СОШ 8 Подольск, творчество Праксителя
главная страница





Статуя Праксителя

           

Праксите́ль (Praxitéles) — древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до нашей эры. Происходил из династии скульпторов. Пракситель — сын и ученик ваятеля Кефисо­дота, названного впоследствии Старшим, так как у самого Праксителя было два сына, Кефисодот и Тимарх, также видные скульпторы. Все сведения о его дальнейшей жизни, несколько занимательных историй, которые мы находим у греческих и римских авторов, скорее легенды, нежели достоверные факты.


           
Отец Праксителя Кефисодот, Эйрена (мир) с Плутосом (богатство), стояла на афинской Агоре

Вершины своей карьеры Пракситель достиг около 360 года до нашей эры. Он работал в родном городе (Афи­ны), в Мантинее и в Малой Азии. В то время большинство греческих скульпторов отдавали пред­поч­тение бронзе, как материалу для создания статуй, но Пракситель предпочитал мрамор. Он был на­сто­я­щим гением в обращении с этим материалом и во многом ответственен за распространение белого Па­рос­ско­го мрамора, из которого умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов.
Праксителя мало интересовали образы атлетов, воинов и героев. Зато он стал выразителем чело­ве­чес­кого начала в скульптуре, в буквальном смысле оживляя мрамор и сообщая ему искусной техникой пластику и гибкость человеческой фигуры, а его поверхности — трепетность и бархатистость кожи.
Произведения Праксителя, в основном, известны по римским копиям и восторженным упоминаниям античных ав­то­ров. Некогда римляне были очарованы Праксителем, славившегося своим мастерством передавать в холодном мраморе теплоту и нежность человеческого тела, и перевезли в Вечный город ряд его работ, населив ими форумы, дворцы и сады. Но патрициев, желающих приобщиться к элли­нис­ти­чес­кой культуре и иметь произведения афинского мастера было слишком много и, вскоре, римские ху­дож­ни­ки стали делать копии наиболее известных статуй.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом, которая бы­ла найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии и хранящаяся там же в археологическом музее. Это наверняка оригинал, созданный около 340 года до нашей эры. Гибкая фигура Гермеса изящно об­ло­ко­ти­лась на ствол дерева. Гроздью винограда (не сохранилась) он манит маленького Диониса, будущего бога вина. Улыбающееся лицо Гермеса полно живости, профиль изящен. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров.
Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам. Новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты — в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай и с Палатинского холма.
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой — к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Во втором варианте (его копировали чаще) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, — такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так по­то­му, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке — лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Сауроктона (Аполлона, убивающего яще­ри­цу) — в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива дра­пи­ро­ванной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охот­ни­ца, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант — так называемая Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до нашей эры, принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мне­ние, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и воз­вы­шен­ности образов 5 века до нашей эры приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников.

Скульптуры Праксителя:


Орест и Пилад (Кастор и Поллукс)

           
Гермес Бельведерский (Антиной Бельведерский)

«Гермес Бельведерский» — один из шедевров ватиканского Бельведера (музей Пия-Климента), ко­то­ро­го долгое время принимали за изображение Антиноя и именовали Антиноем Бельведерским.
В 1543 году папа Павел III приобрёл статую за 1000 дукатов у человека, усадьба которого находилась под стенами замка святого Ангела. Вероятно, именно там она и была обнаружена. В течение XVI и XVII веков слава об этом произведении разнеслась по всей Европе: мраморные копии заказали для себя Карл I Стюарт, Людовик XIV и Пётр I. Пуссен видел в нём идеал классических пропорций, а Винкельман (принимавший статую за изображение Мелеагра) особенно восхищался проработкой лица.
Считается доказанным, что скульптура изображает бога Гермеса. Идеализированное лицо, перекинутая через плечо хламида и расслабленный контрапост указывают на то, что оригиналом для этой копии могла служить утраченная работа Праксителя наподобие «Гермеса и Диониса».


     
Гермес с младенцем Дионисом

«Гермес с младенцем Дионисом», скульптурная группа, считается подлинным произведением Пра­кси­те­ля, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до нашей эры. Хранится в Археологическом му­зее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично на­ме­чен­ны­ми волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.


