СОШ 8 Подольск, творчество Серова
главная страница






Портреты и фото Серова


Автопортрет, 1880

Репин, Портрет Серова

фото

Серов Валентин Александрович (Valentin Serov) (1865-1911), русский живописец.
Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге в семье известного композитора и музыкального критика Александра Серова. Матери, пианистке Валентине Бергман, не было еще и восемнадцати лет. Отец вскоре умер, а мать поехала продолжать свое музыкальное образование за границу. Воспитывала Валентина тетя Таля, которая и подарила ему краски и даже рассказала о законах перспективы. В имении все жили по правилам дворянско-интеллигентской коммуны, и мальчик тоже должен был выполнять много разной работы по дому. Рисование тетя сделала для него наградой за прилежание. Только через год Валентина отвезли к матери в Мюнхен. Один из рисунков Серова был послан скульптору Антокольскому, который отметил, что у мальчика есть дар к рисованию.
Когда в 1874 году мать и сын Серовы переехали в Париж, Валентин начал ежедневно ходить на занятия к Репину. После возвращения в Москву мальчик начал учиться в прогимназии и продолжал заниматься у Репина. Успешно сдав вступительные экзамены, Валентин Серов учился в Петербургской академии художеств на протяжении 1897-1909 годов. Постепенно Серов начал отдаляться от Репина. Вместе со своими друзьями Врубелем и Дервизом он часто бывал в доме Симоновичей, где и познакомился с Лелей Трубниковой, которая позже стала его невестой, а потом и женой. Но тогда, вскоре после знакомства, Леля уехала работать учительницей в Одессу, а он — в Мюнхен, потом в Амстердам. Из-за границы Валентин Серов писал Леле нежные письма, в которых не раз повторял, что спокойствием и аккуратностью она напоминает ему голландку. В 1889 году Валентин Серов обвенчался с Лелей (Ольгой Федоровной) Трубниковой, и они вместе отправились в Париж. Брак был счастливым, у них родились две дочери и четыре сына.
Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с Врубелем и Коровиным. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем». В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.
С начала 1890 годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало (портреты Коровина, Левитана, Лескова, Римского-Корсакова). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи, Серов предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого.
Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В начале 1900 годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности.
В поздний период Серов связан с «Миром искусства». На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. Серов создаёт несколько героических портретных образов (портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина). В портретах Иды Рубинштейн и Орловой Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели, придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке.
Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки.
В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов даёт собственную интерпретацию античности.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В последние годы Валентин Седов тяжело болел. Врачи нашли у него грудную жабу (стенокардию), попросили бросить курить и поменьше работать. 5 декабря 1911 года Валентин Серов умер.

Картины Валентина Серова на мифологические сюжеты:


Похищение Европы, 1910, Русский музей


Похищение Европы


Одиссей и Навсикая

Одиссей и Навсикая

Ифигения в Тавриде

Пейзажи Валентина Серова:


На террасе в Введенске


Зимой


Полоскание полотна


Заросший пруд,
Домотканово


Октябрь,
Домотканово


Осенний вечер,
Домотканово


Купание лошади


Лошади на берегу


Деревня


Зима, Абрамцево

Старая баня в Домотканово

Портреты Валентина Серова:


Девушка, освещенная
солнцем, 1888

Дети


Девочка с персиками


Летом 1887 года прямо из Венеции молодой Валентин Серов поехал в имение известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. Именно там, как говорил сам художник, с чувством легкого опьянения он написал знаменитый портрет дочки Мамонтова двенадцатилетней Веруши, который получил название «Девочка с персиками».
Был послеобеденный час, и все разошлись отдыхать. В столовой вместе с Серовым осталась только Веруша. Художник захотел написать ее портрет и попросил дать ему десять сеансов. Но писал этот портрет Серов более месяца. И только когда пришла осень и пожелтела, начала облетать листва, хозяева и гости Абрамцева смогли восхититься этим сотканным из мягких переходов розоватых, золотых полутонов, лиричным и возвышенным по звучанию полотном. Нежный румянец на щеках девочки, ее ясные искрящиеся глаза, залитые солнцем волосы, фрукты, янтарные кленовые листья на столе настолько естественны, живы, что, кажется, сам находишься там, за рамой полотна, в чистой, светлой комнате.
Это необычное мягкое перетекание тонов, удивительно точная импрессионистическая передача световоздушного пространства были для русского искусства новыми и необычными. Картина удивляла и завораживала. Когда этот портрет появился на выставке, Павел Третьяков, который уже владел богатейшей коллекцией живописи, уверенно сказал: «Большая дорога перед этим художником!» За «Девочку с персиками» Серову присудили премию Московского общества любителей художеств.



