СОШ 8 Подольск, творчество Петрова-Водкина
главная страница






Автопортреты Кузьмы Петрова-Водкина


1907

1918

1927

1929

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Kuzma Petrov-Vodkin) (1878-1939), русский живописец.
Кузьма Сергеевич родился 5 ноября 1878 года на Волге в городе Хвалынске Саратовской губернии. Позже он сам писал: «Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов...»
Кузьма Петров-Водкин был выходцем из народной среды, его мать долгое время работала прислугой у хлеботорговцев. Отец был сапожником. Кузьма пробовал писать стихи, рисовал. Художественное образование он получил сначала в Самаре, где занимался у художника Бурова, а затем в Петербургском училище Штиглица и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Все это время он вел очень трогательную, нежную переписку со своей матерью. Нежность соседствовала в его характере с «колючестью» и даже резкостью.
В 1901 году Петров-Водкин впервые выехал за границу: посетил Варшаву, Лейпциг. Часть пути проделал на велосипеде. Некоторое время учился в школе Антона Ашбе в Мюнхене.
Петров-Водкин создавал не только картины, но и пьесы. Одну из них («Звенящий остров») он переделывал до 1918 года. Работал он и над росписями в церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (потом эти росписи были уничтожены как неканонические). В 1904 году на фасаде клиники Вредена было установлено его майоликовое панно «Богоматерь».
Окончив училище, Петров-Водкин отправился в Италию, потом во Францию, где учился в частных парижских студиях и работал. В 1906 году в передвижном театре Гейдебурова была поставлена его пьеса «Жертвенные».
В ноябре 1906 года во Франции он познакомился с Маргаритой Йованович (Марой), которая вскоре стала его женой. Матери он написал, что ему очень дорога «первая настоящая нежность к нему женщины и ее желание понять его загадки». Поехав вскоре путешествовать по Северной Африке, он привез оттуда большой цикл интересных работ
После Африки Петров-Водкин путешествовал по Пиренеям. Созданные за это время работы он представил на выставке, которая открылась в 1909 году в Московском салоне «Золотого руна». Выставка имела успех. И с 1910 года Петров-Водкин связал свою судьбу с Петербургом, его поддержали члены объединения «Мир искусства». В это время он написал картины «Сон» и «Мальчики», в которых в иносказательной форме выявил свое отношение к современной российской действительности. Летом ездил на Волгу, где и родились его картины «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге».
Некоторое время он работал над росписями в храме Василия Златоверхого в Овруче.
Очень мучительно Петров-Водкин переживал начало военных, революционных событий. В одном из писем он писал: «Здесь летают... стреляются, травятся здесь. Страшная Россия. Искренняя до «нутра» в варварстве и культуре. В жуткое время живем мы...»
Будучи ратником лейб-гвардии Измайловского полка, Петров-Водкин с восторгом встретил в 1917 году Февральскую революцию, а после Октябрьской ему предложили ответственный пост в Совете по делам искусств. Он начал преподавать в Академии художеств, вместе со своими учениками оформил Петроград к первой годовщине Октября и создал целую серию натюрмортов, которые стали символами послереволюционной России, — «Утренний натюрморт», «Селедка», «Скрипка», «Розовый натюрморт».
В 1920 году появилась его картина «1918-й год в Петрограде (Петроградская мадонна)». Кроткая, задумчивая женщина — Мать, в которой воплотилась вся глубина и возвышенность его сыновних чувств, его почитание, преклонение перед Женщиной.
В 1922 году у Петрова-Водкина родилась дочь, а в 1923 году он после семилетнего перерыва приехал в свой родной Хвалынск. В этом же году Петров-Водкин написал картину «После боя».
В дни похорон Ленина он делал графические зарисовки, которые потом стали основой целого графического цикла.
В 1924-1925 годах вместе с семьей Петров-Водкин жил во Франции, а потом возвратился в Россию, жил под Ленинградом, где в 1928 году родились его картины «Смерть комиссара» и «Девушка у окна». Некоторое время Петров-Водкин лечился в Крыму.
Скончался 15 февраля 1939 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.
В творчестве Петрова-Водкина можно уловить и дух раннего Возрождения, и строгую возвышенность русской иконописи. И в каждой из его работ есть необыкновенная таинственная притягательность. Этим же свойством отличаются и написанные им книги — «Самаркандия», «Хлыновск», «Пространство Эвклида».

