СОШ 8 Подольск, творчество Исачева
главная страница






Автопортреты Александра Анатольевича Исачева

       

Исачев Александр Анатольевич (Alexander Isachev) (1955-1987), русский художник, график.
Судьба отмерила ему для жизни немногим менее тридцати трёх лет (умер через три дня после окончания первой в своей жизни персональной выставки, состоявшейся в его родном городе.
Родился Александр в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине. В трехлетнем возрасте остался без отца. Вскоре мать с детьми переезжает в Речицу Гомельской области. Александр учится сначала в школе-интернате, а с пятого класса — в Минской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Способности проявилисл рано сразу — получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии в 1967 году, когда ему было 12 лет. Однако из интерната для одарённых детей его исключили за невинную шалость — выкрасил волосы хной.
Скитания, безденежье, работа грузчиком...
В 1973 году уезжает в Ленинград, устраивается там на работу, получает лимитную прописку. Отторгнутый официальными кругами, Исачёв ищет душевного приюта и находит его в среде ленинградских неформалов, непризнанных художников.
В 70-е годы, когда Исачёв вернулся в родной город Речицу, определяется его творческое кредо. Считая своими учителями старых европейских мастеров, он разрабатывает библейские сюжеты, пишет иконы для церквей. Как рассказывала жена художника Наталья Исачёва, круг его чтения включал труды Лосева и Аверинцева, публикации ленинградского Института востоковедения, мифы и эпос народов мира, поэзию Индии, Китая, Японии...
Работал Исачев много, но труд его не называли «общественно-полезным», даже пытались привлечь художника к ответственности за «тунеядство». Он пережил заговор молчания и непризнания, гонения и откровенную травлю, искушение обеспечить себе вполне сытую и спокойную жизнь «придворного» художника. Но, оставаясь верным своему уделу, он создавал картины, расписывал храмы, поражая даже своих недругов работоспособностью, фантазией, мастерством.
И всё-таки признание пришло при жизни. В конце 1987 года в Речице открылась первая выставка его работ. Два дня спустя Исачёв скончался от сердечного приступа возле мольберта в своей мастерской. Сказались годы изнурительного труда, годы унижений, непонимания, равнодушия.
После себя Александр Исачев оставил более 500 живописных полотен и тысячи графических листов. Большая часть из них, не найдя признания у себя в стране, была вывезена за рубеж. Сегодня их можно увидеть в галереях Западной Европы, в частных коллекциях. Они охотно и дорого покупаются. Содержательная часть творчества Исачева поражает многоплановостью и масштабом. Его универсум заполнен мифологическими персонажами народов мира, библейскими сюжетами, воплощенными с поистине библейской же духовностью и трагизмом.

Картины Александра Исачева на мифологические сюжеты:


Пигмалион и Галатея


Персефона


Дриада


Аполлон и Душа

Аполлон - стреловержец

Вакх

Картины Александра Исачева на религиозные сюжеты:


Без названия


Без названия


Без названия


Теновый венец


Апостол Петр


Иисус Христос


Иаков


Святой Николай


Икона Божья Матерь


Благословение


Моление у чаши


Христос и Иуда


Что есть истина

Изгнание из рая

Причастие

Портреты Александра Исачева:


Портрет Михайлова


Портрет


Портрет


Женский портрет


Портрет Дмитриева


Портрет


Портрет


Портрет Хрулева


Окно

Портрет

Портрет

Портрет

Другие картины Александра Исачева:


Триптих Магия -
Средневековье


Триптих Магия -
Европа


Триптих Магия -
Индия


Триптих Повелитель
Александр Македонский


Триптих Повелитель
Александр Македонский


Триптих Повелитель
Александр Македонский


Искушение



Повелитель Александр
Македонский


Тамерлан



Исида-Персефона


Магия


Исида-Персефона


Алхимия


Без названия


Смерть крестоносца


Без названия


У забытых алтарей


Без названия


Аллегория греха


Аллегория искусства


У источника


Близнецы


Весы


Телец


Разлука


Иштар


Приглашение на пир


Натюрморт

Испытание властью

Затерянный по лавкам мира
(из cтатьи Александра Сафронова об Александре Исачеве)