     
Аполлон с ящерицей (Сауроктон)

     
Ликийский Аполлон

     
Эрот Боргезе

     
Эрот Фарнезе


Эрот Фарнезе


Дионис

           
Сатир, наливающий вино

           
Отдыхающий сатир (Лувр, Глиптотека в Копенгагене)

     
Отдыхающий сатир (Капитолийский музей в Риме, Глиптотека в Мюнхене)

«Отдыхающий сатир», мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим), Глиптотеке (Мюнхен), Эрмитаже (Санкт-Петербург) . . .
Как и силены, сатиры — демоны плодородия. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами, с лошадиными хвостами и ушами. Однако торс и голова у них — человеческие. Они забияки, любят вино, задиристы, похотливы, наглы. Их преследованиям подвергаются нимфы и менады. С течением времени изобразительная традиция очеловечивает их облик.
Такова и статуя Праксителя. Скульптор избегает здесь определенной характеристики своего героя. Тело юноши так нежно, поза его так изыскана, так мечтателен взгляд, что в нем с трудом можно узнать прежнего буйного обитателя лесов. Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. О связи с дионисийским кругом свидетельствует шкура леопарда, наброшенная через плечо; своими тяжелыми складками и грубой фактурой она оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл.


     
Артемида из Габий, римская копия со статуи Артемиды Брауронии

Афродита Книдская
(наиболее близкие к оригиналу римские копии)


Афродита Браски
                Глиптотека в Мюнхене
       
    Венера Колонна             Венера Медичи
музеи Ватикана                   Уффици  
 
древние монеты из Книда

«Афродита Книдская», скульптура, выполненная Праксителем, в 350-330 годы до нашей эры. Первое известное скульптурное изображение обнаженной женской фигуры в Европе и самая известная статуя богини Афродиты во времена античности. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Оригинальная скульптура Афродиты Книдской погибла в пожаре в Константинополе в, но работа Праксителя продолжает жить в многих копиях.
Изображена обнаженная богиня любви, придерживающая рукой упавшее одеяние. Пракситель дерзнул изобразить фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, про­де­мон­стри­ровав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
Пракситель и возбудил своим произведением всеобщее удивление. И даже удивление самой Афродиты, которая будто бы воскликнула: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда меня мог видеть Пракситель?».
Античные скульптурные изображения Афродиты многочисленны. «Афродита Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям. Статуя послужила прото­типом для многих известных произ­ведений последующего периода.
Как рассказывает древнеримский писатель Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики модерна не поняли, не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой.
Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию го­ро­да: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой.
Прекрасную статую поместили в храме, который был открыт со всех сторон, чтобы можно было лю­бо­вать­ся Афродитой отовсюду. Книдяне не преминули изобразить её на монетах, благодаря чему удалось восстановить Афродиту Книдскую в копиях, близких к оригиналу, которые есть во многих музеях мира.
Впоследствии Афродиту Книдскую хотел за­по­лучить царь Никомед, обещая простить книдянам огромный, числящийся за ними, долг. Но они не пожелали расстаться со своей Афродитой — ведь Пракситель этой работой создал славу Книду.
Вот как описал статую Лукиан: «...Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скры­та, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только лоно слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела».
Ваятель оживил мрамор мерцающими световыми бликами и придал гладкому камню нежную бар­ха­тистость тончайшей моделировкой, в которой он превзошел всех своих предшественников. Благодаря этим приемам, а также удивительной плавности контуров, идеальным пропорциям тела богини, тро­га­тель­ной естественности позы, взору, «влажному и блестящему», по свидетельству древних, Пракситель выразил воплощаемые Афродитой великие начала: Красоту и Любовь.


           
Афродита Браски (Aphrodite Braschi), римская копия I века до нашей эры, Глиптотека
в Мюнхене, получила свое название по имени первого владельца Джованни Браски
Копия Афродита Браски находится в музее избразительных искусств на Волхонке
Считается что эта копия очень близка к Афродите Книдской (в центре)

     
Венера Колонна (Colonna Venus), римская копия II века нашей эры,
музеи Ватикана, подарена папе Пию VI доном Филиппо Колонна
по мнению экспертов, наиболее близкая к оригиналу копия Афродиты Книдской

     
Венера Бельведерская (Venus Belvedere), Ватиканские музеи,
размещалась в Бельведерском дворце, где и приобрела свое название,
папой Григорием XIV перемещена в закрытое от публики хранилище,
поэтому и нет фото в интернете, только эти две (ЖАДИНА, какая дикость!)

