СОШ 8 Подольск, творчество Врубеля
главная страница






Фотография и автпортреты Врубеля

           

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel) (1856-1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Родился в Омске 5 марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников — испанец Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля — особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» — окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви, Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, «Сошествие Святого Духа»; тогда же художник написал и икону «Богоматерь с младенцем» (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине «Девочка на фоне персидского ковра».
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля «модерн».
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы («Пан», «К ночи», «Сирень»).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Реставрация проходила под общим руководством известного знатока древностей Прахова, жену которого Эмилию Михаил Врубель полюбил глубоко и возвышенно. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном.
Самобытная манера Врубеля — особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами от золотого до «сине-лилового мирового сумрака» («борьба золота и синевы», по словам Блока), — окончательно сформировалась в его киевские годы, причем в русле церковного искусства.
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е годы, когда Врубель, переселившись в Москву, вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената Саввы Мамонтова (московским Лоренцо Медичи). В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения («Венеция», «Испания», «Гадалка»), участвует в оформлении спектаклей (опер Римского-Корсакова «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане»), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской («Египтянка», «Мизгирь», «Купава»), выступает в роли архитектора и мaстepa прикладного искусства.
В это время частная опера Мамонтова показывала оперу-сказку Гумпердинка «Гензель и Гретель». Партию Греты исполняла Надежда Забела, голос которой так очаровал Врубеля, что он буквально в первые же дни знакомства сделал ей предложение. Он сам признавался сестре, что, если бы она ему отказала, он покончил бы с собой. Их свадьба состоялась в Женеве. Потом они долго путешествовали по Швейцарии, Италии, Греции. Это был союз двух больших художников, двух неповторимых личностей. Врубель много писал свою жену, она для него оставалась несравненною Музой, его добрым ангелом, его вдохновением и самым близким другом.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям Лермонтова.
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В иллюстрациях к одноименной поэме Лермонтова Врубель в символической форме ставит вечные вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры — всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным».
Необычность изломанных форм «Демона поверженного» подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. Врубель исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели.
В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Он был не совсем обычен, с раздвоенной заячьей губой и с какой-то глубокой недетской печалью, которая светилась в его взгляде. Ему было отведено прожить всего два года. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Мальчик был еще жив, когда все, кто знал художника, начали отмечать в нем симптомы душевной болезни.
В эти годы творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают черты болезненного надлома (с 1902 года Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 году ослеп). Четыре года Врубель провел в психиатрической лечебнице, а в 1910 году умер от воспаления легких.
В искусстве серебряного века Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений (его манера писать «разноцветными кубиками», по словам Федора Шаляпина, иной раз трактовалась как преддверие кубизма). Характеризуя художника и его творчество, Петров-Водкин писал: «Врубель был нашей эпохой».
Влияние искусства Врубеля было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства ХХ века.

Картины Врубеля на античные сюжеты:


Муза, 1900


Сафо, 1880


Пан


Пирующие римляне


Игры наяд и тритонов


Суд Париса

Картины Врубеля на библейские сюжеты:


Пятидесятница


Пятидесятница


Пятидесятница


Пятидесятница


Ангел


Моисей


Христос


Богоматерь с младенцем


Святой Кирилл


Пророк

Шестикрылый серафим

Иоанн Креститель

Другие картины Врубеля:


Полет Фауста и
Мефистофеля


Гамлет и
Офелия


Гамлет и
Офелия


Гамлет и
Офелия


Ромео и Джульетта


Рыцарь


Танец
Тамары


Тамара и
Демон


Тамара
в гробу


Демон и Ангел с
душой Тамары


Летящий демон


Демон поверженный


Демон сидящий


Принцесса Грёза


Голова демона


Сальери всыпает яд в бокал Моцарта


К ночи


Фантастический пейзаж


Тени лагун


М.А. Жемчужина


Неаполитанская ночь, эскиз занавеса


Сирень


Гвидон


Тридцать три богатыря


Царевна-лебедь


Богатырь


Снегурочка


Прощание царя морского
с царевной Волховой


Надежда Забелы-Врубель
в виде принцессы Волховы


Девочка на
фоне ковра


Гадалка,
1895


Натурщица в
обстановке Ренессанса


Испания


Венеция


Венеция, мост вздохов


Валерий Брюсов



Савва Мамонтов



Надежда Забела-Врубель
(супруга художника)


Надежда Забела-Врубель
(супруга художника)


Забела-Врубель у камина



Портрет сына художника


Портрет Арцыбушева


Портрет офицера
(Печорин на диване)


Любатович в
роли Кармен


Примавера,
1896


Египтянка


Маска льва


Лель


Фасад отеля Метрополь, Москва


Панель отеля Метрополь, Москва, фрагмент


Фауст (триптих)


Камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича»

Печь с изразцами