СОШ 8 Подольск, творчество Рембрандта
главная страница






Автопортреты Рембрандта


Автопортрет
в молодости


Автопортрет



Юношеский
автопортет, 1629


Автопортрет


Автопортрет с
Саскией на коленях

Автопортрет
у мольберта

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы...
После кратковременного обучения в Лейденском университете Рембрандт решил посвятить себя искусству. В 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта этого периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма. Художнтк впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
В 1632 Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. 1630-е годы — период семейного счастья и художественного успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюлпа», в которой он новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности. Свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, наполненной светом, красочной гаммой.
Библейские композиции несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда»). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная», в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства.
В 1642 году судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту — умирает Саския. В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 году он потерял свою вторую жену Хендрикье Стоффелс, а в 1668 году — сына Титуса).
В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и этическую проблематику позднего творчества художника. С мастерством он воссоздает в нем гамму глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Рембрандт оказал влияние на многих известных художников.

Картины Рембрандта на мифологические и античные сюжеты:


Даная


Похищение Европы


Даная


Похищение Европы


Похищение Прозерпины


Андромеда, прикованная
к скале, 17 век, Гаага


Юнона, 17 век,
Метрополитен, Нью Йорк


Похищение
Ганимеда, 1635


Гомер,
1663, Гаага


Аристотель с бюстом
Гомера, 1653


Венера и Амур,
17 век, Лувр, Париж


Флора



Флора, 1634, Эрмитаж,
Санкт-Петербург


Флора, 1634, Эрмитаж,
Санкт-Петербург, фрагмент

Картины Рембрандта на библейские сюжеты:


Пир Валтасара, 1635,
Национальная галерея, Лондон


Агарь покидает дом
Авраама, 1635


Давид и Урия,
1654


Артаксеркс, Аман и Эсфирь,
1660, ГМИИ, Москва


Ослепление Самсона филистимлянами,
1636, Франкфурт


Свадьба Самсона,
1638, Дрезденская галерея


Даниил и Кир перед идолом,
1633, Музей поля Гетти, Лос-Анджелес


Сон Иосифа,
1645, Картинная галерея, Берлин


Самсон и Далила,
1628, Картинная галерея,
Берлин


Самсон угрожает тестю,
1635, Картинная галерея,
Берлин


Давид и Ионафан,
1642, Эрмитаж,
Санкт-Петербург


Жертвоприношение
Авраама, 1635,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Иосиф, Потифар и
его жена, 1655,
Картинная галерея, Берлин


Исаак и Ревекка, 1668,
Государственный музей,
Амстердам


Эсфирь, 1633, Национальная
галерея Канады, Оттава


Иаков, благословляющий
сыновей Иосифа, 1656,
галерея, Кассель


Валаамова
ослица, 1626

Иеремия, скорбящий о
гибели Иерусалима, 1630,
Государственный музей,
Амстердам


Давид и Урия,
1665, Эрмитаж,
Санкт-Петербург



Моисей, разбивающий
скрижали Завета, 1659,
Картинная галерея,
Берлин


Вирсавия, 1654,
Лувр, Париж


Сусанна и
старцы, 1647


Сусанна,
1637, Гаага


Иаков, борющийся
с ангелом, 1660



Архангел Рафаил
покидает семью Товия,
1637, Лувр, Париж


Товий и Анна с козленком,
1626, Государственный музей,
Амстердам


Бегство в Египет, 1625



Поклонение пастухов, 1646,
Национальная галерея, Лондон


Поклонение волхвов, 1632



Святой Симеон, Национальный
музей, Стокгольм


Святое семейство, 1645,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Сретение,
1631, Гаага


Симеон в храме,
1628, Гамбург


Изгнание торгующих из
храма, 1626, ГМИИ, Москва


Голова Христа



Христос, являющийся
Марии Магдалине, 1638,
Королевское собрание, Лондон


Христос и грешница, 1644,
Национальная галерея,
Лондон


Христос, являющийся
Марии Магдалине, 1651, Музей
герцога Ульриха, Брунсвик


Христос и самарянка, 1659,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Притча о безумном богаче,
1627, Картинная галерея, Берлин


Побиение камнями святого Стефана,
1625, Музей изящных искусств, Лион

Иуда, возвращающий
сребреники, 1629


Возвращение блудного сына, 1668, Эрмитаж, Санкт- Петербург



Неверие Святого Фомы,
1634, ГМИИ, Москва



Читающая пророчица Анна,
1631, Государственный музей,
Амстердам


Евангелист Матфей,
1661, Лувр, Париж



Снятие с креста, 1634,
Эрмитаж,
Санкт-Петербург


Снятие с креста, 17 век,
Старая Пинакотека,
Мюнхен


Воздвижение креста,
1633, Старая Пинакотека,
Мюнхен


Беседа апостолов Петра и Павла,
1628, Национальная галерея
Виктории, Мельбурн

Святой Пётр, 1632,
Национальный музей,
Стокгольм

Апостол Павел
в темнице, 1627

Портреты работы Рембрандта:


Автопортрет с Саскией на коленях, 1635


Ночной дозор, 1642,
Государственный музей,
Амстердам


Ночной дозор, 1642,
Государственный музей,
Амстердам, фрагмент


Ночной дозор, 1642,
Государственный музей,
Амстердам, фрагмент


Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага


Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа,
1632, Гаага


Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа,
1632, Гаага, фрагмент


Портрет старшин цеха шелковщиков,
1662, Государственный музей, Амстердам


Семейный портрет,
1668, Брауншвейг


Портрет Николаса Ретс,
1631, Нью-Йорк


Портрет мужчины
в восточном костюме


Знатный
славянин


Мужской портрет, 1661



Фредерик Рихель на лошади, 1663,
Национальная галерея, Лондон


Портрет отца художника



Портрет матери, 1639,
Музей истории искусства, Вена


Портрет жены брата,
1654, ГМИИ, Москва


Портрет сестры
Рембрандта, 1632


Саскиz,
Картинная галерея, Кассель


Улыбающаяся Саския



Молодая женщина,
примеряющая серьги, 1657


Хендрикье Стоффельс,
1652, Лувр, Париж


Хендрикье Стоффельс, 1658,
Государственый музей, Берлин


Портрет Бартье
Мартенс Домер, 1640


Портрет Яна Сикса с перчаткой,
1654, Амстердам


Артемис, 1634,
Прадо, Мадрид


Портрет старушки,
1649, ГМИИ, Москва


Ян Пелликорн с сыном
Каспаром, 1635, Лондон


Портрет Филипса Лукаса, 1635,
Национальная галерея, Лондон


Портрет ученого, 1631,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет девушки<

Портрет сына Титуса

Человек в шлеме

Другие картины Рембрандта:


Польский всадник


Художник в своей мастерской, 1629


Пейзаж с грозой, 1639


Мельница, 1640, Вашингтон


Буря, 1633, Музей Изабеллы
Стюарт Гарднер, Бостон

Молодая женщина,
купающаяся в ручье

Концерт, 1626