Мика Морозов


Ляля Симонович, 1880


Аделаида Симонович, 1889


Николай II, 1900



Великий князь
Павел Александрович, 1897


Коровин, 1891



Савва Мамонтов, 1887


Иван Забелин, 1892


Князь Юсупов, 1903


Портрет княгини
Зинаиды Юсуповой


Портрет Маргариты
Морозовой, 1910


Портрет Евдокии
Морозовой, 1908


Портрет Сергея
Чоколова, 1887


Портрет Дмитрия
Стасова, 1908


Портрет художника
Левитана, 1893


Портрет Софии
Драгомировой-Лукомской


Портрет княгини
Орловой


Портрет
Гиршман


Портрет Марии
Акимовой, 1908


Портрет Софии
Боткиной, 1899


Портрет Прасковии
Мамонтовой, 1889


Лето, Портрет
Ольги Серовой, 1895


Портрет Марии
Львовой, 1895


Портрет Ольги
Серовой, 1890


Портрет Веры Репиной


Натурщица


Портрет Дервиз с ребенком


Портрет Максима
Горького, 1904


Анна Павлова,
Сильфида, 1909


Портрет балерины
Карсавиной


Портрет актрисы
Ермоловой


Портрет актрисы
Ермоловой


Портрет
Шаляпина


Портрет
Шаляпина


Петр I

Петр II и цесаревна Елизавета

Портрет из Русского музея
(о картине Серова «Портрет Иды Рубинштейн»)


С чеканным стуком падала туфля на каменные плиты храма Шатель, а холодные своды при этом гулко резонировали. Обнаженная высокая женщина с перстнями на пальцах рук и ног всходила на шаткое ложе, как на заклание.
Изгиб ее спины был удивителен, как и вся она. В этой женщине — все приметы времени, в котором она жила. Современники писали: «Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!»
— Кто она? Откуда пришла к нам? Почему столько споров о ней, страстей, которые продолжаются и поныне... А ведь именно для нее (специально!!!) были написаны:

Глазуновым — «Саломея» («Пляска семи покрывал») в 1908 году;
Дебюсси — «Мученичество Святого Себастьяна» в 1911 году;
Равелем — знаменитый балет «Болеро» в 1928 году;
Стравинским — «Персефона» в 1934 году.

