через решётку окна брызжут волны поднимающегося наводнения, — с какою страстью, с каким кипучим талантом изобразилось всё это на картине Флавицкого!»
Более сдержанное, зато и более профессиональное суждение принадлежит Крамскому, который считал эту картину «крупной, а главное, счастливой», исполненной с большим мастерством. В общем решении «Княжны Таракановой» он находил «удивительную умеренность и равновесие во всём, драматизм без ложного пафоса». Картина имела огромный успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом (на Всемирной выставке в Париже).
Даже не знакомого с историческими подробностями зрителя не может оставить равнодушным вид нарядной красавицы, обречённой на страшную смерть в мрачной тюремной камере. Флавицкий показывает не совсем обычные для картины исторического жанра реалистичные, даже «низменные» детали: стены камеры, покрытые плесенью, краюшку хлеба на столе, овчинный тулуп, мышей, спасающихся от воды на кровати. Картина поныне сохраняет силу непосредственного воздействия на зрителей. Эти достоинства обеспечивают «Княжне Таракановой» заметное место в истории русской живописи.
Талантливому живописцу не суждено было ознаменовать свою деятельность другими замечательными произведениями. Уже в то время, когда Флавицкий трудился над исполнением «Княжны Таракановой», его здоровье было сильно подорвано чахоткой, развившейся в петербургском климате. Надеясь найти спасение от этой болезни на юге Европы, художник собирался уехать туда, но прежде чем успел отправиться в путь, умер 3 сентября 1866 года, не дожив десяти дней до своего 36-летия. Стасов, сожалея о его преждевременной кончине, писал: «Умер, едва вступив на дорогу, где надо было ожидать от него чудес красоты, страсти и выражения». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1936 году захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Картины Флавицкого:


Вакх


Мифологическая сцена


Суд Соломона


Нахождение Моисея дочерью фараона


Дети Иакова продают своего брата Иосифа


Последние минуты христиан, осуждённых на съедение хищными зверями
(современное название — «Христианские мученики в Колизее», хранится в Русском музее)


Христианские мученики в Колизее, этюд


Христианские мученики в Колизее, этюд


Голгофа

     
Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения


Итальянка





Измаил в сакле, иллюстрация к поэме Лермонтова «Измаил-Бей»