           
Афродита Альтемпс (Aphrodite Altemps), из коллекции Людовизи, назвние получила
по месту прописки — палаццо Альтемпс (ныне Национальный музей Рима),
реставрация XVII века скульптора Ипполито Буцци, который дополнил женский торс
головой, руками и ногами; сбоку кувшин, покрытый тканью, свисающей из левой руки

     
Рисунок с монеты Книда                         Афродита Альтемпс (цветная реконструкция)    

           
Венера из Арля (Venus of Arles) из Лувра, римская копия I века до нашей эры,
найдена на руинах древнего театра Арля во Франции, без рук и голова отделена от тела,
реконструкция французского скульптора Франсуа Жирардона, по-видимому, статуя восходит
к более целомудренному варианту Афродиты, заказанной жителями Кос взамен слишком
вольного решения скульптора; на Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд —
Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов

           
Венера из Капуи, римская копия II века нашей эры в археологическом музее Неаполя,
найдена на руинах древнего амфитеатра Кампании в Капуе в Италии,
одной ногой богиня опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее
победоносном могуществе — идею о том, что против ее власти ничто не может устоять;
она держала полированный щит Ареса, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для
женщины использование смертоносного оружия (мотив, известный по древним монетам);
мнение некоторых ученых и экспертов: статуя скопирована с бронзовой работы Лисиппа

Под определение тип «Venus pudica (скромная, стыдливая или целомудренная Венера)» подпадает большая часть сохранившихся классических скульптур Венеры, в частности, Венера Медичи и Венера Капитолийская. Venus pudica — термин распро­стра­нен­ный в западном искусстве, используется для опи­са­ния классическая позы, при которой обнаженная мо­дель руками пытается прикрыть сокровенные места. От­ли­чи­тель­ной чертой позы является скромный жест обеими ру­ками, а не одной, как у Афродиты Книдской, выполненной Праксителем.
Ее жест подразумевает осознание неожиданного взгляда зри­те­ля; она первым движением пытается защитится от лю­бо­пыт­но­го взора — обнаженная богиня поднимает правую руку, пытаясь скрыть свою грудь, а ее левая рука закрывает лоно — ей так уютнее.
Статуя «типа Venus pudica» считалась одной из самых эротических статуй в мире из-за ее отлично вылепленных ягодиц; пока ее руки частично закрывают ее грудь и лоно, она, фактически, привлекает внимание к этим частям ее тела. Этот жест однов­ре­мен­но скры­вает и под­чер­ки­вает ее сек­су­аль­ность.
В эпо­ху элли­низ­ма ста­туи обна­жен­ной богини любви про­из­во­ди­лись во мно­же­стве, и все они в той или иной сте­пе­ни вос­хо­ди­ли к Афро­ди­те Книд­ской, создан­ной Пра­к­си­те­лем, пер­вой скульп­ту­ре, изо­бра­жав­шей боги­ню обна­жен­ной и вызвав­шей вос­хи­ще­ние в антич­ном мире.







Центральную часть галереи Уффици занимает знаменитая «Трибуна» («Комната чудес»,
как ее называли в XVI веке); была задумана Франческо I Медичи как особая комната,
в которой он сможет разместить культурное достояние семьи и показать его друзьям;
зала хорошо освещена сверху и здесь хранятся самые драгоценные статуи и картины
различных школ, стран и эпох; в центре красуется древнейшая статуя галереи — Венера

           
Венера Медичи (Медицейская, Medici Venus), тип «Venus pudica»,
римская копия I века до нашей эры греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской;
найдена на вилле Тиволи близ Рима; несколько десятилетий находилась в Ватикане,
поражая гостей папы римского изящностью линий и легкостью белопенного мрамора;
семейство Медичи выкупило уникальный образец античного искусства,
и с тех пор статуя не покидает знаменитую флорентийскую галерею Уффици;
статуя стала жечужиной коллекции Медичи, позаимствовав при этом их имя;
богиня любви изображена в позе мимолётного испуга при появлении из морской воды;
у ног Венеры дельфин намекает на ее рождение с моря, а также служит опорой статуи;
именно с Венеры Медицейской взял позу рождающейся Афродиты Ботичелли;
стала прототипом при изображении и других произведений искусства;
в знциклопедии Дидро есть разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой;
для описания такого типа используется термин — «Venus pudica (Венера Стыдливая)», поскольку
богиня в застенчивости пытается прикрыться — мастера Возрождения будут изображать так Еву;
Венере Медицейской посвящали стихи Тургенев и Байрон;

           
изначально статуя была окрашена: цвет ее волос был золотым, у нее были ярко-алые губы;
на мочках ушей богини из мрамора обнаружены крошечные дырочки — Венера «носила» сережки

           
Венера Медичи, копия из Финской национальной галереи

           
Венера Медичи (Медицейская), копия XVIII века, cад Венеры в Петергофе

           
Венера Медичи, копия XVII века, Королевская аллея в Версале

Мраморные копии Афродиты Медицейской многочисленны,
и в XVIII-XIX веках появились почти в каждой богатой усадьбе:
               
1. Венера в Пушкинском музее изобразительных искусств;        
2. Венера в Останкинском дворце (было даже две статуи);          
3. Венера слетела на столп колонны в Чизике близ Лондона;      
     4. Венера на колонне в Сан-Суси, резиденция Фридриха Великого;
  5. Венера на аллее скульптур на бастионе Панцерлакс в Выборге

