СОШ 8 Подольск, творчество Рафаэля
главная страница






Автопортреты Рафаэля Санти


Автопортрет
Рафаэля Санти,
Галерея Уффици,
Флоренция

Автопортрет с Содомой,
Станца делла Сеньятура,
Афинская школа,
фрагмент

Автопортрет
Рафаэля Санти
с другом,
Лувр, Париж

Рафаэль Санти (Raffaello Sanzio da Urbino) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические представления Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для этой эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству. Когда Рафаэлю было 11 лет, отец умер (мать он потерял за 3 года до кончины отца).
Рафаэль обучался живописи у Перуджино в Перудже. Произведения этого периода отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», «Три грации», «Мадонна Конестабиле»).
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы... Во флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», «Святая Екатерина Александрийская») появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Созданные им многочисленные изображения мадонн («Мадонна Грандука», «Прекрасная садовница», «Мадонна со щеглом») принесли художнику славу.
26-летний мастер получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках и получил должность «художника апостольского Престола». Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.
В Станца делла Сеньятура художник представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В соседней Станце д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы») с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио, которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными учениками.
К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы. Духом античной классики с ее культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме.
В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», «Донна Велата»). В мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», «Мадонна ди Фолиньо»); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля — «Сикстинской Мадонне».
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них ученикам, обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Легкостью, изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные учениками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина и в Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца.
Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков.



Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца. Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение — высших ориентиров в духовной жизни человечества.

«Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконеч­ными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино…
Побежденная искусством Микеланджело Буонарроти, природа пожелала также быть побежденной соединением искусства с чудесным характером и подарила миру Рафаэля».
                    Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Картины Рафаэля Санти на библейские сюжеты:


Ангел

Всевышний

Ангел

10 декабря 1500 года семнадцатилетний Рафаэль заключил контракт на выполнение алтарного образа. В этом контракте он впервые назван «magister» — «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Речь шла о «Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанном Андреа Барончи для капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло.
Из всей картины, пострадавшей от землетрясения 1789 года, сохранилось четыре фрагмента: «Ангел» (пинакотека Тозио Мартиненджо, Брешия), «Дева Мария» и «Всевышний» (галерея Каподимонте, Неаполь) и еще один «Ангел» (Лувр, Париж). Парижский музей приобрел эту картину в 1981 году у городского таксиста, получившего его в наследство.



Обручение девы Марии

Обручение девы Марии

Коронация девы Марии

«Коронация девы Марии» — популярная тема в искусстве Ренессанса. Заключительная легенда из жития девы Марии гласит: вознесшаяся на небеса Мария была возведена на трон Богом-Отцом и своим Сыном и коронована как Царица Небесная. Этот сюжет образует заключительную и кульминационную сцену в повествовательном цикле жизни Девы Марии, когда он следует за смертью Девы Марии и принятием ее на небо (успением).
Сюжет встречается в картинах, созданных для алтарей церквей, посвященных Деве Марии или принад­лежащих монашеским орденам, пользующимся ее покровительством. Его распространенная форма демонстрирует деву Марию, сидящую рядом с Христом, который надевает на ее голову корону.
Лучшее произведение раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 год, галлерея Брера, Милан), завершающее собой умбрийский период его творчества. На антаблементе храма можно прочитать подпись Raphael Urbinas (Рафаэль из Урбино); чуть пониже — дата МDIIII (1504).
Картина была заказана семьей Альбиццини для капеллы Святого Иосифа в церкви Сан Франческо в Читта ди Кастелло. В отличие от созданных ранее работ камерного характера это уже более внушительный алтарный образ. Правда, размеры его не так уж велики (высота 169 см), но весь его замысел и композиционный строй соответствуют характеру мону­ментального изображения. Если ранее Рафаэль скорее преобразует прежние мотивы, нежели создает новые, то миланское «Обручение» — хотя его композиционное решение перекликается в отдельных моментах с фреской Перуджино «Передача ключей» в Сикстинской капелле — производит впечатление новизны. У Рафаэля и позы, и архитектура, и лица красивее, изысканнее, сколько в стиле недосягаемой для его учителя ари­стократической утонченности! Праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию, изображен привлекательным и стройным молодым человеком) — во всем этом отразилась атмосфера урбинского двора.
Само действие происходит не в храме, а перед ним, под солнечным голубым небом. Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Еще не отдавши себе полного отчета в содержании композиции, зритель уже в плену ясной упорядоченности рафаэлевской картины.
На первом плане представлена сцена обручения. В центре изображен первосвященник, который сближает руки стоящих по сторонам его Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. Слева за Марией — группа девушек, справа за Иосифом — группа женихов с жезлами.
Образы картины необыкновенно привлекательны в своем простом и естественном изяществе. Свободные повороты, легкие и гибкие движения — например, у юноши на первом плане справа, ломающего свой жезл о колено, — свидетельствуют об окончательном освобождении мастера от кватрочентистской скованности. Рафаэль обрел здесь ту красноречивую выразительность жестов и движений, ту певучесть линий, которые станут отныне характерной особенностью его образов. Чувство внутренней близости между Иосифом и Марией передано с необычайной, почти музыкальной выразительностью в линиях их сближающихся рук.
Перспективно сокращающиеся линии выложенной плитами площадки увлекают взгляд зрителя к поставленному на ступенчатом возвышении круглому храму, который как бы увенчивает собой всю картину, великолепно согласуясь с полукруглым обрамлением ее верхней части. Этот храм с окружающим его легким портиком, который изящно переходит в высокий многогранный барабан, перекрытый легким куполом, представляет реализацию носившейся в то время в воздухе идеи купольного сооружения. Но этот архитектурный мотив прекрасен не только сам по себе — красота пропорций, его гармонический облик воспринимаются как выражение того чувства светлой красоты, которое пронизывает всю картину. Образы изобразительного искусства здесь словно трансформируются в адекватные им образы архитектуры.
В «Обручении Марии» наглядно проявилось сильное качество рафаэлевского дарования — его мастерство художественной организации всех элементов картины. Именно благодаря присущей произведениям мастера внутренней размерности — свойству характерному скорее для зодчего, нежели для живописца, — ему удается так органично включать в свои композиции архитектурные мотивы.
В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, повторяясь в костюмах, архитектуре и пейзаже, созвучны с мягкой голубизной неба и создают праздничное настроение.



