СОШ 8 Подольск, творчество Мантенья
главная страница






Портрет и барельеф Мантенья

     

Мантенья Андреа (Andrea Mantegna) (1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Воз­рождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе художественные устремления ренессансных мастеров XV века: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Мантенья родился около 1431 года; в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 года. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе.
Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали тогда в Падуе. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини.
В 1460 году, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни.
Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика.
Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.
Умер Мантенья 13 сентября 1506 года.

Картины Мантенья на мифологические и античные сюжеты:


Парнас, 1497

Триумф Доблести

Триумф Доблести

Картины Мантенья на библейские сюжеты:


Поклонение волхвов, 1500


Сретение Господне, 1460


Поклонение пастухов, 1451


Молитва в Гефсиманском саду, 1455


Алтарь, 1460


Алтарь


Голгофа, алтарь, 1460


Христос спускается в чистилище, 1492


Юдифь, 1495


Мадонна Тривульцио, 1497


Мадонна каменотесов, 1490


Мадонна с херувимами, 1485


Мадонна победы, 1496


Крещение Христа, 1506


Мертвый Христос, 1500


Христос Спаситель, 1500


Христос Спаситель, 1493


Вознесение Богородицы
(Aссунта), 1457


Успение Святой
Девы, 1461


Святая Евфимия,
1454


Святой
Георгий, 1460

Явление Христа
Марии Магдалине

Святой
Себастьян, 1485

Святой
Себастьян, 1506

Другие картины Мантенья:


Росписи в Герцогском
Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474


Росписи в Герцогском
Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474


Росписи в Герцогском
Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474

Купол, 1671