           

           
Афродитa, тип «Венера Медичи», хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк
римская копия I-II веков нашей эры греческого оригинала III-II веков до нашей эры,

           
Венера Барберини (Jenkins Venus или Weddell Venus), тип «Венера Медичи»,
римская копия греческого оригинала II века до нашей эры, изначально хранилась в палаццо
Барберини в Риме; шедевром владел Томас Дженкинс, потом англичанин Уильям Уэддел;
реставрация XVIII века итальянским скульптором Бартоломео Кавацеппи;
продана в частные руки на аукционе Christie's за 11,7 млн долларов в 2002 году;
имеет тот же жест скромности и похожа на Венеру Медичи из галереи Уффици

           
Венера Капитолийская (Capitoline Venus), тип «Venus pudica»,
еще одна вариация на тему Афродиты Книдской Праксителя,
римская копия греческого оригинала IV века до нашей эры;
относится к типу «Venus pudica» — закрывает обнаженное тело руками;
найдена на Виминальском холме около Базилики Сан-Витале в Риме,
передана папой Бенедиктом XIV в дар Капитолийскому музею в Риме

           
Капитолийская Венера во время ее визита в Национальную галерею искусств в Вашингтоне

                 
Две Афродиты, тип «Венера Капитолийская», римские копии II века нашей эры,
из коллекцим семьи Фар­не­зе (6 залов, 200 тысяч экспонатов);
хранятся в Национальном археологическом музее Неаполя

Афродиты, тип «Венера Капитолийская» или «Венера Медичи»
           
римские копии II века нашей эры, которые восходят к Праксителю
две статуи хранятся в Лувре и одна — в Национальном музее Варшавы (передана из Лувра)

           
Ещё одна Афродита с дельфином, считается лучшей Афродитой в США,
римская копия I века нашей эры греческого оригинала IV векa до нашей эры,
ее поза такая, как в двух знаменитых копиях: Венере Капитолийской и Венере Медичи;
хранится в музее искусств и археологии университета Эмори в Атланте

           
Венера Таврическая, тип «Венера Медичи», находится в Эрмитаже,
греческий оригинал III века до нашей эры; найдена в окрестностях Рима,
подарена Петру I папой Климентом XI (от этом есть надпись, сделанная на пьедестале),
находилась в Летнем саду, позднее украшала сад Таврического дворца, откуда и название;
Венера Таврическая — первый шедевр античного искусства в России

           
Венера Кампо Иемини (Campo Iemini Venus), тип «Венера Капитолийская»,
римская копия II века нашей эры, найдена на раскопках римской виллы Кампо Иемини;
восстановлена британским скульптором Джоном Деаром в XVIII веке, статую оценили
чуть ли не выше, чем уже известную Капитолийскую, хранится в Британском музее

     
Венера из Лептиса, тип «Венера Капитолийская»,
найдена на раскопках адрианских терм в Лептис-Магна в Ливии,
попала в Европу к Муссолини, тот передал ее нацистскому лидеру Герингу,
статуя украсила спальню его усадьбы; возвращена в Ливию в 1999 году;
находится в Национальном археологическом музее в Триполи

     
Афродита Менофантоca (Aphrodite of Menophantos), тип «Venus pudica»,
найдена в монастыре Свя­то­го Гри­го­рия в Риме, хранится в палаццо Массимо в Риме

     


Надпись на статуе: «Афродита — копия статуи из Троада, выполнена Menophantos»
греческий скульптор I века до нашей эры, о котором больше ничего не известно

           
Афродита из Остии в Италии (Aphrodite of Ostia),
римская копия греческого оригинала IV века до нашей эры,
реставрация английского скульптора Ноллекенса, Британский музей

           
Венера Таунли (Townley Venus) из коллекции Чарльза Таунли,
римская копия греческого оригинала IV века до нашей эры,
найдена при раскопках Остии в Италии, хранится в Британском музее,
руки были восстановлены в 18 веке, возможно, держала зеркало

           
Венера Ландолина (Venus Landolina of Siracuse), названа по имени археолога Saverio Landolina,
римская копия II века нашей эры, хранится в археологическом музее в Сиракузах на Сицилии,
правая рука прикрывает грудь, левая — лоно, и левой руке сходятся концы драпировки,
развеваемой ветром, которая прикрывает ноги сзади, оставляя при этом открытыми ягодицы;
Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине;
Венера Ландолина также известна как Венера Анадиомена («выходящая из моря»)

