СОШ 8 Подольск, творчество Поликлета
главная страница





Барельф с Поликлетом, работы Андреа Пизано


Поликлет (Polykleitos) Старший из Аргоса — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях.
Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до нашей эры.
Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, Плиния Старшего, 1 век нашей эры) известны по римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец; 440-435 до нашей эры), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; 423-419 до нашей эры); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, — по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», — оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур, так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров.
К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, 430 до нашей эры).
При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (художники называют его «Каноном») — тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав — как и само искусство Поликлета — огромное влияние на европейскую культуру.
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).

Скульптуры Поликлета:


Аполлон Мантуанский


Геракл

           
Раненая Амазонка

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.


     
Дорифор

«Дорифор» (Копьеносец) — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая так называемый Канон Поликлета, была создана в 450-440 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции.
Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «Каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии.



Диадумен

«Диадумен» (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) — известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям.
Пропорции мощного тела Диадумена — те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу фигуре атлета.