Святое семейство
с агнцем

Мадонна
с розой

Мадонна днль Пополо
(Мадонна с вуалью)

«Святое семейство с агнцем» 1507, находится в мадридском музее Прадо. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.
Картина «Мадонна с розой» 1518, находится в мадридском Музее Прадо.  На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.
«Мадонна днль Пополо» (Мадонна с вуалью, Мадонна Лорета) — одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо в Риме, поэтому она и приобрела такле название. Картина висела напротив рафаэлевского портрета заказчика. Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».
Взяв за основу известный евангельский сюжет, художник показывает Марию в тот момент, когда они любуются проснувшимся младенцем, который играет с прозрачной вуалью матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф.
Судьба картины удивительна, полна приключений и мистических совпадений.
После смерти Рафаэля (1520 г.) она принадлежала церкви Санта Мария, что находится в Риме на улице Пополо, после чего и приобрела второе имя «Мадонна дель Пополо». Затем картину украли, вскоре нашли и вернули обратно в церковь, и вскоре опять украли. В XVII-XVIII веках она всплывала то в одной, то в другой частной коллекции. Наши искусствоведы полагают, что, кочуя от одного владельца к другому, полотно, наконец, оказалось у одного из многочисленных отпрысков семейства Демидовых — Николая Демидова, жившего во Флоренции и имевшего большую коллекцию работ итальянских художников.
Эта общепринятая версия позволяет объяснить, каким образом из Европы картина попала на чердак особняка в Нижнем Тагиле, принадлежавшего до революции династии уральских промышленников. Там ее и обнаружили в 1924 году сотрудники местного краеведческого музея. Промыв картину, они сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: «RAPHAEL. URBINAS. PINGEBAT. MDIX.», что переводится как: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году». Картина была передана для реставрации известному художнику и искусствоведу Игорю Грабарю, который смог вернуть ее к жизни. В последствии он напишет «Тагильский экземпляр не копия…из сохранившихся экземпляров ... «Мадонна» из Нижнего Тагила, может быть, тот самый протооригинал, который находился некогда в римской церкви Санта Мария дель Пополо.»
О подлинности картины спорят до сих пор. Ее находили, подменяли копиями и теперь в частных коллекциях Запада известно несколько десятков картин, которые претендуют на авторство Рафаэля. Но наши музейщики уверены, что подпись на платье Мадонны могла принадлежать только кисти Рафаэля. В дальнейшем картина хранилась в различных музеях, а в 1978 году благодаря покровительству бывшего тагильчанина, министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева была перевезена в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В 1979 году Луврский музей организовали выставку в музее Конде (замок Шантильи), на которой публике была представлена расчищенная от позднейших записей и отреставрированная версия «Мадонны с вуалью».



Прогулка
Мадонны

Святое семейство
под дубом

Святое семейство
Франциска I

«Прогулка Мадонны» 1516-1518, находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф.
Картина «Святое семейство под дубом» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель.
Картина «Святое семейство Франциска I» 1518, названа в честь владельца короля Франции Франциска I, сейчас находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Позади фигуры двух ангелов.



Святое семейство (Мадонна
с безбородым Иосифом)

Святое семейство
под пальмой

Святое семейство
Каниджани

Сюжетом картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» (1505 год, Эрмитаж, Санкт-Петер­бург), послужило традиционное изображение Марин, младенца Христа и Иосифа, получившее широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Рафаэль сознательно отказывается от изображения конкретной обстановки и бытовых подробностей. Он стремится прежде всего к передаче внутренней гармонии и идеального настроения, соответствующего этому сюжету.
Юную мать и младенца Санти наделил необыкновенно привлекательной внешностью. Иосиф, немолодой человек с очень характерными очень земноыми и далеко не привлекательными чертами лица, является разительным контрастом идеальной возвышенной красоте Марии. Вероятно, в образе Иосифа Рафаэль дал портрет конкретной личности — заказчика картины. Во всяком случае, эта фигура, очевидно написанная с натуры, воссоздана безо всяких прикрас, с характерными чертами и выражением лица модели.
Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» 1506, находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Как и на предыдущей картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой).
Картина «Святое семейство Каниджиани» 1507, находится в Мюнхене (Старая пинакотека). Она написана Рафаэлем по случаю бракосочетания благородного флорентийца Доменико Каниджани с Лукрецией Фрескобальди в 1507 году и, возможно, украшала супружескую спальню, либо домашнюю капеллу флорентийского дворца, поныне сохранившегося в квартале Санто Спирито. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Художнику удалось подчеркнуть изящество и жизненность фигур классического сюжета, четкость и легкость деталей.
Во всех следующих пяти картинах чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.



Мадонна Пасадина

Мадонна Диоталлеви

Мадонна Солли

«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.
«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.
«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.



Мадонна
с младенцем и святыми

Мадонна
Конестабиле

Мадонна
Конестабиле

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умб­рийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле. Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом.
Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

Еще можно говорить о некоторой робости ученика Перуджино, не утратившего связей с учителем. Когда картину переводили с дерева на холст, оказалось, что первоначально Мария держала в руке гранатовое яблоко— точно так же как на одном из рисунков Перуджино.

Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма. В эрмитажной картине он представил Марию с младенцем за чтением книги. Оттенок легкой грусти в лице юной мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный умбрийский пейзаж с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями. Синий плащ Марии тонко согласован по цвету с голубым небом, с холодными оттенками зеленых холмов, озера и далеких снежных гор, и в целом цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты.
Образная концентрация здесь усилена как в самом действии — Мария и младенец взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, — так и в композиции — в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины, и, наконец, в том, что сама форма картины с круглым обрамлением придает образному замыслу характер особой завершенности. Форма тондо применялась и в кватроченто, но там она использовалась иначе: либо композиция строилась без должного использования возможностей картины круглых очертаний, либо, напротив, очертания картины подчиняли себе естественность группировки фигур. В отличие от мастеров XV века в картине молодого Рафаэля наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.
Основная особенность картины — пронизывающее чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны, и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. Природа играет роль аккомпанемента образу мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. И в природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта мадонны — задумчивая ясность и вокруг нее то же настроение. Картина задумана специально для небольшого формата. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Она вся выдержана в мягких округлых линиях: плечо мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.



Мадонна Купер (Малая)

Мадонна Купер (Большая)

Мадонна дель Грандука

«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).
На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.
Картина написана в свойственной Рафаэлю манере, в приглушённых тонах, которые, тем не менее, передают всю атмосферу картины и создают эффект присутствия Мадонны и её младенца.
«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.
«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).
Традиции умбрийского кватроченто ещё очень сильно сказываются в лирической мягкости настроения. В образе Мадонны подчёркнута кротость — в её опущенных глазах, в некоторой робости жеста, которым она держит младенца. Этому перуджиновскому настроению вполне соответствует композиционная структура картины — простые параллельные вертикали фигур Мадонны и младенца, однообразие которых лишь чуть нарушено легким наклоном головы Мадонны. Только в одном отношении Рафаэль отдаёт дань тогдашним флорентийским требованиям — тёмный фон, из которого мягко мыслится группа Мадонны с младенцем. Очевидно, что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского полумрака, стремясь добиться той сумрачной дымки (сфумато), которая так поразила его в картинах Леонардо. Вообще же таинственность полумрака не соответствует природе Рафаэля, и в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Там требовали больше свободы, больше движения.
Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает и зеленеет, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль во Флоренции. Здесь нет ничего сверх чувствительного, как в произведениях в Умбрии; художник вдохнул полной грудью, вгляделся в окружающую его живую толпу и, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне.



Мадонна Темпи

Мадонна на троне

Мадонна в голубой диадеме

«Мадонна Темпи» 1508, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене в Старой пинакотеке. «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. На картине Мария с тихой радостью прижимает ребенка к своей груди, готовясь осыпать его поцелуями . . . Но художник не дозволяет ей исполнить это, как бы находя, что в поцелуе уже слишком много земной страсти, недостойной того почтения, которое подобает, хотя бы и горячо любимому, божественному сыну.
На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя.



Мадонна с гвоздиками

Мадонна Орлеанская

Мадонна Колонна

«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.
«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.
Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадон­ны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.
В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена. Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке. Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.
Здесь Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных Леонардо да Винчи диагоналях, чтобы преодолеть сухой параллелизм направлений. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». Группа богаче движением и пластическим контрастом. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. То же двойное движение в фигуре Богоматери — её взгляд направлен влево вниз, её рука с книгой указывает вправо вверх.
Младенец приобретает невиданную прежде резвость, игривость, порой даже черты озорства — и в глазах, и в улыбке, и в поведении: он настойчиво тянет ручку за корсаж матери, так что ей движением и взглядом приходится его увещевать.
«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.



Мадонна
Алдобрандини

Мадонна в кресле
(Мадонна делла Седиа)

Мадонна в шатре
(Мадонна делла Тенда)

«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Се­дия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.
«Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Герои картины принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.
Перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа — крепко и порывисто прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. На Марии мы видим яркий узорчатый платок с бахромой, какие в то время носили крестьянки в окрестностях Рима. Ничто не напоминает в ее облике о богоматери, поклоняющейся божественному младенцу — перед нами полная гордости, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов. Рафаэль находит бесподобную по стройности архитектонику композиции, ее единство складывается из мощного, широкого ритма, плотной заполненности картины, динамики поз и жестов. Картина пронизана ощущением жизненной энергии; мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых, розово-красных и изумрудно-зеленых тонов.
Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница (подробнее о ней буде рассказано ниже). Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви великого живописца, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля, однако он, по-видимому, все же не был единственным. Ибо вот что мы читаем в письме Рафаэля:

«Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц... Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Я не знаю, имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть».

Тема материнства воплощена в этой произведении более глубоко, нежели в прежних образах. В объятии Марии передано чувство глубокой материнской любви, и сама форма тондо, охватывающая фигуры и объединяющая их в нерасторжимое целое, воспринимается здесь как необходимый элемент в выражении этого чувства.
Название картине «Мадонна в шатре» 1513-1514, дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.