27 августа 1904 года. Будущая артистка, Вера Пашенная, скромница в бедном сатиновом платье, пришла в Малый театр держать экзамен при студии. Ее буквально ослепил этот зал, но уже на склоне лет она призналась, что от этого дня «ярко запомнилась только одна фигура!» Мимо нее прошла красавица в пунцовом платье, вся в шорохе драгоценных кружев, за нею волочился длинный шлейф... Так появилась Ида Львовна Рубинштейн, и скоро видный актер и педагог Ленский стал хвастать по Москве своим друзьям:
— А у меня теперь новая ученица — будущая Сара Бернар!..
Ида Рубинштейн родилась в еврейской семье киевского миллионера. Училась в петербургской гимназии. Длинноногая девочка, нервная и томная, «она производила впечатление какой-то нездешней сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной чудесными грезами...»
Ида сознавала обаяние своей поразительной красоты и, казалось, уже смолоду готовила себя к роли околдованно-трагической. Начинала она с изучения русской литературы, которую пылко любила. Ее привлекала тогда художественная декламация. Вскоре Ида оказалась в театре у Комиссаржевской, где она «...не сыграла ровно ничего, но ежедневно приезжала в театр, молча выходила из кареты в совершенно фантастических и роскошных одеяниях, с лицом буквально наштукатуренным, на котором нарисованы были иссиня-черные брови, такие же огромные ресницы у глаз и пунцовые, как коралл, губы; молча входила в театр, не здороваясь ни с кем, садилась в глубине зрительного зала во время репетиции и позже молча же возвращалась в карету».
Комиссаржевская готовила к постановке пьесу Уайльда «Саломея». Ида Рубинштейн должна была выступить в заглавной роли. Библейская древность мира! Всей своей внешностью она как нельзя лучше подходила к этой роли. Известный театровед Светлов писал: «В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода; в ней — гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах — сладострастноокаменелая грация Востока, полная неги...»
Готовясь к этой роли, Ида Рубинштейн прошла выучку таких замечательных режиссеров, как Санин и Мейерхольд. Опытные мастера русской сцены разгадали в Иде тот благородный материал, из которого можно вылепить прекрасную Саломею. Но.., вмешался черносотенный «Союз русского народа». Ополчился на Саломею и Святейший Синод — постановку запретили, театр Комиссаржевской прекратил существование.
А издалека за Идою следили зоркие глаза Станиславского. «Звал же я ее учиться как следует, — сообщил он с горечью отвергнутого учителя, — но она нашла мой театр устаревшим. Была любительницей и училась всему... Потом эти планы с Мейерхольдом, строила свой театр на Неве. Сходилась с Дункан — та прогнала ее. Опять пришла ко мне и снова меня не послушалась!»
«Саломея» увлекала ее. Иде казалось, что она сможет обойти запреты, поставив пьесу в домашних условиях. Не тут-то было! Но в это время она встретилась с непоседой Михаилом Фокиным.
— Научите меня танцевать, — попросила она его.
Этому обычно обучаются с раннего детства, и Фокин глядел на Иду с большим недоверием. Какое непомерно узкое тело! Какие высокие, почти геометрические ноги! Все это никак не отвечало балетным канонам.
Но Фокин был подлинным новатором в искусстве танца. Фокин в балете — то же, что и Маяковский в поэзии.
— Попробуем, — сказал великий реформатор...
Как раз в это время Париж был взят в полон «русскими сезонами». Сергей Дягилев пропагандировал русское искусство за границей. Респектабельный, с элегантным клоком седых волос на лбу, он почти силой увез в Париж старика Римского-Корсакова. «Буря и натиск!» Шаляпин, Нежданова, Собинов. Перед ошеломленной Европой был целиком пропет «Борис Годунов» и вся (без купюр) «Хованщина». Мусоргский стал владыкою европейских оперных сцен. Русский портрет, русские кружева, декорации...
Но Дягилев морщился:
— А где балет, черт побери?
Ида Рубинштейн бросила мужа, оставила дом и, следуя за Михаилом Фокиным, очертя голову кинулась в Европу, как в омут. Вдали от суеты, в тихом швейцарском пансионе Фокин взялся готовить из Иды танцовщицу. Неустанный труд, от которого болели по ночам кости! Никакого общества, почти монашеская жизнь, и только одна забава: хозяин отеля поливал из шланга водою своих постояльцев. Вряд ли тогда Ида думала, что ее ждет слава.
«Русский сезон» продолжался. И вот, когда французы по горло уже были сыты и русской живописью, и русской музыкой, и русским пением, вот тогда (именно тогда!) расчетливый Дягилев подал напоследок Парижу — как устрицу для обжоры! — Иду Рубинштейн.
