СОШ 8 Подольск, творчество Маковского
главная страница






Автопортрет Маковского и его фотография

                   

Маковский Константин Егорович (Konstantin Makovsky) (1839-1915), русский живописец.
Константин Маковский, как и его два брата и сестра, росли в среде, наполненной любовью к изобразительному искусству. В доме Маковских постоянно присутствовали многие художественные светила того времени. Его отец и сам рисовал, собирал картины, много сделал для открытия в Москве Училища живописи и ваяния. Константин начал свой путь в живопись именно с этого училища. В 1858 году он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, где достаточно быстро подтверждает свою одаренность.
С этого времени начинается «триумфальное шествие» живописца по России, Европе, миру. В 1863 году участвовал в «бунте четырнадцати» — вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Формально не окончив Академию, он уже в 1867 году получает звание академика, а в 1869 — профессора Академии. Он богат, известен, его студию в Петербурге осаждают сотни желающих иметь портрет, написанный художником. Он — участник международных выставок, его картины охотно покупают в США и Англии. Но художник и сам хорошо знал, что недорабатывает: «Я не зарыл своего, богом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
В 1840-е годы московский дом Маковских был своеобразным Домом культуры, где часто вели длительные и неторопливые беседы люди искусства и литературы. Музыка была для Константина Маковского второй стихией, художник обладал красивым, сильным баритоном, пел как настоящий артист и даже однажды исполнял партию в опере Верди «Травиата» на профессиональной сцене с лучшими силами театра.
Первая жена художника Елена Тимофеевна Буркова, будучи натурой одаренной, с детских лет страстно увлекалась музыкой. Музыка в ее жизни занимала особое место. В доме молодой четы любили бывать композиторы, пианисты, певцы, особенно члены содружества «Могучая кучка». Счастье этого брака длилось недолго. В 1871 году умер новорожденный сын Владимир, а в марте 1873 года скончалась от туберкулеза его супруга.
Со своей второй женой, Юлией Павловной Летковой, Маковский познакомился в 1874 году на балу в Морском корпусе, когда она приехала поступать в Петербургскую консерваторию. Со своей сестрой, Екатериной Павловной, они не однократно позировали художнику. Юле было пятнадцать лет, когда влюбленный профессор живописи, которому уже шел четвертый десяток, пригласил юную музу для знакомства с членами семьи. Двадцатилетняя разница нисколько не смущала влюбленных, и в январе 1875 года они обвенчались.
Юлия Павловна имела мягкое, лирическое сопрано, приятное по тембру. Она сумела сочетать хорошие вокальные качества — интонационную чистоту, музыкальность, выразительность — с лирическим и убедительным образом. Художник был восхищен ее музыкальностью. Чувства к ней со временем остыли, хотя поначалу брак 36-летнего Маковского и 16-летней красавицы Юлии Летковой, которая впоследствии родила ему четверых детей, был настоящей идиллией.
В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с Марией Алексеевной Матавтиной и увлекся ей. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене. И она не простила измены мужу, и в мае 1898 года они развелись. Вне брака у Маковского родилось еще двое дочерей Ольга и Мария. Все дети Маковского были узаконены судом. И только сын Николай родился в законном браке. Она позировала для таких работ, как «Ромео и Джульетта», находящейся в Одесском музее изящных искусств, и «Офелия», проданной на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2004 году.
Искусство Маковского соединило черты московской и петербургской школ живописи, опыт Перова и наследие Брюллова; впоследствии эти составляющие были переработаны в виртуозную манеру, которая определила узнаваемый стиль художника. Однако восторгам по поводу его творчества всегда сопутствовало, скажем, сожаление о том, что внешняя красота и высокое мастерство его творений не подкреплены глубиной замысла и внутренней работой мысли.
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай). Похоронен в Санкт-Петербурге.
Имя Константина Маковского всегда было связано с исключительным успехом. При жизни он был одним из самых востребованных и модных художников России. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. Результаты продаж его картин в течение последних 12 лет на всех ведущих аукционах мира свидетельствуют о непреходящем внимании коллекционеров к его творчеству. Художественное наследие Маковского весьма значительно, и львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях. Точного учета созданных картин Константин Егорович не вел. Сегодня известны свыше 360 его полотен, но специалисты предполагают, что на самом деле вместе с небольшими портретами и этюдами их может быть в несколько раз больше. Поэтому аукционные результаты поражают чрезвычайным разбросом цен, а по объемам продаж его произведения сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров.
У многих профессионалов и коллекционеров цены в старых аукционных каталогах вызывают лишь вздохи зависти и сожаления. Цены на женские портреты Маковского колеблются в среднем от 5 000 до 10 000 долларов.