Мадонна под балдахином

Мадонна ди Фолиньо

Мадонна дель Импаннато

На картине «Мадонна под балдахином» справа от Богоматери, то есть на самом главном месте, стоят Святой Бернар, которому посвящена капелла, но который был еще и дедом Пьеро, и апостол Петр, чье имя носил заказчик.
«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.
Картина находится в галерее Палатина во Флоренции.
В сильном движении представлен и младенец Христос. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной н аивного благочестия. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий, и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического.
«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи — «Сикстинской мадонне». Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.
Рафаэль по-новому трактует традиционную схему торжественного алтарного образа. Это небесное явление Мадонны, окруженною множеством херувимов, предстоящим святым и заказчику. Деление на две сферы придает сюжету идеальный характер. Это идеальное, неземное начало воспаряющей на облаке Марии, а большой золотисто-оранжевый круг мистического света за ее фигурой кажется своего рода огромным нимбом. Однако все элементы, все мотивы композиции связывают обе части. Взгляд Марии обращен вниз, а коленопреклоненный заказчик и святые смотрят на мадонну. Эта духовная связь персонажей поддерживается композиционным единством.
Интересный факт. В центре картины написан пейзаж с городом Фолиньо, который охватывает яркая дуга света, обозначившая или падающий метеорит, или молнию, ударивших рядом с домом Конти, но не повредивших его. В память об этом счастливом избавлении от опасности и была заказана картина
Картина сейчас хранится в Ватиканской пинакотеке.



Мадонна Бельведерская
(Мадонна в зелени)

Мадонна
(Прекрасная садовница)

Мадонна
со щегленком

Во Флоренции Рафаэль создал цикл мадонн, свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины, принадлежащие к наиболее известным: «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Мадонна со щегленком» (1506, галерея Уффици, Флоренция) и «Мадонна-садовница» (1507, Лувр, Париж). Они представляют собой варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы-темы материнской любви, светлой и безмятежной. Во всех трех картинах фигуры группируются в восходящую к Леонардо, пирамидальную композицию; плавность контуров и пластика объемов составляют основу их изобразительного языка. Мягкий лиризм этих образов усиливается уже испытанным у Рафаэля мотивом — развернутым пейзажным фоном.
Лучшая из названных работ — венская «Мадонна в зелени», которая выделяется красотой идеального типа Марии. Что касается двух других работ, то в них появляется тот оттенок сентиментальности и внешней красивости, который в последующие века привлек к Рафаэлю почитателей академического толка, но который отнюдь не является сильной стороной художника, в лучших своих произведениях свободного от этого недостатка.
«Мадонна со щегленком» — одна из любимых картин Вазари: «Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».



Мадонна Террануова


Мадонна Эстерхази


Мадонна Альба


Мадонна Альба

Мадонна Альба

Мадонна Альба

Название картина «Мадонна Террануова» 1504-1505 получила по одному из владельцев, итальянскому герцогу Террануова. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. На последней флорентийской картине мастера изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Картина не закончена, но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля: его мастерства композиции, соотношения масс, пластичности и ритмики движений, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма.
«Мадонна Альба» — одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил; тем же годом датирована его «Афинская школа». Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне.
Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
Центром композиции служит небольшой крест из тростника, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Христу. Именно на крест — символический образ крестной жертвы — устремлены все взгляды. В отличие от неподвижных мадонн средневековья, фигуры гармонично вписаны в пейзаж и взаимодействуют друг с другом, образуя композиционное единство. Протянутая к Иоанну рука Марии и складки её одеяний уравновешивают это динамичное построение. Эскизы к полотну сохранились в нескольких европейских музеях.
В 1528 году Климент VII доверил Джовио епископскую кафедру на юге Италии. Эти земли находились под скипетром испанского короля, и в 1686 году неаполитанский вице-король, граф-герцог Оливарес, добавил картину к своей коллекции. Название «Мадонна Альба» картина получила в XVIII веке, когда она висела в севильском дворце наследников Оливареса — герцогов Альба.
Из рук последней представительницы испанского рода, герцогини Альба, семейная реликвия перешла к доктору, который занимался ее лечением. Хотя впоследствии он попал под суд за попытку отравить герцогиню, ловкий лекарь успел продать полотно датскому послу, графу де Бурку. От него картина попала в руки лондонских дельцов, о чём услышал царский эмиссар Франц Лабенский. По наказу Николая Павловича он в 1836 году за 14 тысяч фунтов приобрёл одну из самых знаменитых мадонн Рафаэля. После прибытия в Россию картина в связи с её неважной сохранностью была переведена на холст, при этом была повреждена часть пейзажа справа.
В России «Мадонна Альба» пробыла почти столетие. Воспитанникам Императорской Академии художеств внушали, что это идеал изобразительного искусства. Копия с оригинала, выполненная академистом Бруни, до сих пор висит в Михайловском замке. По воспоминаниям художника, когда он занимался реставрацией полотна, императрица Александра Фёдоровна выразила желание повесить тондо в своём кабинете. Император, хотя и редко в чём ей отказывал, заметил в шутку: «Жирно будет». По его указанию Бруни изготовил копию и для императрицы.
С началом эрмитажных распродаж 1931 года «Мадонну» продали за 2 500 000 рублей американскому магнату Эндрю Меллону. Вместе с нею Меллон приобрёл и второго эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за половину её цены. Третья и последняя картина кисти Рафаэля в СССР, «Мадонна Конестабиле», из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена более чем в 10 раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 000 рублей); её вывезли за границу, но не смогли найти покупателя и на такую цену.
По курсу рубля к доллару покупка Меллона оценивалась в 1,1 млн. долларов: это было первое произведение искусства, цена которого превысила миллион долларов. Рекорд «Мадонны Альба» продержался 30 лет, до приобретения музеем «Метрополитен» рембрандтовского «Аристотеля». При создании Национальной галереи в 1937 году Меллон преподнёс свою коллекцию старых мастеров в дар американской нации. В сентябре 2004 года «Мадонна Альба» на короткое время вернулась в Россию и экспонировалась в стенах Эрмитажа.



