СОШ 8 Подольск, творчество Воронкова
главная страница






Фотография Александра Воронкова


Воронков Александр (Aleksandr Voronkov) родился в Барнауле в 1961 году. В 1982 г. закончил Рязанское художественное училище, работал художником-декоратором в областном драматическом театре города Рязани, затем уехал в Москву — учиться в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова.
Путь к своему жанру начался у художника с его работы (грандиозный триптих) «Близь есть при дверех…», защищенной в 1990 году в качестве дипломного проекта в этом институте. Триптих глубоко продуман не только с точки зрения мастерства, искусства. В нём видно и глубокое философское осмысление темы. Первая часть — Крещение Руси. Вторая — литургия верных, причащение царской семьи. И третья — распад могучей России. Экзаме­национной комиссии были представлены сюжеты, которые немногим ранее считались крамолой. В них святой Иоанн Кронштадтский причащает царскую семью, а вожди Октябрьской революции Ленин, Троцкий, Свердлов и другие отождествлены с лжепророками из Евангелия от Матфея: «…и многие лжепророки восстанут и прельстят многих».
Молодой мастер вступил в жизнь с репутацией восходящей звезды, но с отсутствием каких-либо ясных творческих перспектив. В 1990-е годы он создал несколько живописных произведений, посвященных христианской исторической проблематике, исполнил росписи в храме Святой Троицы при подмос­ковной усадьбе Остафьево близ Подольска. В те же годы началась семилетняя работа над полотном «Волхвы», которое было представлено публике в 2005 году.
Излюбленные темы его работ — библейские и мифологические сюжеты. Этот выбор далеко не случаен — он всецело соответствует творческому кредо художника, для которого форма и содержание одинаково важны и вместе с тем самоценны. Отсутствие смысла неприемлемо для него – последователя классических традиций русского искусства.
Художник ненавязчиво и тонко формулирует подвластными ему средствами живописи право прекрасной половины человечества на поклонение, на восторженные взгляды, на любовь до самоотречения. Образы цариц Египта и богинь Древней Эллады — прекрасный повод напомнить женщине, погруженной в привычный круг повседневных забот, о возможности оставаться гордой и царственной, несмотря ни на что и вопреки всему — будь то возраст, обстоятельства жизни или исторические катаклизмы.

Картины Александра Воронкова на античные сюжеты:


Похищение Европы, 2001

Влюбленный в дочь финикийского царя Европу Зевс, приняв облик белого быка, похищает красавицу и укрывает ее на острове Крит. Европа рождает от Зевса троих сыновей — Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Минос становится царем Крита, его дворец и по сей день является главной достопримечательностью острова.



Ганимед


Яблоко раздора, 1999


Яблоко раздора, 1999


Минерва, Возвращение с бала, 1992

Мифологический мотив решен в стилистике 18 столетия, где древнегреческая Афина или в римском прочтении Минерва, богиня мудрости, покровительница искусств и ремесел перевоплощается в обольстительную маркизу в сопровождении свиты. Здесь художник следует поздней изобразительной традиции, возникшей в ХIХ веке, поскольку в древних произведениях целомудренная Афина-Минерва никогда не представала обнаженной. Присутствие совы напоминает зрителю об одном из атрибутов Минервы. По-гречески сова называется «блестящеокая», этим же эпитетом поэты часто награждали Минерву. Сова видит в ночи, от ее глаз невозможно укрыться, это свойство сделало ее олицетворением мудрости. Музыкальные инструменты говорят о том, что богиня покровительствовала также и музыкантам. Согласно одному из мифов, Минерва сама изготовила флейту из оленьего рога.



Минерва, 1995


Пан и Сиринга, 1997


Пан и Сиринга, 1997

В этом живописном диптихе находит воплощение красивый и печальный сюжет древнего мифа о неразделенной любви лесного бога Пана к прекрасной нимфе Сиринге. Согласно легенде, влюбленный Пан пытался преследовать нимфу, но она бросилась к реке и попросила своих сестер речных нимф спасти ее. Наяды превратили Сирингу в тростник. Убитый горем Пан изготовил из тростника свирель и никогда не расставался с этим музыкальным инструментом.



Леда, 1997

Согласно древнегреческой легенде верховный бог Зевс, очарованный красотой Леды, жены спартанского царя, явился ей в образе лебедя. От этого союза родилась прекрасная Елена, впоследствии жена царя Менелая, похищенная Парисом. Похищение Елены — событие, послужившее отправной точкой в знаменитой Троянской войне.



Рождение Афродиты, 2003

Афродита — древнегреческая богиня любви и красоты. О рождении прекрасной богини существует несколько легенд. Согласно одной, Афродита — дочь Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что богиня происходит от бога неба Урана и родилась из морской пены. Предание сохранило место появления Афродиты, расположенное на юго-западном побережье Кипра. Отсюда одно из имен Афродиты — Киприда. Богиню почитали также как покровительницу мореплавания и называли «морской» и «успокаивающей море». Раковина — указание на один из вариантов мифа о рождении Афродиты,.



