СОШ 8 Подольск, творчество Веласкеса
главная страница






Автопортреты Диего Веласкеса


Менины, фрагмент

Автопортрет, 1640

Автопортрет, 1643

Веласкес Диего (Diego Velazquez) (1599-1660), величайший испанский художник-реалист. Создал галерею картин, изображающих сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты. Почти 40 лет был придворным живописцем при испанском короле Филиппе IV. Писал портреты королевских особ и придворных, королевских карликов, своих друзей. Веласкес заложил основы психологического портрета в искусстве Европы. Внимание художника привлекали мифологические, религиозные, исторические картины, пейзаж.
Веласкес родился в 1599 году в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 году был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту и поэту. В его мастерской Веласкес учился рисунку, умению работать с натуры, изучал живописные приемы. В 1617 году он был принят в корпорацию художников Севильи, что давало ему право иметь свою мастерскую и получать заказы. В 1618 году Веласкес женился на красавице Хуане (дочери своего учителя Пачеко).
Большинство ранних работ Веласкеса посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. В этих работах сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны («Завтрак», «Старая кухарка»). В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста — остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности.
В 1623 году королевский капеллан Фонсека вызывает Веласкеса в столицу. Написанный и показанный при дворе портрет капеллана поразил всех реалистичностью и вызвал одобрение короля. Филипп IV заказывает Веласкесу свой конный портрет. Веласкес пользуется покровительством короля: он назначен придворным живописцем, вскоре становится камергером короля, получает во дворце мастерскую рядом с королевскими покоями, назначен хранителем королевских коллекций, что давало возможность изучать произведения прославленных мастеров.
В первые годы пребывания в Мадриде Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Парадный портрет XVII века предполагал соблюдение определенных приемов в изображении модели: фигура изображалась в величественной позе, в парадном платье, занимала весь холст. Согласно испанскому этикету, аристократы не должны были проявлять чувств, поэтому выражение лиц на портретах — застывшее и высокомерное.
Но Веласкес не ограничивался достижением портретного сходства, он отражал внутренний мир человека. Заказанная королем картина «Вакх (Пьяницы)» на мифологическую тематику трактуется Веласкесом как сцена из народной жизни, пирушка веселых крестьян. Вместо темного фона в полотне появлился пейзаж. Эта первая работа Веласкеса на мифологический сюжет, хотя и интерпретированная в бытовом аспекте, была одобрена королем.
В 1629 году Веласкес едет в Италию на два года, знакомясь с памятниками античности, эпохи Возрождения. Прибыв в Рим, Веласкес был приглашен остановиться в Ватикане, где он, пользуясь покровительством папы, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля.
Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придает изображению жанровый характер. В этой картине проявилась основная черта испанского искусства — стремление самые далекие от реальности сюжеты представить в привычных образах, взятых из современной жизни.
В 1631 году Веласкес возвращается в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона. Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины — в роскошных туалетах. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.
Историческая картина «Сдача Бреды» предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца; в центре изображался главный герой в окружении свиты; вводились аллегорические элементы. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.
Веласкес пишет много портретов, сосредотачивая внимание на лице заказчика и его внутреннем мире. В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Среди портретов особое место занимают серия портретов королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью.
В 1649 году Веласкес вновь едет в Италию покупать картины для королевской коллекции. В Италии он был принят в члены художественной академии Святого Луки. В 1651 году Веласкес возвращается в Мадрид, где он создает знаменитую «Венеру с зеркалом», ставшую одной из жемчужин Лондонской Национальной галереи. Тема античной богини любви была навеяна итальянскими впечатлениями. Это единственное изображение обнаженной натуры в творчестве художника, ибо в Испании католическая церковь запрещала писать нагое тело. Перед нами женщина с грациозной фигурой, которая смотрится в зеркало, где очень неясно отражается ее лицо. Амур опирается руками на раму с привязанными к ней розовыми лентами, окаймляющую зеркало. Присутствие юного бога словно говорит о быстротечности минут счастья. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.
В 1656 году Веласкес создает знаменитые «Менины (Фрейлины)» — полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
В 1657 году была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» — изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне. На переднем плане — несколько работниц. Это произведение — первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.
В 1659 году Веласкесу было пожаловано звание кавалера ордена Сант-Яго — одного из высших орденов Испании. В последние годы жизни Веласкес создает множество женских портретов.
Он умер 7 августа 1660 года.

Картины Диего Веласкеса на мифологические сюжеты:


Миф об Арахне
(Пряхи), 1657,
Прадо, Мадрид


Миф об Арахне
(Пряхи), 1657,
Прадо, Мадрид


Миф об Арахне
(Пряхи), 1657,
Прадо, Мадрид


Этюд головы Аполлона


Марс, Прадо, Мадрид


Арахна, 1648, Даллас, США


Венера перед зеркалом, 1656,
Национальная галерея, Лондон


Кузница вулкана, 1630,
Прадо, Мадрид


Меркурий и Аргус, 1659, Прадо, Мадрид


Триумф Вакха (Пьяницы), 1628, Прадо, Мадрид

Картина «Вакх (Пьяницы)» написана Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке.
Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны, как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко их выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Художника интересует не собственно мифологическая сторона, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы. В его изображении Вакх — плотный юноша, с мирным простодушным лицом — приобрел чисто человеческие качества. В то же время, окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт низменности, лишены вульгарности.
Колорит отличается теплыми тонами, стремлением передать единство красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к реальности.

Картины Диего Веласкеса на библейские сюжеты:


Мадонна



Поклонение волхвов,
1619, Прадо, Мадрид


Коронация Марии,
1643, Прадо, Мадрид


Христос в доме Марты и Марии, 1618,
Национальная галерея, Лондон

Портреты Диего Веласкеса:


Портрет королевы Изабеллы,
1632, частная коллекция


Портрет Марии
Терезы Испанской


Портрет Марии
Терезы Испанской


Портрет инфанты Маргариты
в серо-розовом, 1660,
Прадо, Мадрид


Портрет инфанты
Маргариты, 1654, Музей
истории искусств, Вена


Портрет инфанты Маргариты
в голубом, 1659, Музей
истории искусств, Вена


Портрет короля
Филиппа IV в
охотничьем костюме, 1635


Конный портрет принца
Бальтазара Карлоса,
1635, Прадо, Мадрид


Портрет принца
Бальтазара Карлоса в
охотничьем костюме, 1635


Конный портрет короля
Филиппа III, 1635,
Прадо, Мадрид

Конный портрет королевы
Маргариты, 1635,
Прадо, Мадрид

Конный портрет королевы
Изабели Бурбонской, 1635,
Прадо, Мадрид

Другие картины Диего Веласкеса:


Менины (семья Филиппа IV), 1656, Прадо, Мадрид


Менины (семья Филиппа IV), фрагмент, 1656, Прадо, Мадрид


Менины (семья Филиппа IV), фрагмент, 1656, Прадо, Мадрид


Завтрак, 1617,
Эрмитаж,
Санкт-Петербург


Менины
(семья Филиппа IV),
1656, Прадо, Мадрид


Старая повариха, 1618,
Национальная галерея
Шотландии, Эдинбург


Вышивальщица,
1640

Сдача Бреды (Копья),
1634, Прадо, Мадрид

Сдача Бреды, фрагмент,
1634, Прадо, Мадрид