Жестокая судьба: не признан, не понят, не талантлив, не наш. Банальный штамп: чужой среди своих… В Интернете я наткнулся на десятки картин Александра Исачева, рассыпанных по частным коллекциями и галереям Голландии, Франции, Великобритании, Швеции, Германии.
Гений Александр или нет — пусть разбирается время. Оно каждому свое воздаст. Но работы Исачева не вмещаются ни в какие «измы». У него был свой мир: яркий, фантастичный, библейский. Автор описал его по–булгаковски достоверно — невольно думаешь: он есть.
Я не знаю, кто эта ослепительно нагая женщина («У забытых алтарей») — царица или богиня. Если Шехерезада, то все вокруг: загадочные чудовища, растения, предметы — это рассказанные ею сказки из «Тысячи и одной ночи». Представив красавицу без спутника, можно решить, что она — Маргарита, королева сатанинского бала… Недоумеваю, зачем на многих картинах кроваво–красный гранат или странная жидкость, текущая из всевозможных сосудов. Соки жизни? Не спросишь… Да и стоит ли разбирать причудливый дворец вымысла, созданный фантазией?
На мой взгляд, слишком совершенны женские фигуры на полотнах, чересчур правильны их лица, а герои на портретах, облаченные в рыцарские одежды, благородны — в жизни таких не встретишь… Однако понимаю: Исачев любил человека и видел его вот таким. Он уходил в нереальность, и, похоже, это было бегством от жизни, то и дело загоняющей в тупик. Биография, обычна и проста, вопреки ожиданиям искусствоведов и спецов, падких на «любопытные» подробности.
Паренек из белорусской глубинки приехал в Минск. Поступил в школу для одаренных детей имени Ахремчика, где проучился с пятого по восьмой класс. В свидетельстве по изобразительному искусству — оценка «отлично». Его ученические работы отправились в Женеву на выставку детского рисунка. Однако за «страшный проступок» (перекрасил волосы хной) из школы исключен.
Вернувшись в родную Речицу, устроился в ремонтно–строительное управление. Днем — стройка, вечером — учеба в школе рабочей молодежи. Для любимой живописи оставалась ночь.
В 18 лет Саша оказывается в Ленинграде. Город Петра встретил неласково, не заключил в объятия. Но запал в душу: Русский музей, Медный всадник, набережная Мойки… После это выльется в картины — они будут намного теплее, чем город. Появился новый круг знакомых. Чрезвычайно пестрая тусовка, именующая себя «неформалами», буквально захлестнула своим бурным проявлением жизни. Здесь Исачев жадно впитывал недополученное образование, общение, впечатления. Он горячо и страстно погрузился в незнакомую доселе «богему». Неисправимый романтик, он порой не отличал, кто друг, а кто просто прохожий, и тратил: эмоции, деньги, картины — бывало дарил их незнакомым людям.
Стремительно, лихорадочно ищет себя, будто чувствует, что не так уж много ему отпущено. Перепробовано множество манер, стилей, течений. Неожиданно теряет место разнорабочего, лимитную прописку, общежитие. Существует полулегально: по друзьям, знакомым. Ночлегом, случалось, становились скамейка в парке, старый подъезд. Однако парень не ропщет: так он ощущал себя частью «Петербурга Достоевского». Первая ленинградская эпопея завершилась болезнью и возвращением домой. Но бурный год не прошел бесследно для Исачева–художника.
Это время отмечено всплеском неформального искусства. Прошли первые официальные экспозиции неофициальных художников. Помните нашумевшую «бульдозерную» выставку в Москве? На одном из таких вернисажей в Ленинграде Исачев знакомится с Георгием Михайловым, купившим несколько его картин. Этот человек, меценат той поры, учитель физики, был увлеченным коллекционером живописи. Его квартира служила постоянной выставкой работ молодых художников. Зрители и покупатели приходили сюда каждое воскресенье. Для многих «творцов» это было единственной возможностью показать себя, реализовать что–то или получить заказ. Исачев занял прочное место в оригинальной экспозиции — через нее прошли сотни картин удивительно разного содержания и уровней исполнения. Но нигде больше увидеть это было нельзя!
Более того, деятельность Михайлова по тем временам сочли вредной. За поддержку тех, чье искусство не признавалось, он был приговорен к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Большей части коллекции (где были и 90 работ Исачева) грозило уничтожение. Но — не успели! Шедевры, выставлявшиеся в квартире, удалось спасти. Но вскоре Михайлов снова арестован, а картины конфискованы. Политически преследуемый меценат уезжает во Францию, дабы уберечь остатки коллекции.
Благодаря Георгию Михайлову западный зритель знаком с русским искусством конца прошлого века. Вот так: не мы первые… Самая значительная выставка работ Исачева состоялась в Мюнхене, в монастыре Святого Бонифация. Автор готовился представить свою коллекцию в «перестроечном» Союзе. Его узнали — посмертно…
И все–таки судьба хоть изредка бывала к нему благосклонна. В белорусской Речице открылась первая выставка. В сельском доме культуры побывало великое множество посетителей. Посмотреть картины приезжали из Гомеля, Светлогорска, Минска. Он был счастлив, как ребенок. А через три дня его не стало…