Бриджуотерская мадонна

Мадонна с рыбой

Сикстинская мадонна

Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина хранится Эдинбурге в Национальной галерее Шотландии.
«Мадонна с рыбой» 1514, находится мадридском Музее Прадо. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу).
«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
В XIX и XX веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
Русский поэт Василий Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как о воплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души:

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею.
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит откровенья, благодатные сердцам.
...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами... И Рафаэль подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне?

Виссарион Белинский писал из Дрездена Боткину, делясь с ним впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Два великих русских писателя, Лев Толстой и Федор Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь на картину, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
Александр Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние. Иван Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. А русский революционер Михаил Бакунин во время дрезденского восстания в XIX веке мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.


Афанасий Фет посвятил картине сонет:
      Вот Сын Ее, — Он, тайна Иеговы,
      Лелеем Девы чистыми руками.
      У ног Ее — земля под облаками,
      На воздухе — нетленные покровы.
      И, преклонясь, с Варварою готовы
      Молиться Ей мы на коленях сами,
      Или, как Сикст, блаженными очами
      Встречать Того, Кто рабства сверг оковы.
      Как ангелов, младенцев окрыленных,
      Узришь и нас, о, Дева, не смущенных:
      Здесь угасает пред Тобой тревога.
      Такой Тебе, Рафаэль, вестник Бога,
      Тебе и нам явил Твой сон чудесный
      Царицу жен — Царицею Небесной!


Когда некоему юному студенту стало известно о картине Рафаэля, он незамедлительно отправился из Лейпцига в Дрезден. «Это целый мир, — восторженно напишет он, — великолепный красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, что-бы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным». Студента звали Иоганн Вольфганг Гёте.
Об этом произведении сказано очень много, преимущественно в самых восторженных тонах, вполне уместных и оправданных. Босоногая простая юная Мадонна одета в плащ светлых, спокойных тонов, на голове покрывало — знак замужества. Она держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. Взгляд Марии, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына; она знает, что впереди неумолимо грядет Голгофа. Лицо её — воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Слева виднеется фигура Папы Сикста IV, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан. Принявший мученическую смерть и причисленный к лику святых, Сикст IV просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Справа от Мадонны находится святая великомученица Варвара. Ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. Обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг.

Некоторым «знатокам от искусства», которые любят «жареное», кажется, что папа римский, изображён Рафаэлем на картине с шестью пальцами на правой руке, поскольку он Сикст, то есть на латыни Шестой. На самом деле кажущийся «шестой палец» («мизинец») является частью внутренней стороны ладони. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть картину при высоком разрешении (для этого нажмите на изображение лупы под картиной).

Обратим внимание на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый занавес, прикрывающий верхние углы картины. Этим не только концентрируется внимание на ликах Мадонны и Младенца, но и подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с жертвенной решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у женщины с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти мир?
Знаменитейшая из всех картин Рафаэля Санти, составляющая ныне главное, неоценимое сокровище Дрезденской галереи была написана мастером для монастыря святого Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.

В феврале 1945 года Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке английской и американской авиации, в результате чего город был полностью разрушен. Число жертв составило от 25 до 40 тысяч человек. Дрезденская картинная галерея «Цвингер» и Опера Земпера были разрушены практически до основания.
После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны. Восстановление центра города заняло почти сорок лет.
В конце Второй мировой войны гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи, и таки нашли. «Сикстинская Мадонна» была отправлена в Москву на реставрацию, а в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами (1240 !!!) картин в Дрезден.

    При посылке Рафаэлевой иадонны
В часы тяжелых дум, в часы разуверенья,
Когда находим жизнь мы скучной и пустой
И дух слабеет наш под бременем сомненья,
Нам нужен образец терпения святой.
А если те часы печали неизбежны
И суждено вам их в грядущем испытать,
Быть может, этот Лик, спокойный, безмятежный,
Вам возвратит тогда и мир и благодать!
Вы обретете вновь всю силу упованья,
И теплую мольбу произнесут уста,
Когда предстанет вам Рафаэля созданье,
Мадонна Чистая, обнявшая Христа!
Не гасла вера в Ней и сердце не роптало,
Но к небу мысль всегда была устремлена;
О, будьте же и вы - что б вас ни ожидало -
Исполнены любви и веры, как Она!
Да не смущает вас душевная тревога;
Да не утратите средь жизненного зла,
Как не утратила Святая Матерь Бога,
Вы сердца чистоты и ясности чела.
                              Алексей Плещеев

                О Красоте
По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.
Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.
И в сорок пятом, в сорок пятом
она светила нам в пути
и помогла моим солдатам
ее из пламени спасти.
Для всех людей, для всех столетий
они свершили подвиг свой,
и этот подвиг стал на свете
примером красоты земной.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.
Прощай, Сикстинская Мадонна!
Счастливого тебе пути!
              Маргарита Алигер

Рафаэль и Форнарина. Искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии? Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа с «Донной Велатой». Иные просто утверждают, что Рафаэль был вдохновлен Форнариной, своей последней и беззаветной привязанностью.
Большинство искусствоведов соглашаются, что Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518-1519) и «Донна Велата» (1514-1515). Вероятнее всего она и послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия», «Фригийскую сивиллу», фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).