           
Афродита, тип «Capitoline Venus» или «Venus Landolina of Siracuse»,
римская копия II века нашей эры греческого оригинала IV века до нашей эры,
найдена в Байе на юге Италии, хранится в Археологическом музее в Афинах,
восстановлена итальянским скульптором Антонио Кановой

           
Венера, тип «Venus Landolina», римская копия II века нашей
эры греческого оригинала IV векa до нашей эры
хранится в археологическом музее Мериды в Испании

     
Афродита, тип «Афродита Сиракузская» или «Venus Landolina of Siracuse»,
римская копия I века нашей эры греческого оригинала II-I веков до нашей эры
хранится в галереe виллы Боргезе в Риме, похожа на Афродиту Капитолийскую

           
Венера Мазарини, тип «Venus Landolina», римская копия II века нашей эры,
считалось, что эта статуя принадлежала кардиналу Мазарини,
поэтому до сих пор известна многим под названием «Венера Мазарини»,
неоднократно реставрировалась, находится в музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе,
дельфин у ног богини помог ей выйти из бездн моря — намекает на ее морское рождение

           
    Ещё Венеры с дельфинами, тип «Venus Landolina»:
               1. Венера, римская копия II века нашей эры, музей Венафро, Италия;
2. Венера, XIX век, парк Шлоссгартен, Штутгарт, Германия;
   3. Венера, римская копия I века нашей эры из Прадо, Испания

           
    Ещё Венеры, тип «Venus Landolina»:
1. Афродита с дельфином, римская копия I века нашей эры, найдена в        
Милане, район Палестро, хранится в археологическом музее Милана;
2. Венера, римская копия II века нашей эры, найдена в термах                      
Диоклетиана, находится в римском национальном музее;                      
3. Венерa с раковиной, римская копия II века нашей эры, использовалась  
в качестве украшения садов, парков и фонтанов, Ватиканскиe музеи  

           
Афродита Синуэсская (Aphrodite of Sinuessa), греческий оригинал IV века до нашей эры,
найдена на руинах виллы на территории античного города Синуэсса (Sinuessa),
хранится в Неапольском археологическом музее

           
Афродита, тип «Aphrodite of Sinuessa», римская копия
II века нашей эры греческого оригинала IV века до нашей эры,
из художественного музея Гарвардского университета

                 
Афродита, тип «Aphrodite of Sinuessa», греческий оригинал I века до нашей эры,
хранится в частной коллекции

                 
1. Афродита Хвощинского (названа по имени русского собирателя), тип «Венерa Медичи»,
римская копия II века нашей эры, Пушкинский музей изобразительных искусств;        
2. Афродита, римская копия II века нашей эры, музей искусств Санкт-Петербурга, Флорида

                 
1. Торс Афродиты, римская копия II века нашей эры греческого оригинала
IV века до нашей эры, Лувр;                                                                      
2. Торс Афродиты, III век до нашей эры, Метрополитен;                                
3. Торс Афродиты, римская копия I века нашей эры греческого оригинала  
II векa до нашей эры, Прадо;                                                                      
4. Торс Афродиты, I век нашей эры, Прадо                                                       

                 
      1. Торс Афродиты, римская копия I века нашей эры, глиптотека в Копенгагене;
 2. Торс Афродиты, римская копия I века нашей эры греческого оригинала    
IV века до нашей эры, Британский музей;                                                
3. Торс Афродиты, II век до нашей эры, археологический музей Неаполя;    
      4. Торс Венеры, I-II векa нашей эры, xудожественный музей Кливленда, Огайо

           
Венера Анадиомена («выходящая из моря») из портика храма Исиды в Помпеях,
I век нашей эры, хранится в Неапольском археологическом музее,
богиня подняла руки к голове, чтобы отжать мокрые волосы

           
1. Афродита Анадиомена, II век до нашей эры, Метрополитен;  
      2. Афродита Анадиомена, II век до нашей эры, Пушкинский музей
изобразительных искусств;                                                      
              3. Афродита Анадиомена, II век нашей эры, Пергамский музей, Берлин

           
Венеры, тип «Венера Анадиомена»:
1. «Венера из Италики», римская копия II века нашей эры, найдена в 1940 году при ра-  
    скопках театра близ Севильи (Испания), находится там же в aрхеологическом музее;
    богиню среди морской пены сопровождает дельфин, в её левой руке лист кувшинки,
что намекает на рождение в море;                                                                                  
2. Венерa, римская копия II века нашей эры, найдена в термах Каракаллы,                      
хранится в римском национальном музее;                                                                      
3. Венерa, римская копия I века нашей эры, музей изящных искусств в Хьюстоне          