Картины Маковского на мифологические и античные сюжеты:


Суд Париса, 1889
Sotheby’s, Нью-Йорк 2005 – $2 088 000

Туалет Венеры, 1880-е
Sotheby’s, Нью-Йорк 2006 – $800 000

Картина «Суд Париса» выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и принесла автору золотую медаль и звание Рыцаря почетного легиона. «Суд Париса» так впечатлил американского ювелирного магната и филантропа Чарльза Шуманна, что он купил его у самого Маковского, и картина долго висела в его ювелирном магазине на Бродвее. Именно тогда мода на «русский стиль» (а Константин Маковский являлся, пожалуй, наиболее ярким и оригинальным его представителем) перешагнула границы России; и в США с лёгкой руки Шумана у него нашлось немало состоятельных поклонников. Позже картина лишь однажды сменила владельца, и до конца 80-х годов XX века украшала интерьер частного спортивного клуба в городе Милуоки.
Недавно, в 2005 году, картина Маковского была выставлена на торгах русского искусства Sotheby’s в Нью-Йорке за одну из рекордных сумм. Это самая большая картина Маковского, когда-либо выставлявшаяся на аукционах. Почти четырехметровая композиция изображает спор трех античных богинь за право называться первейшей красавицей. Специалисты Sotheby's оценивали «Суд Париса» в сумму от 750 тысяч до 1,1 миллиона долларов. Но на торгах в Нью-Йорке это полотно Маковского ушло с молотка за 2 миллиона 88 тысяч долларов.



Вакханка

Рождение Венеры

Вакханка


Венера, для особняка
Сергея Павловича фон
Дервиза, Английская
набережная, Петербург



Счастливая Аркадия, 1886-1889, 2 версии
для особняка Сергея Павловича фон Дервиза,
Английская набережная, Петербург
Sotheby’s, Нью-Йорк 2007 – $3 400 000
Stockholms Auktionsverk 2014 – $916 000


Поэзия, для особняка
Сергея Павловича фон
Дервиза, Английская
набережная, Петербург



Смотрящая в зеркальце

Купание нимфы

Грезы

Пигмалион и Галатея


Купидоны-садовники


Амуры-садовники


Рождение Венеры


Вакханка


Купидоны


Аллегория, Живопись


Аллегория, Скульптура


Аллегория, Музыка


Вакх

Весенняя вакханалия

B костюме Флоры


Харон перевозит души
умерших через Стикс

Сатир и
Нимфа

Аллегория

Картины Маковского исторические сюжеты:


Под венец

Боярский свадебный пир


Выбор невесты царем
Алексеем Михайловичем


Поцелуйный обряд
(Пир у боярина Морозова)


Смотрины,1868,
Sotheby’s, Лондон 2007 – $4 167 178


Иван
Сусанин


На площади у Ивановского спуска
Нижегородского Кремля


Народное гуляние во время масленицы
на Адмиралтейской площади в Петербурге


Игра в жмурки, 1890-е,
Sotheby’s, Лондон 2018 – $5 500 000
самое дорогостоящее полотно художника


Святочное
гадание



Трудные переговоры
в польском суде


Смерть Димитрия Самозванца, 1906,
Macdougall’s, Лондон 2007 – $1 997 749


Князь Михаил Петрович Репнин
на пиру у Ивана Грозного


Смерть Ивана Грозного



Игра в бабки


Крестьянский обед в поле


Праздник на Украине


Разговоры по хозяйству


Агенты Лжедмитрия
убивают сына Годунова

Болгарские
мученицы

Минин призывает
народ к пожертвованиям

Воззвание Минина
к нижегородцам

Боярышни Маковского:


Девушка с коромыслом

Боярышня у окна

Боярышня у окна

У околицы


Молодая боярыня


Чарка меду


Чарка меду


Чарка меду


Боярышня


Боярышня


Боярышня


Боярышня


Боярышня


Боярышня


Боярышня


За чаем


Русская красавица


Русская красавица


Княгиня Юсупова


Русская красавица

Портреты Маковского:


Е.И.Маковский,
отец художника

Петр Великий
в своей мастерской

Петр Великий
в своей мастерской

Император
Александр II


Император
Александр II


Граф Николай
Муравьев-Амурский


Генерал от инфантерии
И.И. Норденстам


Поручик лейб-гвардии
граф Г.А. Бобринский


Композитор
А.С.Даргомыжский


Писатель
Д.В.Григорович


Поэт
Н.А.Некрасов


Писатель
A.Н. Островский


Путешественник
Миклухо-Маклай


Художник
И.К. Айвазовского


Историк Николай
Иванович Костомаров


Президент
Теодор Рузвельт


Сергей Павлович
фон Дервиз


Cвященник



Запорожский
казак


Граф Сергей
Григорьевич Строганов


Композитор
Цезарь Антонович
Кюи


Императрица
Мария Фёдоровна,
жена Александра III


Софья
Яковлевна
Тулинова


Графиня
Екатерина Павловна
Шереметьева


Императрица
Александра Фёдоровна,
жена Николая II


Княгиня
Екатерина Михайловна
Долгорукова


Княжна
Мария Михайловна
Волконская


Варвара
Алексеевна
Морозова


Графиня Вера
Сергеевна Зубова


В красном берете, Юлия
Маковская (Леткова)


Свояченица,
Екатерина Леткова


Графиня Софья
Илларионовна Строганова


Графиня Анна
Ржевусская с дочерью


Женский
портрет


Актриса Мария
Гавриловна Савина


Парный
женский портрет


Царевна
Софья


Юная
красавица


Девушка
с желтой шалью


Девушка
с букетом


Великая княжна
Мария Николаевна


Дети
Стасовых


Дети господина
Балашова


Дочери художника
Ольга и Мари


Жена(I) художника,
Елена Тимофеевна Буркова


Жена(II) художника,
Юлия Павловна Маковская


Жена(II) художника,
Юлия Павловна Маковская


Жена(II) художника,
Юлия Павловна Маковская


В мастерской художника,
сын Сережа


Семейный портрет
с Сергеем и Еленой


Дети
художника


Маленький антиквар,
сын Сережа


Жена(III) художника,
Мария Матавтина


Жена(III) художника,
Мария Матавтина


Жена(III) художника,
Мария Матавтина


Дети художника
Константин и Ольга


Дочь художника,
Оленька





За прялкой,
дочь художника
Ольга




Дочь Ольга, иэ коллекции
внучки художника мадам Марины Фламан, Париж,
Sotheby’s Лондон
2013 – £ 242,500


Девушка в белом,
внучка художника
мадам Марина Фламан,
художница и певица

Другие картины Маковского:


Офелия

Офелия

Офелия


Ромео и Джульетта

Ромео и Джульетта

Демон и Тамара


Мушкетер


Бродячие
музыканты

Музыкант
с волынкой

Итальянский
мальчик


Мужчина в красном
бархатном костюме


Скупой
рыцарь


Кавалер,
одевающий перчатку


Бедуин



Певец, 1892,
Stockholms Auktionswerk 2009 – $147 000



Мать и дочь в интерьере,
1870-1879,
Stockholms Auktionsverk 2008 – $1 197 507


Девушки, разглядыва-
ющие эстампы, 1872,
Sotheby’s Лондон
2007 – $1 004 501


Дама в белом платье с меховой накидкой
Christie’s, Лондон
2005 – $556 401


Девочка с кувшином


Гадание


Бабушкины сказки


Алексеич


Вдовушка



Селедочница



Дети,
бегущие от грозы


Маленькие шарманщики
у забора зимой


Парижанка


Темноволосая красавица


Кокетка


У туалета


Жница



Итальянка
с померанцами


Русская
красавица и кот


Беседа
у источника


Восточные похороны в Каире

Возвращение священного ковра из Мекки в Каир


Русалки


Встреча Исаака с Елеазаром


Натюрморт

Море и цветы

Цветы