СОШ 8 Подольск, творчество Иванова
главная страница






Автопортреты Александра Иванова


Иванов Александр Андреевич (Alexander Ivanov) (1806-1858), российский живописец.
Иванов принадлежит к наиболее значительным русским художникам XIX столетия. В истории русского искусства ему выпала роль реформатора, проложившего путь нескольким поколениям русских живописцев.
Иванов родился 16 июля 1806 года в Петербурге в семье академика, видного живописца-классициста, Андрея Ивановича Иванова. Отец был и главным наставником будущего мастера во время его учебы в петербургской Академии художеств. Одиннадцатилетним мальчиком он был принят в Академию художеств. В 1830 году, после окончания учебы, Александр Иванов поехал за границу, посетил ряд городов Германии и Италии и поселился в Риме.
В инструкции, данной художнику в Академии художеств (которая и оплачивала поездку), говорилось, что первый год он должен посвятить ознакомлению с памятниками итальянского искусства, второй – выполнению копии с картины Микеланджело «Сотворение человека», третий — созданию самостоятельного произведения.
Полная тонкой композиционно-колористической гармонии картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», равно как и грациозно-величественное «Явление Христа Марии Магдалине», явились для Иванова частными творческими эпизодами. Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество.
Таким сюжетом явилось гигантское полотно «Явление Христа народу» — с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя.
Отец Иванова был не в восторге из-за решения сына взяться за столь сложный и высокий сюжет из-за незрелости таланта молодого Иванова. Он считал этот замысел простой выдумкой. Однако молодого и энергичного живописца останавливать было поздно: он уже приобрёл холст — полотно 6 на 8 метров, углубился в изучение Писания и принялся рисовать этюды. С этого начался ежедневный и кропотливый труд. Было создано огромное количество карандашных рисунков, проб, набросков, до шести сотен этюдов, которые позже составили экспозицию нескольких залов Третьяковской галереи.
Александр Иванов мечтал, что когда-нибудь «Явление Христа народу» станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который как раз строился в то время в Москве. Он думал о том, что в душе каждого прихожанина или случайного посетителя храма при взгляде на картину будут раздаваться слова Иоанна Предтечи: «Вот агнец Божий, который берёт на себя грех мира». По замыслу художника, картина должна была быть народной, понятной каждому. Но этой мечте не суждено было сбыться. Отказавшись от надежды поместить свою работу в храме Христа Спасителя, Иванов решается разработать проект собственного храма и начинает создавать эскизы будущей росписи. И этой мечта Иванова не осуществилась. Но благодаря такому порыву художником были созданы акварели, написанные на библейские и евангельские сюжеты: «Хождение по водам», «Благовещение», «Тайная вечеря».
В Италии мастер поддерживал дружеские отношения с Гоголем и Герценом, перенял идеи русского (Шевырев и другие) и немецкого (Шеллинг) философско-эстетического романтизма; сам он был настоящим художником-философом.
Гоголь писал о художнике: «Такое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верой мы только встречаем в рассказах о средневековых отшельниках, молившихся кистью, для которых искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой. Нищета его была такова, что он по суткам довольствовался стаканом кофе и черствой булкой или чашкой чечевицы, сваренной из экономии им самим в той студии, где работал, и на воде, за которой ходил сам к ближайшему фонтану». Гоголь первым начал будоражить российское общество, призывая обратить внимание на грандиозный труд Иванова и оказать художнику помощь.
Наследник престола, будущий император Александр II, путешествуя по Европе, посетил студию Иванова и оставил ему средства на расходы. За это, как полагают, художник увековечил его портрет в образе одного из всадников на картине «Явление Христа народу». Академия художеств приняла решения продлить пенсион Иванова, но сумму денег не увеличивать.
В 1858 ггоду, когда были исчерпаны окончательно все средства к жизни, художник решил возвратиться в Петербург, с тем, чтобы там продать картину, на вырученные деньги осуществить, давно задуманное, путешествие в Афон и ко Гробу Господню, поклониться которому он мечтал много лет. Но мечтам его не суждено было сбыться. Картина — главное дело его жизни встречена прохладно, не оценена, нет и намека на ее приобретение.
Всего шесть недель прожил он в Петербурге (заболел холерой и умер 3 июля 1857 года). Через три часа после его смерти лакей из придворной конторы принес пакет: царь за 15 тысяч решил купить «Явление Христа народу» и награждает художника Владимирским крестом.

Картины Александра Иванова на мифологические сюжеты:


Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора


Аполлон, Гиацинт и Кипарис


Белерофонт отправляется
в поход, 1829

А.И. Иванов
Похищение Ганимеда

А.И. Иванов
Диана и Эндимион

Картины Александра Иванова на библейские сюжеты:


Братья Иосифа находят серебряный кубок


Братья Иосифа находят серебряный кубок


Иосиф, толкующий сны


А.И. Иванов, Адам и Ева с детьми под деревом


Явление Христа Марии Магдалене

Явление Христа народу

Работа над произведением «Явление Христа народу» затянулось с перерывами на два десятилетия (1837-1857). Картина, явившаяся результатом многолетнего вдумчивого труда, самоотверженного затворничества, представляет собой сложное художественное целое.
На ее ближнем изображена толпа иудеев, пришедших на берег Иордана за пророком Иоанном Крестителем с тем, чтобы омыть в водах реки грехи прошедшей жизни. Пророк, проведший, согласно легенде, долгое время в пустыне, вдали от людей, подготовляя себя к высокому назначению, облачен в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Длинные волосы и густая борода обрамляют его бледное худое лицо. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная фигура — все обличает незаурядную интеллектуальную и физическую силу, одухотворенную аскетической жизнью отшельника. Держа в одной руке крест — непременный иконографический атрибут Иоанна Крестителя, — другой он указывает народу на одинокую фигуру Христа, показавшуюся на каменистой дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину и новое вероучение.
Иоанн Креститель — один из центральных образов этого произведения. Его значение здесь вырастающее еще и потому, что Христос, согласно самому сюжету (момент появления), отодвинут в глубь картины и поэтому воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной, кажущейся значительной благодаря строгим линиям горных отрогов, служащих фоном. Лицо Христа можно рассмотреть лишь с некоторым усилием. Фигура же Иоанна выдвинута на передний план и здесь он главенствует. Его благородный, вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер, который отчетливо выступает в контрасте со стоящим рядом изящным Иоанном Богословом, воплощают представление Иванова о пророке — вожде народа, глашатае истины.
Иоанна окружает толпа народа, пестрая по социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка. За спиной Иоанна Крестителя находится группа мужчин, среди них — апостолы: уже упоминавшийся юный рыжеволосый Иоанн Богослов (в желтом хитоне и красном плаще), и седобородый, закутанный в оливковый плащ Андрей с благообразным задумчивым лицом. Рядом с ними — напряженно прислушивающийся седобородый старик и худой мужчина, зябко кутающийся в длинный зеленый хитон, с худым лицом, обрамленным черной бородкой, со скептической улыбкой и вопросительно поднятыми бровями — так называемый «сомневающийся», недоверчиво относящийся к словам пророка.
Перед Иоанном Крестителем — группа людей, расположившихся на земле. Одни из них жадно внимают его словам, другие — смотрят на Христа. Тут и странник, и хилый старик, подымающийся навстречу словам пророка с помощью юноши ...
Одно из важных мест в картине — группа в самом центре, у ног Крестителя. Здесь изображен сидящий на разостланных покрывалах богатый пожилой человек с холеным, начинающим полнеть телом и его раб, присевший на корточки, изможденный, с веревкой на шее. Идея художника о нравственном перерождении человека, о его духовном обновлении ярче всего должна была, по-видимому, проявиться в этом образе страдающего, униженного всеми, впервые услышавшего слова надежды и утешения. То, что раб помещен на одно из центральных мест картины, говорит о важности, которую художник придавал этому образу.
В правой части переднего плана картины красивый полуобнаженный юноша, вероятно, принадлежащий к состоятельной семье, откинув от лица пышные локоны, смотрит на Христа. Рядом с ним — группа, состоящая из двух обнаженных фигур мальчика и отца, так называемые «дрожащие». Они только что совершили сакраментальное омовение и взволнованно слушают Иоанна. Их жадное и трепетное внимание в соединении с наготой омытых, «очистившихся» тел как бы символизирует готовность к принятию новой истины, нового учения.
За группой «дрожащих» открывается теснящаяся по склону холма пестрая толпа, где особенно выделяются враждебно настроенные к словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники, сторонники официальной религии. На их лицах — самые различные градации недоверия и неприязни, от холодного равнодушия юноши в голубой одежде до отчетливо выраженной ненависти краснолицего старика, изображенного в профиль.
Далее в толпе — кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и римские солдаты. Кругом расстилается каменистая прибрежная равнина, оживленная деревьями и кустарником лишь у самой воды. В глубине, в долине, — город, на горизонте — громады синих гор и над ними чистое голубое южное небо.
Художественные особенности картины явились для современного ей русского искусства энциклопедией новаторских достижений, благодаря особенностям творческого метода, которым пользовался Иванов в работе над этим произведением.
Наиболее существенным в подготовке Ивановым картины было изучение окружающей действительности, живой натуры с целью достичь объективной правды изображения. Результатом этого явились этюды карандашом, акварелью и маслом. Сравнивая их между собой, художник отбирал из них те, где изображенный человек соответствовал бы общей идее картины. Это и было методом, которым Иванов собирал и первоначально обрабатывал материал, почерпнутый из окружающей жизни.
«Явление Христа народу», поглотившее большую часть всей творческой жизни художника, было для русского искусства своего времени значительным шагом вперед, произведением, открывшим русской живописи новые горизонты. Картина явилась новым словом в области исторической живописи благодаря необычной объективности трактовки исторического своеобразия изображаемых событий.



Голова Иоанна Крестителя

Голова Христа, этюд

Мужская голова, два варианта


Сон Иосифа, 1850


Архангел Гавриил поражает Захарию немотой, 1850


Благовещение, 1850

Женщины служат Христу именем своим, 1850


Аве Мария


Крещение великого князя
Владимира в Корсуни

Другие картины Александра Иванова:


Портрет Гоголя


Портрет Виттории Кальдони


Женская голова


Оливковое дерево,
Долина Аричча, 1841


Жених выбирает
серьги для невесты


Девушка у двери, 1830



Оливы около кладбища в Альбано, Новолуние


В парке Аричча, 1841


Вода и камни под Палаццуола


Дерево у воды около Кастель-Гандольфо, 1850


Четыре нагих мальчика, 1908

Мальчики на берегу Неаполитанского залива

Картины отца художника, Андрея Ивановича Иванова:


Крещение великого
князя Владимира в Корсуни

Единоборство
Мстислава Удалого

Подвиг молодого
киевлянина


Сретение Господне


Крещение Спасителя


Преображение