           
Венера Эсквилинская, тип «Венера Анадиомена»:
неоаттическая школа I век до нашей эры;
обнаружена в 1874 году при раскопках на холме Эсквилин в Риме, отсюда название;
в XVI веке рядом найдены «Дискобол», «Ниобида», вариант «Лаокоон и сыновья» ...
при падении руки были утрачены; а раньше, вероятно, были подняты, чтобы завязать волосы;
предположение основывается на том, что на голове богини виден остаток от руки — мизинец;
статуя находится в экспозиции Капитолийских музеев;
в Лувре хранится торс, повторение Венеры Эсквилинской

           
Венера Анадиомена из Белого дома в Варшаве, римская копия II века нашей эры;
Две Афродиты Анадиомены из Ватиканских музеев, римские копии

           
1. Афродита, из Пергамского музея в Берлине, римская копия        
II века нашей эры, одна из копий Афродитой Kнидской;           
2. Афродита Анадиомена (Талассия или морская), остров Родос,    
IV век до нашей эры, статую вытащили из моря рыбаки;          
3. Афродита Анадиомена, римская копия с греческого оригинала   
III века до нашей эры, Лувр                                                           

           
1. Афродита из Кирены, тип «Венера Анадиомена», римская копия II века нашей эры,      
         найдена в 1913 году в термах Траяна греческой колонии Кирена в Ливии, вывезена в Рим,
            выставлялась в римском национальном музее (палаццо Массимо) и оставалась там до 2008
              года, когда, по решению итальянского суда, статуя была возвращена в Ливию (через 95 лет);
    2. Афродита, тип «Cyrene», римская копия II век нашей эры, музей искусств Миннеаполиса;
3. Венера с раковиной, тип «Venus pudica», римская копия II века нашей эры, Прадо           

           
1. Афродита Урания (небесная) с ногой, покоящейся на черепахе, Фидий (?),
      сделана для Элиды (xрам Артемиды), III век нашей эры, хранится в Лувре;
2. Афродита Бразза (или Афродита на черепахе), IV век до нашей эры,          
найдена в Афинах, хранится в Старом музее в Берлине;                           
 3. Венера Мадрида, тип «Венера Капуи», римская копия II века нашей эры с
 греческого оригинала IV века до нашей эры, акрополь Коринфа, Прадо

           
Венера Моргантины, греческий оригинал IV века до нашей эры,
в 1977 году незаконно раскопана и украдена на руинах древней Моргантины на Сицилии,
музей Гетти приобрел её в 1988 году, и в 2007 году согласился вернуть её итальянцам;
в 2011 году статуя установлена ​​в музее Айдоне, ближайшего к руинам Моргантины

           
Афродита у колонны, известна как «Афродита в садах (Aphrodite of the Gardens)»,
эпитет описывает ее покровительство над растительностью и плодородием сада;
приписывается Алкамену, ученику Фидия; представляет спокойно стоящую богиню,
слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую покрывало;
в другой руке держит яблоко, дар Париса; римская копия I-II веков нашей эры
греческого оригинала V века до нашей эры, Неапольский археологический музей;
«Афродита в садах (Aphrodite of the Gardens)»,   Лувр;
«Афродита в садах (Aphrodite of the Gardens)»,   Лувр

           
1. Афродита, тип «Венеры прародительница (Venus Genetrix)», выбранный    
благодаря скромности и целомудрию, отличавших этот тип от других;    
  римская копия с греческой статуи Афродиты, вероятно, Каллимаха или    
  школы Поликлета конца V века до нашей эры, приобретена из коллекции
       знатока древностей маркиза Джованни Кампана для Эрмитажа в 1861 году;  
  2. Афродита Фрежюса (Aphrodite Frejus), известна как «Venus Genetrix (мать)»,
        римская копия I века нашей эры с греческого оригинала V века до нашей эры;
            Цезарь считал себя потомком Венеры и полагал, что своими победами обязан её
             покровительству; находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Генетрикс
              и поставил храм в её честь на форуме своего имени в римском городе Фрежюс на
          юге Франции; была во дворце Тюильри, потом в парке Версаля, сейчас в Лувре
3. (Aphrodite Frejus), известна как «Венеры прародительница (Venus Genetrix)»,
римская копия из виллы Боргезе в Риме, Лувр;
Эсквилин, Рим,


           
Венера Счастливая (Venus Felix) из музея Пия-Климента в Ватикане,
римская копия II века нашей эры, одна из копий Афродитой Kнидской,
изображает римскую матрону и ее маленького сына под видом Эроса;
Венера также признана у римлян богиней удачи, как Венера Феликс

Фрина.

Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной — красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее. Фрина (Frina) — греческая гетера, жила в IV веке до нашей эры. Прославилась тем, что была натурщицей знаменитого скульптора Праксителя. Статуя Афродиты Книдской — одно из самых выдающихся произведений IV века до нашей эры.
Гетера — это, прежде всего, определенная свобода в государстве, где женщина не воспринималась как человеческая единица. Гетерам позволялось многое: читать и заниматься искусствами, заводить беседу с незнакомыми мужчинами, краситься и нарядно одеваться всякий день. Для мужчин они были не просто жрицами любви, но настоящими подругами (прямой перевод слова «гетера»), с которыми отрадно было вести философские беседы и вкушать радости жизни.
Фрина родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя — Мнесарета («помнящая о добродетелях»). Обосновалась в Афинах. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. Из Мнесарет вышла прекрасная гетера — умная, тонко образованная, очаровательная и желанная. В Афинах она получила имя Фрина — «белокожая», поскольку на самом деле отличалась от смуглых красавиц лунной бледностью.
Обладая поразительной красотой, Фрина не стремилась выставлять ее напоказ — носила благородные одежды, скрывающие даже запястья, никогда не показывалась в городских банях; сторонилась людных мест, предпочитая уединение в своем богатом доме.
Цена беседы с Фриной была очень высока, не говоря уже о стоимости ее ложа. Однако всегда находились те, кто был готов платить огромные, суммы. Лидийский царь, настойчиво требующий взаимности, добился своего, но его подданным пришлось несладко — после выполнения своей прихоти царь ввел в стране чудовищные налоги.
В Афинах Фрина стала любовницей художника Апеллеса (он использовал ее в качестве модели для своей Афродиты Анадиомены; лат. — «выходящая из воды».), а потом любовницей Праксителя и позировала ему для двух его Афродит — в одном варианте обнаженной, в другом — одетой.
Пракситель получил заказ исполнить для острова Кос статую Афродиты. Скульптор изваял две статуи — Афродиту обнаженную и задрапированную плащом. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
Посланцы Коса, выбрали ту, которая была покрыта одеждой. Обе статуи были прекрасны, но обнаженная богиня... Это было слишком смело для маленького Коса, далекого от столичных афинских новшеств. Её купили жители греческого острова Книд и поставили в храме Афродиты. И ее слава, свидетельствовал римский ученый Плиний, была неизмеримо выше. Впоследствии ее хотел купить у Книда царь Никомед, обещая простить огромный долг. Но жители города предпочли все перенести, нежели расстаться со статуей.
«Афродиту Книдскую», сделанную из паросского мрамора и воздвигнутую посредине храма, описал древнегреческий писатель Лукиан: «...Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела».
Такой видит Афродиту, богиню любви и красоты, почитавшуюся в Риме как Венера, один из персонажей Лукиана, некто Харикл. Его друг, напротив, созерцает богиню спокойно. Но когда путешественники, решив осмотреть статую со всех сторон, вошли в святилище сзади, этот афинянин вдруг закричал, обезумев:
«О Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока — как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они и не прилегают слишком плотно к костям из-за худобы, и не расплываются в чрезмерной полноте и тучности. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер — и сказать трудно!»
Для любознательных, характеристики праксителевской Афродиты совершенно не модельные:
окружность груди — 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см. А ее рост всего — 164 см.
Ни один современный дизайнер не выпустил бы такую красотку на подиум!

Фрина и Пракситель.

С каким же чувством создавал свою Афродиту Пракситель?
Современники утверждали, что он делал это, неотрывно глядя на гетеру Фрину. Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: «Афродита, прекрасная Афродита!» Но про себя они шептали: «Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота!»
По рассказу Павсания, однажды Пракситель в знак любви предложил ей на выбор любую из бесценных скульптур в своей мастерской, она растерялась и попросила у него совета. Он промолчал. Через несколько дней она бросилась к нему на улице, крича, что его мастерская в огне. Он в отчаянии простонал: «Если сгорят «Сатир» и «Эрот», я погиб», — и начал рвать на себе волосы.
Тогда лукавая Фрина призналась, что пожар — выдумка, выбрала «Эрота» и подарила его своей родной Феспии. Hесколько веков он оставался там, привлекая внимание приезжих, пока его не захватил Нерон, лишь для того, чтобы самому потерять статую при пожаре в Риме.