И оглушающим набатом грянуло вдруг: слава!!!
Валентин Александрович Серов приехал в Париж, когда парижане уже не могли ни о чем говорить — только об Иде, все об Иде. В один день она стала знаменитостью века. Куда ни глянешь — везде Ида, Ида, Ида... Она смотрела с реклам и афиш, с коробок конфет, с газетных полос — вся обворожительная, непостижимая.
Конечно, натура для живописца наивыгоднейшая! Серов увидел ее в «Клеопатре» (поставленной по повести Пушкина «Египетские ночи»). На затемненной сцене сначала появились музыканты с древними инструментами. За ними рабы несли закрытый паланкин. Музыка стихла... И вдруг над сценою толчками, словно пульсируя, стала вырастать мумия.
Серов похолодел — это была царица Египта, мертвенно-неподвижная, на резных котурнах. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно — моток за мотком — освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она идет к ложу любви. Сгиб в колене. Пауза. И распрямление ноги, поразительно длинной! Фокин выработал в танцовщице плоскостный поворот тела, словно на фресках древнеегипетских пирамид. Серов был очарован: все его прежние опыты создания в живописи Ифигении и Навзикаи вдруг разом обрели выпуклую зримость.
— Увидеть Иду Рубинштейн — это этап жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить о том, что такое вообще лицо человека... Вот кого бы я охотно писал!
— А за чем же тогда дело стало? — спросил художник Бакст.
Серов признался другу, что боится ненужной сенсации.
— Однако ты нас познакомь. Согласится ли она позировать мне? А если — да, то у меня к ней одно необходимое условие...
— Какое же?
— Я желал бы писать Иду в том виде, в каком венецианские патрицианки позировали Тициану.
— Спросим у нее, — оживился Бакст. — Сейчас же!
Без жеманства и ложной стыдливости Ида сразу дала согласие позировать Серову обнаженной. Жребий брошен — первая встреча в пустынной церкви Шатель. Через цветные витражи храм щедро наполнялся светом. Пространство обширно... О том, что Серов будет писать Иду, знали только близкие друзья Для остальных — это тайна...
— А не холодно ли здесь? — поежился Серов. Ида изнеженна, как мимоза, и ей (обнаженной!) в знобящей прохладе храма сидеть по несколько часов в день... Вынесет ли это она? Проникнется ли капризная богачиха накалом его вдохновения? И еще один важный вопрос: выдержит ли Ида убийственно-пристальный взор художника, который проникает в натуру до самых потаенных глубин души и сердца? А взгляд у Серова был такой, что даже мать не выдерживала его и начинала биться в истерике: «Мне страшно.., не смотри на меня, не смотри!»
Из чертежных досок художник соорудил ложе, подставив под него табуретки. Он закинул его желтым покрывалом. Впервые он (скромник!) задумался о собственном костюме и купил для сеансов блузу парижского пролетария Этой неказистой одеждой Серов как бы незримо отделил себя от своей экзотичной и яркой натурщицы. «Ты — это ты, я — это я, и каждый — сам по себе!»
Кузина Серова вызвалась во время работы готовить для него обеды на керосинке. Листок бумаги, упавший на пол, вызывал в храме чудовищный резонанс, шум которого долго не утихал. А потому Серов предупредил сестру:
— Ниночка, я тебя прошу: вари что хочешь или ничего не вари, но старайся ничем не выдать своего присутствия. Пусть госпожа Рубинштейн думает, что мы с нею в Шатель наедине...
Никто не извещал улицу о ее прибытии, но вот в храм донесся гул восторженных голосов, захлопали ставни окон, из которых глядели на красавицу парижане, сквозь прозрачные жалюзи в соседнем монастыре подсматривали монахи.
— Вот она! — сказал Серов, и лицо его стало каменным...
Ида явилась с камеристкой, которая помогла ей раздеться.
Серов властным движением руки указал ей на ложе. Молча. И она взошла. Тоже молча. Он хотел писать ее маслом, но испугался пошловатого блеска и стал работать матовой темперой. Лишь перстни он подцветил маслом. В работе был всего один перерыв — Ида ездила в Африку, где в поединке убила льва. Серов говорил:
— У нее самой рот, как у раненой львицы... Не верю, что она стреляла из винчестера. К ней больше подходит лук Дианы!
