СОШ 8 Подольск, творчество Жероме
главная страница






Автопортрет и фотография Жероме


Жероме Жан-Леон (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» и «Греческий лупанар» — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Разделяя свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жероме пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».

Картины Жероме на мифологические и античные сюжеты:


Полифем


Анакреон, Бахус и Амур, 1848


Рождение Венеры


Пигмалион и Галатея


Пигмалион и Галатея


Вакх и Купидон


Вакханка


Дафнис и Хлоя


Побег Купидона


Диоген, 1860


В мастерской Танагры
(Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)


В мастерской Танагры
(Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)


Греческий интерьер


Бой петухов


Смерть Цезаря


Большой палец вниз (Смерть гладиатора)


Сократ ищет Алкивиада в доме Аспазии


Фрина перед ареопагом


Клеопатра
перед Цезарем

Римский
рынок рабов

Аукцион
невольников


Господство Августа, рождение Христа

В 1852 году Жан-Леон Жером получил государственный заказ на большую картину на историческую тему «Господство Августа». В этом холсте он объединяет историю рождение Христа с завоеванными народами, воздающими почести Августу.
Октавиан Август был одним из самых выдающихся государственных деятелей Древнего Рима. Его имя сохранилось в потомстве наряду, с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря. Еще при жизни его — правителя Римского государства — стали называть «божественным Августом», а впоследствии даже возникла легенда, что отцом Октавиана был не простой смертный, а бог Аполлон.
Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги. Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. Наследник Цезаря мгновенно из малоизвестного человека сделался самым популярным из всех оставшихся после смерти Цезаря политических деятелей. Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Шестой месяц римского календаря — секстилий — был переименован в честь него и стал называться августом.
В верхней части картины Август сидит перед римским храмом и касается плеча мужчины, персонифицируемого как Рим. Окружают его ученые и государственные деятели, в то время как иностранные племена собираются ниже. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Он изобразил обнаженную женщину и полуобнаженного мужчину, которых волокут к ногам Августа за волосы, подчеркивая то, что количество рабов и жерт резко возрасло.
Изображение ангелов с пальмовой ветвью и венком в период творчества Жерома означало скорую кончину. В этой картине сюжетная линия выражается не в изображенном моменте события, а в том что наступит позднее. Разрушится храм Зевса, падет Рим, Августа ждет скорая кончина.
Сцена рождества Христова расположена на переднем плане.



Царь Кандавл, 1859

Согласно описанию Геродота Кандавл — полулегендарный царь Лидии, тиран Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла. Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете.
Был у него среди телохранителей некий Гигес. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, поэтому постарайся увидать ее обнаженной».
Когда Кандавл решил, что настала пора идти ко сну, то провел Гигеса в спальный покой, куда затем пришла и жена. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Женщина сделала вид будто ничего не заметила, в душе же решила отомстить Кандавлу.
Она велела позвать к ней Гигеса и обратилась к нему с такими словами: «Перед тобой теперь два пути; даю тебе выбор, каким ты пожелаешь идти. Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь. Мы нападем на него на том самом месте, откуда он показал тебе меня обнаженной, и ты убьешь его во время сна».
Обдумав совместно этот коварный план, Гигес с наступлением ночи проник в спальный покой вслед за женщиной. Когда же Кандавл заснул, Гигес, крадучись, пробрался к нему и, заколов его, овладел, таким образом, его женой и царством.


Картины Жероме на религиозные сюжеты:


Вирсавия,
1889

Последняя молитва христианских
мучеников, 1883


Последняя молитва
Святого Иеронима

Мадонна с младенцем
и Иоанном Крестителем

Молитва Святому Духу
во время чумы в Марселе


Судный день

Молитва в Каире

В гробнице султана

Портреты Жероме:


Женский портрет, 1849



Мадлен Жюльетта
Жероме и ее куклы


Женский портрет, 1850



Женский портрет, 1866

Женский портрет, 1851

Женщина под вуалью, 1876


Людовик XIV и Мольер

Сотрудничество, Корнель и Мольер


Известный человек
- Луи XIII

Данте
Алигьери

В мастерской
Микеланджело

Другие картины Жероме:


Арабы пересекают пустыню


Танец с мечами у египетских руин


Серый кардинал


Дуэль после маскарада


Прием сиамских послов в Фонтенбло


Безумный тюльпан


Генерал Бонапарт со штабом в Египте


Отдых в русском лагере


Караван за стенами крепости


Кружение дервишей


Гарем в беседке


Укротитель змей


Кормление голубей


Танец Альме


Коррида

Пикадор


Модель художника



Остерегайтесь собаки
(военнопленный в Риме)


Уличные музыканты



Мавританская баня


В бассейне гарема


Обнаженная женщина


Турецкие бани


Купальщица


Купающаяся турчанка


Рынок ковров в Каире

Женщина, зажигающая кальян

На продажу