Донна Велата

(Мадонна делла Седиа)

Форнарина

Шел 1514 год. Тридцатилетний Рафаэль прибыл на виллу Фарнезина, куда его пригласил римлянин Агостино Киджи, богатый землевладелец и банкир. Живописец приступил к росписям главной галереи виллы. Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Как-то под вечер, намаявшись за день на лесах, Рафаэль, чтобы отдохнуть, спустился к реке. Прогуливаясь по берегу Тибра, он неожиданно встретил девушку, которая покорила его, как говорят в таких случаях, с первого взгляда. Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Не девушка — богиня!
Пылкий Рафаэль стал умолять прекрасную незнакомку согласиться быть его моделью, на что девушка, потупясь сказала, что не может дать ответа без согласия отца и жениха. Жениха! Рафаэль был почти в отчаянии — юное создание не свободно. Но не в правилах Рафаэля было отступать. У него в кармане лежало дорогое золотое ожерелье, предназначавшееся его любовнице. Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Тогда Рафаэль, не растерявшись, предложил: если она не может позволить себе просто так принять от него сей скромный дар, тогда пусть купит его... скажем, за десять поцелуев. Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек. Принцем в нашей истории был живописец-гений, а роль пастушки выполняла 17-летняя дочь простого пекаря Маргарита Лути.
На следующий день художник пришел к папаше Лути (он жил в районе Трастевере, где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины») за разрешением рисовать его дочь. Тот поначалу был непреклонен, но увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. И он не только дал свое согласие, но и пообещал взять на себя переговоры с женихом Маргариты Томмазо Чинелли. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого живописца, за что ему дополнительно пришлось уплатить отцу 30 тысяч золотых дукатов.
Рафаэль обожал свою юную форнарину, как он про себя называл ее («форнарина» — значит булочница). Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии. В предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, щедро оплачивая все расходы, включая слуг, садовников и экипажи, он осыпал ее драгоценностями, разодел в дорогие наряды, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил.
Заметив, что приглашенный живописец слишком часто и подолгу отсутствует, и, зная причины, Агостино Киджи предложил Рафаэлю перевезти свою возлюбленную в Фарнезину. Он выделил для нее несколько роскошно убранных комнат рядом с апартаментами художника. Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино, и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение — «Сикстинскую мадонну».
Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника, и его щедрости. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Как-то раз, когда Агостино Киджи заглянул к ней, она обольстила его и тут же доверительно поведала о домогательствах надоевшего ей пастуха. Хозяин виллы тотчас откликнулся на жалобу Маргариты, пообещав избавить ее от наглого мужлана. В ту же ночь четверо в масках схватили Томмазо и доставили в монастырь, настоятелем которого был двоюродный брат Агостино Киджи.
Но в течение шестилетней связи с Рафаэлем Форнарине удавалось обманывать его довольно часто и удачно. Прекрасной ветреница стала любовницей Агостино Киджи, а также обращала внимание на учеников художника. А Рафаэль, не ведавший о неверности своей подруги, почти сгорал в ее объятиях. Врачи, к которым он вынужден был обратиться, констатировали резкое истощение всего организма. Но вместо того, чтобы прописать ему укрепляющие средства, сделали кровопускание, что еще более усугубило тяжелое состояние художника. Рафаэль скончался в самом расцвете лет — в день его смерти, 6 апреля 1520 года, ему исполнилось ровно 37 лет.
По завещанию он оставил своей любовнице достаточно, чтобы вести честную жизнь. Несмотря на это Маргарита не изменила образ жизни. Не прекращая связи с Агостино Киджи, она стала едва ли не самой дорогой куртизанкой Рима.
После смерти синьора Агостино наследники, растратив его богатства, были вынуждены продать виллу семейству Фарнезе.



Эта история произошла с реальными лицами, но я думаю, что в ней много домыслов и непроверенных фактов. Будем считать это легендой!

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда . . . .
                      Анна Ахматова

Нельзя не удивиться слепоте некоторых искусствоведов, не увидевших в Марии мечту Рафаэля. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Черты лица Марии — синтез, символ Матери, обобщенный, наполненный состоянием любви и печали.



Малое святое
семейство

Мадонна на троне
(Мадонна Ансидеи)

Святое семейство
(La Perla)

Картина «Малое святое семейство» 1518-1519, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).
«Мадонна Ансидей» 1505-1507, изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.



Посещение
Марией Елизаветы

Святая
Цецилия

Святая
Екатерина

Одна из вех в развитии алтарной картины — «Святая Цецилия» (1514, Пинакотека, Болонья).
Цецилия — прекрасная римлянка, мученица за веру, считалась изобретательницей органа и покровительницей церковной музыки. Святая слушает пение ангелов и, зачарованная им, роняет на землю трубочки органа. У ног ее лежат разные музыкальные инструменты. Небесная мелодия — воплощение совершенной и вечной гармонии, и музыка земная умолкает при ее звуках.
Картина «Святая Екатерина» написана1508 году и хранится в Национальная галерея Лондона.
Святая Екатерина была юной христианкой из египетского города Александрии. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой. Жениться на ней захотел император Максимиан. Он созвал пятьдесят философов, чтобы убедить девушку в несостоятельности ее христианских взглядов. Екатерина дала ответ на все каверзные вопросы мудрецов и поставила их в тупик. Император приказал сжечь философов живьем. Благодаря проповеди Екатерины в христианство обратилось множество знатных жителей Александрии. Максимиан приказал казнить их. Екатерине же предстояло вынести тяжкие муки на колесе с шипами, но колесо отлетело в сторону. Тогда девушку обезглавили.
Поэтому святую изображают обычно с колесом и пальмовой ветвью (эмблемы мученичества).