Афродита


Теплое течение Эгейского моря


Пифия, 2004

Жрица-прорицательница храма бога солнца Аполлона в древнегреческом городе Дельфы, где он одержал победу на чудовищным змеем подземного царства Пифоном. Пифия восседала на треножнике над расселиной скалы, из которой поднимались ядовитые испарения. Одурманенная ими, прорицательница произносила бессвязные слова, смысл которых толковался жрецами. Предсказания пифии считались изъявлением воли богов.



Цирцея, 2002


Сфинкс


Сирена, 1996

В греческой мифологии полуженщина-полуптица, дочь речного бога Ахелоя и музы Мельпомены, унаследовавшая от отца дикую стихийность нрава, а от матери — голос божественной красоты. Согласно легенде, живущие на прибрежных скалах Сирены завлекали сладким пением мореплавателей, обрекая их на верную гибель. В классической античности Сирены — мудрые существа, сидящие на каждой из восьми небесных сфер и создающие своим пением космическую гармонию. В русской мифологии Сирин — райская птица-дева, которая спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением.



Атлантида, 1992

По древнегреческому преданию, Атлантида — огромный плодородный остров в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, ушедший на дно после землетрясения вместе с населявшими его людьми. До сих пор среди ученых продолжаются споры о существовании и причинах гибели этого загадочного острова. В данном произведении легенда об Атлантиде осмысливается художником как образ бесконечно прекрасного гармоничного мира, уходящего навсегда. Тем самым художник утверждает мысль о хрупкой природе красоты, требующей сохранения.



Красавица и Чудовище, 1999

Распространенный в искусстве сюжет о красавице и чудовище трактуется художником с использованием образов греческой мифологии. Чудовищный грифон — птица с орлиным клювом и телом льва. Грифоны – «собаки Зевса», хранители сокровищ. По утверждению художника, женщина — главное сокровище на земле. В основе картины — игра смыслов. Грифон — воплощение мужской силы. Красавица — образ женского начала, сила которого в слабости, способной воздействовать на необузданную мощь мужского характера.



Сон


Нефертити


Клеопатра


Сон фараона I, 1992

В картине «Сон фараона» из таинственно-неопределенного пространства возникает образ ХатХор, которая почиталась не только как одно из главных божеств египетского пантеона, но и как богиня любви и счастья. Древние греки отождествляли ее с богиней любви и красоты Афродитой. Коровьи рога и солнечный диск на голове ХатХор указывают на то, что в древнейший период она считалась матерью солнца и богиней неба. Один из распространенных эпитетов ХатХор — «золотая».



Сон Фараона II, 1994

Картины Александра Воронкова на библейские сюжеты:


Ева, 1994

...18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ...
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего... [Быт 2:18-23]
...20 И нарек Адам имя жене своей: Ева... [Быт 3:20]



Саломея, 1993

...21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего проситьХ Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей... [Мк 6:21-26]



Вестник, 1999

...26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... [Лк 1:26-28]



Распятие

Исторические картины Александра Воронкова:


Наполеон, 1993


Царствование Павла I, 1988


Царствование Павла I, 1988


Апокалипсис, 1991


Апокалипсис, 1991


Апокалипсис, 1991


Апокалипсис, 1991


Апокалипсис, 1991

Портреты Александра Воронкова:


Портрет Дианы, 2003


Портрет Сабины, 1990


Портрет Регины, 1999


Портрет Дженни 1998


Портрет Лили, 1999


Портрет Ирины, 1998

Пейзажи Александра Воронкова:


Авраамиев Монастырь


Старая Калуга


Керченский пролив

Натюрморты и другие картины Александра Воронкова:


Рассвет


Летний вечер





Фонтан, 1997


Водопад, 2003


Утопия, 1999


Цветы, 1999


Цветы, 1999





Царь Дадон, или Сказочка о конце света


Царь Дадон, или Сказочка о конце света


Царь Дадон, или Сказочка о конце света

Оригинальная картина «Царь Дадон, или Сказочка о конце света» вызвавала широкий общественный интерес, в 2007 году она была отмечена специальной премией президента России.
Ккартина исполнена в графической технике. Кто не помнит с детских лет пушкинскую «Сказку о золотом петушке», сказку-притчу? Много грешил в своей жизни царь. А на старости лет, чтобы оградить себя от возможной расплаты за грехи, он «обратился к мудрецу — звездочёту и скопцу». Тот принёс царю в дар золотого петушка — гарантию спокойной старости. Обрадовавшись, Дадон пообещал мудрецу: «Волю первую твою я исполню, как мою...» Но как только царь встретил свою страсть — Шамаханскую царицу, он сразу же забыл о гибели своих войск, смерти двух своих сыновей, начал пировать и веселиться. Звездочёт пытался уберечь царя от последнего греха, однако тот, разорвав договор с мудрецом, убил его. И тут уж кара с небес — удар петушиным клювом в царское темечко — настигла царя, и он испустил дух...
Картина подводит зрителя к мысли: на место пушкинского героя царя Дадона можно поставить кого угодно из любой эпохи, любой страны. Человек, в сердце которого нет Бога, человек без совести.
Огромное колесо царской колесницы становится по замыслу мастера колесом судьбы, которое, величественно вращаясь, влечёт Дадона в преисподнюю. На картине изображена процессия, въезжающая в горящий город – символ ада. За мантией Дадона летит его ангел-хранитель. Он пытается удержать царя от последнего греха...