Из статьи Ксении Трулль об Александре Исачеве

На вечном огне, приехав в Ленинград и оказавшись на Марсовом поле, Саша кипятил воду, чтобы согреться и поесть.
Жест оказался символическим, а зрелище привлекло внимание проходившего мимо Кости Кузьминского, поэта, который потом и свел его с Георгием Михайловым.
Это произошло в 1974 году, Саше было 18 лет, и все его художественное образование сводилось к нескольким годам школы-интерната с уклоном в изобразительное искусство, в Минске: мама его жила в Речице, недалеко от белорусской столицы, и было решено пристроить Сашу таким образом. Способности он проявил сразу — получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии в 1967 году, когда ему было 12 лет.
Однако в интернате он не удержался, что-то происходило, характер ломался, конфликтность в советских школах не любили, и Саша снова оказался в Речице маляром-штукатуром, танцульки по вечерам...
От этой жизни он и уехал пытать счастья в Ленинград, еще не ставший снова Петербургом и, устраиваясь лимитчиком в зеленхоз, нимало не представлял себе, что станет частью необычного культурного пласта этого города, станет художником и отсчет уже начался... В создавшейся ситуации не попасть к Михайлову Саша не мог, это было фатально — город в то время был пуст и негостеприимен, круг художников очень узок... История Михайлова, его коллекции и квартирных выставок — это еще одна, не до конца оцененная серьезная история того, что происходило в нашем городе, не забытая, но замалчиваемая... Георгий Михайлов известен в России и Европе как коллекционер русского неофициального искусства. Физик по образованию (в 1968 году закончил Санкт-Петербургский университет), он в 1977 году был отстранен от преподавательской деятельности по идеологическим причинам.
Интересуясь искусством, в середине 70-х годов собрал вокруг себя художников, находившихся в оппозиции к соцреализму, устраивал квартирные выставки, через фотографии и слайды распространял сведения о o творчестве этих художников, участвуя таким образом в формировании самого явления андеграунда. За эту деятельность 24 февраля 1979 года был арестован, осужден и провел 4 года на Колыме.
363 картины были приговорены к уничтожению. После кассационной жалобы была уничтожена 31 картина и частично архив слайдов. Часть коллекции была разграблена. Этот чудовищный процесс привлек внимание международной общественности, и поэтому, когда в 1985 году против Михайлова было выдвинуто обвинение, снова грозившее заключением. Вмешались известные политические деятели. Жискар Д'Эстен и президент Картер посчитали возможным просить за него Брежнева, и, наконец, в 1968 году после разговора Миттерана с Горбачевым, Михайлов был освобожден, однако, его вынудили уехать на Запад вместе с коллекцией.
С 1987 по 1989 годы выставки этих картин прошли в Европе и Америке, неизменно вызывая большой зрительский интерес.
В 1989 году Верховный суд РСФСР полностью реабилитировал Михайлова за отсутсвием состава и события преступления, а тогдашнее руководство КГБ официально признало, что именно их структуры сфабриковали обвинение.
В результате всего происшедшего был создан Фонд Свободного Современного Искусства и 24 августа 1989 года официально зарегистрирован в Санкт-Петербурге как благотворительная организация. В помещении фонда на Литейном, 53 систематически проходят выставки петербургских художников. Михайлов дал Саше жилье, возможность выставляться, покупал ему холсты и краски, а потом покупал у него картины и, похоже, спас от наркотиков, железной рукой выставив за дверь, когда это началось. Суровая мера подействовала — в Речице Саша пришел в себя, спасибо и жене Наталье, проявившей твердость и терпение.
Его дружба с Михайловым имела и другие последствия: одна из его картин послужила поводом к созданию Фонда Свободного Русского Современного Искусства. Идея родилась 18 сентября в 1979 году, ее поддержали другие художники, но официальная регистрация была проведена значительно позднее.
Саша был одним из первых тогдашних художников бросившим свою фантазию в глубины истории. Все его образы — оттуда. Смешение религий, одежд, узнаваемых и неузнаваемых персонажей... Мы все это знаем, читали, видели, но нашим сегодняшним днем это не было, это считалось достоянием музеев. Саша утверждал все это на своих картинах как предмет для размышлений, при этом исчезала размытость, свойственная воображению.
На фоне вялого выставочного соцреализма тех лет его работы на очень многих производили ошеломляющее впечатление. Оппоненты тоже были и остались: академисты считают, что, выбрав академическую манеру, он ею не владел; у живописцев свои претензии; некоторым и религиозность его кажется недостаточно ортодоксальной. Пусть так, но будем благодарны за то, что есть: Саша написал около 500 картин, он был современным молодым человеком, его коснулось много соблазнов, он — художник городской и книжной культуры, которая не всегда праведна.
Интуиция художника это улавливает, часто неосознанно... Смысл чего несут разгуливающие по его картинам персонажи? Красота этих странных символических предметов, похожих на цитаты из забытых произведений, ракушек, змей, драгоценностей — это какая красота? Аромат чего-то губительного тревожным фоном присутствует на многих его работах, и чудится опасность, этого не отнять... Но душа его проходила свой путь, Саша расписал несколько церквей (фрески и холсты) в Белоруссии, писал иконы для церкви в Речице, его работы очень нравились отцу Алипию из Пскове-Печерского монастыря.
Александр Исачев умер в Речице 5 декабря 1987 года, он недолго жил среди нас, как будто совершил все, что ему было отпущено! Красивый, как ангел, — так о нем говорили...