Святой Георгий и дракон


Святой Михаил и Сатана


Святой Георгий и дракон


Святой Михаил и Сатана

Видение Иезекииля

Пророк Исайя

На картина «Святой Михаил и Сатана» художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною . . .»
В картине пафос яростной схватки подчеркнут яркими контрастами света и тени. В героическом образе юного архангела с вдохновенным и решительным лицом, в безграничных просторах пейзажа, заливаемых лучами появившегося солнца, выражена вера человека в победу светлого начала.
«Видение Иезекииля» – одно из самых знаменитых сновидений человечества в изображении Рафаэля. Картина написана около 1518 года для графа Винченцо Эрколани из Вероны. Эта картина изображает явление Бога Саваофа иудейскому пророку Иезекиилю.
В Библии говорится, что видение пророку сопровождалось всевозможными природными потрясениями: «бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Четыре таинственных животных явились Иезекиилю среди этого огня, и каждое из них имело четыре лица — человека, льва, тельца и орла. Были у них ещё четыре крыла, два из которых покрывали их тела, два же других скрещивались и скрывали от взора нечто, что они несли и одновременно защищали, и откуда исходили огонь и сияние молнии. Над всем этим пророк узрел сияющее радужным огнем подобие человека.
В картине художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу — показать стремительный полёт. Фигура Саваофа дана в сложном ракурсе: руки его простёрты, волосы развеваются, горячий взгляд устремлён на нземлю. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля» — большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру.



Воскресение


Распятие


Преображение


Христос Благославляющий


Несение креста


Святой Себастьян


Иоанн Креститель


Святая Маргарита


Иоанн Креститель


Сретение


Поклонение волхвов


Благовещение


Положение во гроб


Смерть Анании


Призвание Святого Петра к апостольству


Святой Павел, проповедующий в Афинах


Чудесный улов


Исцеление хромого

The Sacrifce at Lystra


Проповедь Иоанна Крестителя


Шествие на Голгофу

Портреты и другие картины Рафаэля Санти:


Ла Гравида (Беременная)


Ла Мутто (Немая)


Маддалена Дони


Форнарина

Иоанна Арагонская

Донна Велата

Заказчик картины картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (1518 год, Музей Лувр, Париж) — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X. Картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Тем не менее, в портрете Иоанны Арагонской художник показал себя выдающимся колористом, умеющим тонко чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах.
Иоанна Арагонская — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции под заглавием «Tempio alla divina Signora Giovanna d'Aragona, fabricato da tutti i piu genti li spiriti e in tutte le lingue».
Великолепен по живописи женский портрет, называемый «Донна Велата (Дама под покрывалом) (1514, галерея Питти, Флоренция). Пышное атласное платье, превосходно переданные фактурные особенности материала, ожерелье на шее женщины и украшение в её тёмных волосах акцентируют земное обаяние римлянки. Благодаря покрывалу силуэт женщины обрисован единой плавной линией, что как бы подчёркивает достоинство её осанки, всего её облика и вместе с тем придаёт портрету монументальность. Это образ цветущей красоты и женственности, в котором звучат и поэтические ноты, его одухотворяющие.
Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля, изображенная на полотне «Форнарина».



Аньоло
Дони


Биндо
Альтовити


Портрет молодого
человека с яблоком


Папа
Юлий II

Бальтасар Кастильоне,
Лувр, Париж

Папа Лев X с двумя
кардиналами

На «Портрете папы Юлия II» (в миру — Джулиано делла Ровере) 1511, галерея Уффици, Флоренция, изображен старик, поражающий кроткой задумчивостью. Папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии — во время депрессии и болезни.
Но на самом деле, он был человек неукротимой энергии, вспыльчивый и своенравный. Он проявил себя политиком, дипломатом, но прежде всего — полководцем, за что и получил от современников прозвище Грозный (pontifice terribile). Заговоры, убийства, войны . . .
Назначенный кардиналом своим дядей Сикстом IV, он энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве. После смерти папы Пия III вступил в борьбу за Святой престол, подкупил значительную часть кардиналов и конклав отдал тиару ему. Его понтификат был непрерывной чередой войн. Папа, нисколько не смущаясь, менял рясу на панцирь военачальника и не раз сражался с мечом в руках в первых рядах армии, что в общем-то канонически запрещено священнослужителю. В результате войн территория папского государства была значительно расширена.
Юлий II вошел в историю не только как папа-воин, но и как самый выдающийся меценат эпохи Возрождения. Рим к концу его царствования, по свидетельству современников, из грязного плебейского города преобразился в великолепную столицу мирового владыки. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться монументальными памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры.
«Портрет Бальтасара Кастильоне» (1516, Лувр, Париж) — это портрет друга Рафаэля, итальянского гуманиста, дипломата, философа, поэта. Его руки сложены на коленях, глаза спокойно смотрят на зрителя. По-видимому, так внимательно и дружелюбно следил Кастильоне за работой мастера, которого высоко почитал как художника и искренне любил как человека.
Кастильоне снискал мировую славу книгой диалогов «Придворный», в которой нарисовал идеального придворного. Эта книга — одновременно и моральный трактат, зерцало для начинающих придворных, пособие, наставляющее их благонравию, изысканным манерам, чего требует жизнь при дворе, и замечательное художественное творение, которое кто-то остроумно назвал «рафаэлевской прозой».
Создавая портрет Кастильоне Рафаэль материализовал в реальном образе идеал совершенного человека эпохи Возрождения.
С большей объективностью написал Рафаэль «Портрет папы Льва X с кардиналами» (1517-1518, галерея Уффици, Флоренция). Мясистое, одутловатое лицо с близорукими, навыкате глазами, оплывший подбородок, грузная фигура — облик человека, ценящего радости жизни.
Последние семь лет своей жизни Рафаэль работал при Льве X (в миру — Джованни де Медичи), сыне Лоренцо Великолепного, властителя Флоренции. В возрасте 13 лет папа Иннокентий VIII назначил юного Джованни кардиналом. Он принял участие в сражении с французскими войсками под Равенной в 1512 году и попал в плен, из которого ему удалось бежать.
Тридцативосьмилетний кардинал Джованни был избран папой в результате почти единодушного голосования кардиналов. Новый папа был прямой противоположностью своему суровому и воинственному предшественнику. Эпоха папы Льва Х в Италии была временем чувственной культуры, необыкновенной пышности и роскоши. Его самым любимым развлечением были охота и устройство великолепных празднеств с театральными представлениями, балетами и танцами. На эти развлечения папа ежегодно расходовал вдвое больше той суммы, что приносили папские имения и рудники. Таким образом, он растранжирил весь золотой запас, который оставил ему в наследство Юлий II.
Рафаэль показал папу, сидящим с лупой в руке перед книгой, украшенной драгоценными миниатюрами. Лев X был большим любителем редких книг и красивых вещей, он покровительствовал художникам и сам занимался музыкой и изящной словесностью.



