СОШ 8 Подольск, творчество Перуджино
главная страница






Портрет Перуджино


Перуджино Пьетро (Pietro Perugino) (1445-1523), итальянский живописец умбрийской школы позд­него кватроченто.
Родился в деревушке Читта делла Пьеве в Умбрии. Был учеником Пьеро делла Франчески, а затем обучался во Флоренции в мастерской Верроккьо. В 1472 году, уже будучи независимым художником, он вступает в Братство Святого Луки во Флоренции. Художник много разъезжал по Италии, работал во Флоренции и в Перудже, где окончательно обосновался, когда ему уже было за пятьдесят. Там у него была собственная мастерская, там и пристало к нему прозвище, ставшее его именем, сохранившимся в истории искусств.
К 1482 году Перуджино становится известным живописцем, так как ему поручают возглавить группу художников для работы над фресками Ватикана. После своего возвращения из Рима он ведет чрезвычайно плодотворную деятельность, работая в Перуджии и Флоренции; и в том и в другом городе у него имелись мастерские. Перуджино был учителем Рафаэля и во многих своих произведениях предвосхитил достижения великого ученика.
Он активно работал над совершенствованием приемов фигуративного изображения, добиваясь благородства образов Высокого Возрождения. Вазари называет Перуджино изобретателем новой манеры живописи, характеризующейся особой «нежностью красок» и завораживающей настолько, что «люди сбегаются как сумасшедшие, чтобы посмотреть на эту непревзойденную красоту». Его творчество представляется идеалом безмятежного равновесия ритмов архитектурных форм и открытого пространства, в котором персонажи сосуществуют в гармонии друг с другом.

Картины Перуджино на мифологические и античные сюжеты:


Аполлон на колеснице


Венера


Марс на колеснице


Аполлон и Марсий


Триумф Целомудрия


Надежда с Фабием
Максимом, Сократом
и Нумой Помпилием

Надежда и Справедливость
с шестью мудрецами


Справедливость с
Фурием Камиллом,
Питтаком и Траяном

Картины Пьетро Перуджино на библейские сюжеты
(Сикстинская Капелла):

Перуджино, Крещение Христа


                   

Перуджино, Передача ключей Святому Петру, 1481


                 

Главные фигуры собраны внизу картины в двух сильно сжатых рядах и значительно ниже горизонта. Христос, вручающий золотые и серебряные ключи стоящему на колени Cвятому Петру, слева и справа окружён другими апостолами,включая Иуду (пятая фигура налево от Христа). Третьим, справа, стоит Иоанн Богослов.
Справа, за апостолами — современники Перуджино, (пятый от правого края — сам Перуджино). Вдалеке, на площади, актёры дают представление.
Восьмиугольный храм с подъездами, который доминирует над центральной осью, написан очень подробно, предполагается, что с деревянной модели. Здание, арки служат фоном, перед которым разворачивается действие. Смысл бесконечного мира, который простирается у горизонта, более силен, чем в любой работе современников Перуджино. Пейзаж — деревья, небо с плывущими облаками, синеватые холмы вдалеке, служили примером и для более поздних живописцев.


Перуджино и Пинтуриччио, Моисей в Египте и обряд обрезания

Картины Пьетро Перуджино на библейские сюжеты:


Мадонна с Младенцем, 1490

Бог-Отец с пророками и сивиллами

Мадонна с Младенцем, 1500


Мадонна
Ди Лорето


Обручение
Девы Марии


Мадонна с Младенцем
и святыми (Пала Теци)

Перуджино прославился своими задумчивыми Мадоннами.
Поступившая в коллекцию Лувра в 1850 году круглая картина «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святой Розы и святой Екатерины» относится к раннему периоду творчества художника.
Она написана на доске темперными красками; после поездки в 1494 году в Венецию Перуджино начнет писать маслом. В картине присутствует характерное для художника симметричное построение пространства.
Миловидная, как бы присевшая на трон, с меланхолично-грустным выражением лица, Мадонна является композиционным центром картины. Ее окружают с двух сторон симметрично стоящие фигуры святых и ангелов. Задний план картины занят тонко прописанным пейзажем и также поддерживает симметрию образов. От изображения веет глубоким покоем, погруженностью в самосозерцание.
Вся картина кажется залитой золотым свечением. Несмотря на то что цветовая гамма одежд святых и Мадонны достаточно разнообразна, художник сумел добиться удивительной гармонии в сочетании сочных красных, темных сине-зеленых и светло-фиолетовых тонов.



Поклонение волхвов

Триптих Голицына


Мадонна с Младенцем и ангелами, триптих