СОШ 8 Подольск, творчество Гейнсборо
главная страница






Автопортреты Гейнсборо

     

Гейнсборо Томас (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский художник.
Биография английского художника Томаса Гейнсборо не отмечена какими-нибудь значительными событиями. Он родился в провинциальном городке Садбери, вдалеке от Лондона, и хотя рано стал проявлять интерес к искусству, систематического художественного образования получить ему не пришлось.
Когда-то городок Садбери был одним из центров торговли шерстью и сукном. Здесь процветали не только прядение, ткачество и крашение, но и отделка готового уже товара. Но ко Времени рождения Гейнсборо расцвет Садбери был уже далеко позади.
В школьные годы Гейнсборо часто упрашивал учителя, чтобы тот отпустил его с уроков. Если это получалось, он убегал в окрестности Садбери, на реку или в луга — рисовать. И не было в округе такой живописной группы деревьев (или даже одинокого, но прекрасно стоящего дерева), зеленой изгороди, оврага или скалы, даже придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его памяти.

Картины Гейнсборо:


Диана и Актеон, 1785
единственное полотно, посвящённое античной мифологии


Дама в голубом (герцогини де Бофор?), 1770
единственная картина Гейнсборо в нашей стране, в собрании Эрмитажа

В этом полотне ощущается влияние портретов Ван Дейка — одного из любимых художников. Именно портреты, написанные Ван Дейком (и еще Рубенсом), помогли Гейнсборо уйти от некоторой сухости и связанности, присущих его ранним работам. Кисть художника стала более уверенной и легкой, и «Дама в голубом» привлекает не столько внешней эффектностью, сколько поэтической одухотворенностью.
На портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Ее зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. До самых плеч спускаются локоны, на тонкой шее — черная ленточка, с конца которой свисает золотой крестик. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч.
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты.
Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы... Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим.
Голубые, серые, розовые и белые тона незаметно переходят один в другой, не создавая для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. Портрет герцогини кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
Создавая портрет, Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение.



актриса Сара Сиддон, 1785
своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал актрису в виде музы Трагедии


Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и Рейндолдс, и Лоуренс. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».



Джорджиана, герцогиня Девонширская, 1787


Мэри, леди Бейт-Дадли, 1787


Элизабет Роттсли, позже герцогиня Графтон, 1765


Миссис Мэри Грэм, 1777

Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм, без всякого сомнения, написан художником под влиянием манеры, почитаемого им Ван Дейка — это сказывается очевиднее всего в роскошном одеянии героини. Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской).
Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта. Ее серебристая фигурка выступает из грозовой темноты, пепельно-серые и приглушенные золотистые тона. Образ и атмосфера портрета вызывали почти суеверные чувства — миссис Грэм умерла молодой, горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение. Ее супруг мучительно переживал эту утрату. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Томас Грехэм говорил, что если он хотя бы раз взглянет на эту картину, его сердце разорвется от горя. «Портрет миссис Грехэм» провел в чулане около полувека. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти лорда Лайндока.
Еще один шедевр художника — портрет миссис Шеридан, жены прославленного драматурга. Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не растворяясь в пейзаже. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где волнующаяся под ветром листва. Прекрасное задумчивое лицо сияет в мягком сумеречном свете дня.



Элизабет Шеридан, урожденная Линли, 1783


Джованна Баччелли, итальянская танцовщица, 1782


Анна, графини Честерфилд, 1782


Миссис Томас Хибберт, 1780


Королева Шарлотта, 1783


Три старших принцессы, 1784


Утренняя прогулка, 1785


Супруги Эндрюс, 1749


John and Ann Gravenor, with their daughters, 1754


Автопортрет с женой


Автопортрет с женой и дочерью Мери, 1751


Жена художника, 1758


Дочери художника, преследующих бабочк, 1756


Дочери художника, 1759


Дочери художника


Гейнсборо Дюпон, 1770


Мальчик в голубом, 1770


Эдвард Ричард Гардинер


The Marsham Children, 1787


Сыновья лесника, 1783


Полковник Джон Баллок, 1770


Уильям Пойнтц, 1762


Джон Кэмпбелл, герцог Аргайл, 1767


Георг III, 1781


John Plampin, 1753

В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.



Водопой, 1777


Залив, 1783


Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом, 1783


Возвращение с жатвы, 1784


Возвращение крестьян с рынка, 1768


Пейзаж в Саффолке, 1750


Рассвет, 1776