Дама с единорогом

Лоренцо Медичи

Портрет девушки

Картина «Дама с единорогом» (1505-1507) хранится в римской галерея Боргезе и написана по мотивам популярного во времена ренессанса мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники. Единорог является символом чистоты и целомудрия. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Стилизованный единорог на картине Рафаэля больше похож на милого домашнего зверька. Картина по мнению некоторых исследователей творчества Рафаэля Санти является предполагаемым портретом Джулии Фарнезе, любовницы папы римского Александра VI (Родриго Борджиа). Точных подписных портретов Джулии не сохранилось, но предполагается, что она изображена на нескольких женских портретах, где написана дама с единорогом, который являлся геральдическим животным семьи Фарнезе.
В описи галереи Боргезе она долгое время числилась как «Портрет Святой Екатерины с колесом». Но причем тут колесо и святая Екатерина, когда у нас «Дама с единорогом»? Однако со зрением и с логикой у хранителей галереи все было в порядке: что видели, то и описывали. В 1920-е годы знаменитый искусствовед Роберто Лонги в связи с этим впервые применил рентгеноскопию для исследования живописи. Обнаружилось, что и впрямь святая Екатерина с колесом не при делах: этот сюжет возник в результате переделки первоначального изображения, где дама фигурировала без накидки на плечах, а вместо орудия пытки у нее на руках возлежал маленький единорог.
Следующая реставрация 1959 года, при которой было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога это место занимала собака, символ супружеской верности. Однако, поскольку тут красочный слой был намного сильнее утрачен, убирать единорога не стали.



Аллегория, Сон рыцаря

Грации

Почти миниатюрная по размерам композиции «Сон рыцаря» (Лондон, Национальная галлерея) — одна из самых ранних дошедших до нас работ Рафаэля. Она выполнена около 1500 года, то есть примерно в семнадцатилетнем возрасте. Уже она могет служить свидетельством приобщения юного мастера к гуманистической культуре.
Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.
Составляющие диптих с предыдущей картиной, «Три Грации» (1504-1505, Музей Конде, Шантийи) символизируют бессмертие, ибо в руках у них золотые яблоки Гесперид из древнего мифа.

Капеллы, станцы, лоджии и виллы (росписи):

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов семейной капеллы Киджи (1513-1514) в церкви Санта Мария делла Паче (церковь Богородицы Миротворицы) в Риме. Церковь построена при папе Сиксте IV в благодарность Богородице по случаю заключения договора о мире. Крытую аркаду к церки пристроил архитектор Браманте, а очаровательный полукруглый портик создал да Кортона. Интерьер украшают знаменитые фрески Рафаэля «Пророки и сивиллы».
Первоначально Сивилла — собственное имя одной из прорицательниц. По традиции первой сибиллой, от которой получили свое имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо. На фреске изображены четыре сивилл (Кумская, Персидская, Фригийская и Тибуртинская) в окружении ангелов.





По заказу своего покровителя Агостино Киджи Рафаэль также построил изящную погребальную капеллу Киджи (1512) в церкви Санта Мария дель Пополо, от которой берёт название большая пьяцца (площадь) дель Пополо. В капелле похоронены братья-банкиры Киджи.
Интерьер капеллы являет образец редкого для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, — росписей, мозаики, скульптуры. Мозаика в куполе капеллы принадлежит Рафаэлю и по его же эскизам ученик великого художника Лоренцетто исполнил фигуры Ионы и Илии.
До конца XVI века внутри храма висели написанные Рафаэлем специально для этой церкви портрет Юлия II и Мадонна дель Пополо (Мадонна с вуалью).




К числу лучших работ Рафаэля относятся выполненные полные языческой жизнерадостности фрески «Триумф Галатеи» и фрески в лоджии Психеи на вилле Фарнезина (Villa Farnesina) в Риме. Выполнены также по заказу Киджи.
Успехи Рафаэля во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим.
В то время папский престол занимал Юлий II, который внес свойственный ему размах в художест­венную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля вступило в фазу высочайшего подъема.
По свидетельству Вазари, Браманте, который был главным архитектором при папе Юлии II упросил папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Роспись станц должна была явиться плодом строго продуманной программы, посвященной прославлению церкви.
Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Рафаэль начал работу над фресками, когда ему было всего двадцать пять лет. Росписи станц выполнялись Рафаэлем совместно с учениками в течении 12 лет в 1509-1517 годы (роспись зала произведена после смерти мастера). Лучшие из этих фресок принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Выбор сюжетов для них несомненно предопределен папой.
Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем в 1514—1517 годах. Темы росписей взяты из истории папства.
Четвёртое помещение — Зал Константина (Stanza di Constantino). Этот зал расписали ученики Рафаэля, поэтому он менее известен.


Чтобы посмотреть росписи лоджий и станц, кликните мышкой по фотографии


лоджия виллы Фарнезина



станца делла Сеньятура



станца д’Элиодоро



станца дель Инчендио ди Борго


зал Константина


лоджия папы Льва Х