Болл Персиваль, Фрина перед
Праксителем, 1900

Кауфман Ангелика, Пракситель дарит
Фрине статую Эрота, 1794

Фрина соблазняет философа Ксенократа

Красота Фрины была совершенна, Самые пылкие из любовников тратили на нее все свои богатства. Когда Александр Великий разрушил стены Фив, Фрина предложила построить их заново. Она поставила лишь одно условие:
Hа новых стенах должны были повесить доску со словами: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Фиванцы отказались.
Утверждали, что ни один мужчина не мог устоять перед чарами Фрины. Однако, кое-кто говорил, что один — найдётся. И указывали на Ксенократа, философа, в течение четверти века руководившего Платоновской академией. Это был добродетельный человек, недоступный плотским желаниям, который все часы своего бодрствования посвящал размышлениям.
Фрина была заинтригована. «Ну а как насчет его ночей? — задавала она себе вопрос. — Ведь он, в конце концов, обычный мужчина».
Она поспорила, что сумеет соблазнить его за один вечер. Ее поклонники приняли пари. Украшенная драгоценностями, одетая в тончайшее из покрывал, она постучалась однажды ночью в его дверь. Ксенократ открыл, Фрина быстро вошла. Она сказала, что за ней гонятся грабители, и попросила приютить ее до утра. Ксенократ, который всегда был гостеприимным хозяином, указал ей место для ночлега и вернулся в свою кровать.
Фрина разделась и скользнула к нему в постель. Он не шевельнулся. Она неистово обняла его. Он не отвечал. С криком отчаяния она бежала в темноту ночи. Уплатить проигрыш она отказалась.
«Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», — заявила она.

Суд над Фриной

Фрина была наиболее застенчивой из всех греческих куртизанок. Она всегда появлялась на людях полностью одетой, предпочитая плотно облегающие хитоны, никогда не ходила в общественные бани, а любовью занималась только в темноте.
Но возгордившись своею славой, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты — Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».
Замужние женщины в Афинах, ненавидевшие ее, уговорили одного из незадачливых поклонников Фрины, Евтиаса, привлечь ее к суду по обвинению в том, что она оскорбляет величие Элевсинских мистерий, изображая их в превратном виде, а также постоянно развращает самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества».
Карой за предъявленные обвинения могла быть только смертная казнь.
...В этот день возбужденная толпа стала собираться у Акрополя с раннего утра. Ждали суда над знаменитой гетерой Фриной. Ещё вчера она приветствовали ее появление криками восторга, а сегодня суд над ней — лишь очередное зрелище...
Взять на себя защиту на суде, где решалась ее судьба, она уговорила известного оратора Гиперида, пообещав ему свою благосклонность.
Встав перед судьями, он начал пылко убеждать их в невиновности гетеры, но Ареопаг был непреклонен. Смертный приговор казался неминуемым, пока Гиперид, в момент вдохновения, не вывел Фрину перед судьями и не сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую. Толпа ахнула. Застыли в изумлении грозные судьи, восхищенные дивной красотой. Это была не женщина. Сама божественная Афродита стояла перед ними!
По греческим представлениям, обладатель гармоничного тела обладал такой же гармоничной душой (так называемая концепция каллокагатии — единства и взаимозависимости прекрасного тела и прекрасного духа). У Фрины было прекрасное тело — следовательно, была прекрасная душа. Следовательно, Фрина не могла совершить преступления и была невиновна.
Судьи благоговейно вынесли оправдательный приговор.
Фрина сохранила свою красоту до конца дней своих. В зрелые годы она придумала крем, пре­до­хра­няв­ший от морщин. Умерла она в почете, а памятником ей стала золотая статуя в Дельфах (а не в храме Артемиды Эфесской, как пишут иногда). Статую изваял Пракситель, не забывший ее.

А статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и луч­шей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью об­на­жен­ной женской фигуры. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии.



Прадье
Жан Жак
(1792-1852),
французский
скульптор


Прадье
Жан Жак
(1792-1852),
французский
скульптор


Прейс
Фердинанд
(1882-1943),
немецкий
скульптор


Прейс
Фердинанд
(1882-1943),
немецкий
скульптор


Кампань
Пьер-Этьен
(1851-1910),
французский
скульптор


Кампань
Пьер-Этьен
(1851-1910),
французский
скульптор


Петрилли
Аристид
(1868-1907),
итальянский
скульптор

Петрилли
Аристид
(1868-1907),
итальянский
скульптор

Роберт
Элиас
(1821-1874),
французский
скульптор

Роберт
Элиас
(1821-1874),
французский
скульптор

Фиаски
Эмилио
(1858-1941),
итальянский
скульптор

Фиаски
Эмилио
(1858-1941),
итальянский
скульптор

Одна из последних работ Праксителя — группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, IV век до нашей эры. Рельеф был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.



Реконструкция скульптурной группы
Лето с Аполлоном и Артемидой (по описанию Павсания)


Аполлон (играет на лире) и Марсий (играет на флейте), рельеф из Мантинеи


Музы, рельеф на плите из Мантинеи


Музы, рельеф на плите из Мантинеи