СОШ 8 Подольск, творчество Тьеполо
главная страница






Портрет Тьеполо


Тьеполо Джованни Баттиста (Giovanni Battista Tiepolo) (1696-1770), итальянский живописец. Испытал влияние Веронезе и Пьяццетты; работал в Венеции и ее окрестностях, а также в Милане, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах.
В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами. К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные им в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов.
Яркой эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо («Триумф Амфитриты», «Поклонение волхвов»). Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.
Тьеполо известен также как портретист и автор блестящих по технике исполнения, изысканных, порой гротескных рисунков и офортов.

Картины Тьеполо на мифологические и античные сюжеты:


Похищение Европы, 1725


Бахус и Ариадна, 1745


Юпитер и Даная, 1736


Жертвоприношение Ифигении


Жертвоприношение Ифигении, 1757


Жертвоприношение Ифигении, 1757, фрагмент


Эврибат и Талфибий ведут
Бризеиду к Агамемнону, 1757


Фетида, утешающая Ахилла, 1757



Диана и Каллисто, 1722


Диана и Актеон, 1722


Состязание Аполлона и Марсия


Юнона и Луна


Меценат представляет Августу
свободные искусства, 1743


Александр Македонский в
мастерской Апеллеса


Апеллес рисует Кампаспу, 1740

Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.


Купидон и Кампаспа


      Ей на лобзанья Купидон
      Проигрывал за коном кон:
      Он проиграл колчан и лук,
      Венеры голубей и цуг
      Своих веселых воробьев,
      Но дальше был играть готов;
      Поставил уст своих коралл
      И цвет ланит — и проиграл.
      Засим поставил свет чела —
      Его Кампаспа отняла.
      Глаза поставил, наконец —
      И Купидон теперь слепец.
      Любовь! Так поступив с тобой,
      Что сделает она со мной?

Джон Лили (английский драматург,
один из предшественников Шекспира)

Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.



Сооружение троянского коня


Похищение сабинянок, 1718


Смерть Дидоны


Нептун


Эней представляет Дидоне Амура,
переодетого Асканием, 1757


Царство Флоры,
1743


Гнев Ахилла, 1757



Беллерофонт на Пегасе, 1747



Беллерофонт на Пегасе,
1747, фрагмент


Аполлон и Диана,
фреска, 1757


Аполлон и Диана,
фреска, 1757, фрагмент


Гермес



Гермес является
Энею, 1757


Венера и Вулкан,
1762


Венера является Энею на
берегах Карфагена, 1757


Аполлон
и Дафна


Аполлон, преследующий
Дафну, 1755


Триумф Зефира
и Флоры, 1734


Смерть Гиацинта, 1752


Олимп


Фаэтон и Аполлон, 1730


Кориолан под стенами Рима

Тарквиний и Лукреция

Триумф Сципио

Лукреция — героиня древнеримской истории об изгнании из Рима династии этрусских царей в конце 4 века до нашей эры. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Как и предполагалось, многие жены воинов развлекались и предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа.
Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город Коллации, недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия.



Пир Клеопатры, 1747, фрагмент


Пир Клеопатры, 1747


Пир Клеопатры, 1747, фрагмент


Встреча Антония и
Клеопатры, 1747

Пир Клеопатры, 1744


Встреча Антония и
Клеопатры, 1747, фрагмент


Нептун дарит подарки Венеции


Триумф Амфитриты


Аполлон и Континенты, 1750

Картины Тьеполо на библейские сюжеты:


Непорочное зачатие,
1789, Прадо, Мадрид


Ангел помогает
Агари, 1732


Явление трех ангелов
Аврааму, 1727


Агарь в пустыне, 1729


Жертвоприношение Исаака, 1729


Суд Соломона, 1727


Сон Иакова


Рождество


Нахождение Моисея


Несение креста


Распятие


Проповедь Иоанна Крестителя, 1733


Усекновение головы Иоанна Крестителя, 1733


Мадонна со Святыми, 1740

Мадонна со щеглом, 1760

Сусанна и старцы

Ринальдо и Армида:










Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.


Другие картины Тьеполо:


Аллегорияя, планеты
и континенты


Аллегория с
Венерой и Временем


Удача
и справедливость


Щедрость, раздающая
дары, 1734


Время, открывающее
Правду, 1750


Добродетель,
венчающая Честь, 1734


Достоинства в сопровождении
Благородства и Добродетели, 1758


Брачное соглашение,
1734


Апофеоз семьи
Пизани, 1761


Женщина с мандолиной

Анжелика и Медоро с пастухами

Девушка с попугаем