В работу художника Ида никак не вмешивалась, и он писал ее по велению сердца. Древность мира слилась с модерном. Тело закручено в винт. Плоскость. Рискованный перехлест ног. Шарф подчеркнуто их удлиняет. В фоне — почти не тронутый холст, и это еще больше обнажает женщину. Нет даже стены. Ида в пространстве. Она беззащитна. Она трогательна. И гуляет ветер...
Актриса позировала выносливо, неутомимо, покорно, как раба. Она безропотно выдержала сеансы на сквозняках. Только однажды возник неприятный случай. Храм Шатель пронзил звон кастрюльной крышки. Серов вздрогнул. Ида тоже. Такой восторг, и вдруг — обыденная проза жизни...
— Вам готовят обед? — спросила Ида.
— Извините, — отвечал Серов. — Но у меня нет времени шляться по ресторанам... Чуть-чуть влево: не выбивайтесь из света!
Серов закончил портрет и вернулся на родину. В Москве мать живописца среди бумаг сына случайно обнаружила фотокопию с портрета Иды.
— Это еще что за урод? — воскликнула она.
Во взгляде Серова появился недобрый огонек:
— Поосторожней, мама! Поосторожней...
— Ида Рубинштейн? — догадалась мать. — И это красавица? Это о ней-то весь мир трубит? Неужели она поглотила лучшие твои творческие силы в Париже? Разве это красавица?
— Да, — отвечал Серов, — это настоящая красавица!
— И линия спины, по-твоему, тоже красива?
— Да, да, да! — разгневался сын. — Линия ее спины — красива!..
В 1911 году серовская «Ида» поехала на Всемирную выставку в Рим. Скандал, которого Серов ожидал, разразился сразу...
Впрочем, единства мнений в критике не было. Проницательный Серов сразу заметил, что портрет Иды Рубинштейн, как правило, нравится женщинам... Серова поливали грязью. Про его «Иду» говорили так:
— Зеленая лягушка! Грязный скелет! Гримаса гения!
Серов всегда был беспощадным реалистом, но в портрете Иды он превзошел себя: еще несколько мазков, и портрет стал бы карикатурой. Серов остановил свой порыв над пропастью акта вдохновения, как истинный гений! Дитя своего века, Серов и служил своему веку: над Идою Рубинштейн он пропел свою лебединую песню и оставил потомству образ современной женщины-интеллигентки в самом тонком и самом нервном ее проявлении... Из Рима портрет привезли в Москву, и здесь ругня продолжалась. Илья Репин назвал «Иду» кратко:
— Это гальванизированный труп!
— Это просто безобразие! — сказал Суриков...
Серов умер в разгаре травли. Он умер, и все разом переменилось. Публика хлынула в Русский музей, чтобы увидеть «Иду», которая стала входить в классику русской живописи. И постепенно сложилось последнее решающее мнение критики: «Теперь, когда глаза мастера навеки закрылись, мы в этом замечательном портрете Иды не видим ничего иного, как только вполне логическое выражение творческого порыва. Перед нами — классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка...»
Ида Львовна не вернулась на родину. Она продолжала служить искусству за границей. Дягилев, Фокин, Стравинский, Бенуа — вот круг ее друзей. Абсолютно аполитичная, Ида вряд ли представляла себе значение перемен на родине. Но она никогда не принадлежала к антисоветскому лагерю.
Писатель Лев Любимов в 1928 году брал у Иды в Париже интервью. Она ошеломила его: все в ней было «от древнего искусства мимов». В тюрбане из нежного муслина, вся в струистых соболях, женщина сидела, разбросав вокруг розовые подушки.
— Напишите, — сказала она, — что я рада служением русскому искусству послужить и моей родине...
Как-то я взял в руки прекрасную книгу «Александр Бенуа размышляет». Раскрыл ее и прочитал фразу: «Бедная, честолюбивая, щедрая, героически настроенная Ида! Где-то она теперь, что с нею?..»
Ида Рубинштейн всегда считала себя русской актрисой. Но гитлеровцы, оккупировав Францию, напомнили ей, что она не только актриса, но еще и... еврейка! В этот момент Ида проявила большое мужество. Она нашла способ переплыть Ла-Манш и в Англии стала работать в госпиталях, ухаживая за ранеными солдатами. Под грохот пролетающих «фау» она исполняла свою последнюю трагическую роль.
После войны Ида вернулась во Францию, но мир забыл про нее. Иные заботы, иные восторги. Ида Львовна перешла в католическую веру и последние десять лет жизни провела в «строгом уединении». Она умерла в 1960 году на юге Франции. Мир был оповещен об этой кончине скромной заметкой в одной парижской газете.
Когда будете в Русском музее, посмотрите на Иду внимательнее. Пусть вас не смущает, что тело женщины того же цвета, что и фон, на котором оно написано. Серов всегда был в поисках путей к новому. Пусть слабый топчется на месте, а сильный — всегда рвется вперед.       (Валентин Пикуль)