Картина Петрова-Водкина на мифологические сюжеты:


Вакханка

Картины Петрова-Водкина на религиозные сюжеты:


Изгнание из рая


Богоматерь, Умиление злых сердец


Мать


Мать

Петроградская мадонна

Портреты Петрова-Водкина:


Портрет Анны Ахматовой


Портрет Андрея Белого


Портрет Л.М. Эренбург


Портрет жены художника


Портрет жены художника


Портрет жены художника


Портрет дочери художника


Портрет дочери художника


Портрет Ленина


Портрет натурщицы


Девушка в красном платке


Девушка у окна


Девочка с куклой


Дочь рыбака


Девочка на пляже


Девочка в лесу

Мальчик Фектя

Мальчик-узбек

Другие картины Петрова-Водкина:


Самарканд


В Шувалово


Берег


Красный всадник


Жаждущий воин


Юность


Смерть комиссара

Купание красного коня

Летом 1912 года Кузьма Петров-Водкин жил на хуторе Мишкина Пристань в имении генерала Грекова. Он давал уроки рисования его дочери, купался, удил рыбу и работал над одной из самых знаменитых своих картин — «Купание красного коня». Для нее позировал любимый конь его жены Мальчик. Жена к тому времени уже уехала домой, и, как писал ей Петров-Водкин, в имении без нее «наступила тишина и грусть». Именно этим чувством пронизано это живописное полотно.
Это не просто тишина. Это тишина на пороге рождения нового мира, новой революционной галактики, которая вот-вот закружит в водовороте и поглотит кроткую, задумчивую есенинскую Русь. Этот круговорот, движение уже ощутимо в встревоженном, стремительно вздыбленном конскими копытами водном пространстве. А красный конь, еще послушный, мирный, с годами превратится в символ Октябрьской революции, от которой картину отделяют всего пять лет.
Картина впервые была выставлена на выставке «Мир искусства» в Москве, где, кроме нее, экспонировались еще четыре картины и рисунки Петрова-Водкина. Критики назвали композицию смелой и строго проработанной. А поэт Рюрик Ивнев даже посвятил ей стихи:

Кроваво-красный конь,
К волнам морским стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг огня клубящийся,
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне...
Зрачки расширились... стою в святом волнении,
И слышу запах волн, поющих о весне,
И слышу шепот душ, измученных в горении.
И, юноша, твой плач на огненном коне.
Там, где лежит туман, где степь непроходимая
Зелено-ярких вод — поют о новом дне,
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить, а здесь мы как во сне...

Красный конь, летящий над землей, появится и в написанной в 1925 году картине Петрова-Водкина «Фантазия». Красный цвет, сочный, яркий, будет являться во многих полотнах художника. Огненный цвет новой, еще неизведанной, непознанной революционной галактики, рождение которой предвидел, предчувствовал художник...
Когда началась Первая мировая война, картина «Купание красного коня» пропала, затерялась где-то в Швеции, и нашли ее только через сорок лет...



Нотр-Дам, Париж


Мошенницы


Самовар


Весна


Мальчики


Утро


После боя


Спящий ребенок


Тревога (1917)


Ураган

Сон

Землетрясение в Крыму

Натюрморты Петрова-Водкина:


Скрипка


Виноград и яблоко


Утренний натюрморт


Натюрморт
с письмами

Натюрморт
с синей пепельницей

Натюрморт
с зеркалом