МОУ СОШ № 8, г. Подольск, рождественские чтения
главная страница
главная страница






Представьте себе одиокого путника, которого на исходе зимнего дня настигло ненастье. Небо смешалось с землёй. Темно. Холодно. Страшно. И вдруг в непроглядной мути забрезжил огонь. Это не праздничная иллюминация большого города, а слабый свет лампады в маленькой избушке на окраине засыпающего села. Но именно этот свет спасает заблудившегося человека.
Такова русская литература. На протяжении веков она спасает наши души, показывает во мраке безверия и отчаяния путь к Истине, освещая во тьме, подобно лампаде, образ Божий. Само рождение отечественной литературы, которое было неразрывно связано с принятием на Руси христианства, определило её высокую миссию: поддерживать огонь веры в сердце человека, показывать образцы праведной жизни, предостерегать от опрометчивых поступков. Русский писатель изначально осознаёт свою деятельность как служение. Богу, Отечеству, людям. Он пророк, глаголом жгущий сердца людей, провозвестник высоких нравственных ценностей — и при этом «недостойный раб Божий» (слово «недостойный» - свидетельство скромности, смирения, понимания собственной греховности).
Русская литература обладает огромной жизнеутверждающей силой, она созидает, а не разрушает. Её произведения учат добру, любви, благородству, милосердию — тем качествам, без которых не может состояться человек. Читая поучения, жития, повести, рассказы, лирические зарисовки, мы ищем и находим ответы на вопросы «Что такое счастье?», «В чём истинная красота человека?», «Для чего я живу?». Именно в способности дать ответы на сложные жизненные вопросы заключён воспитательный потенциал русской литературы, который может и должен использовать учитель-словесник на уроках в общеобразовательной школе.
В любом произведении, включённом в школьную программу, содержится то нравственное зерно, которое, попав в благоприятную почву, «принесёт много плода».


Изучая древнерусскую литературу, мы видим, что её герои обладают лучшими человеческими качествами, независимо от социального положения. Святой благоверный князь Александр Невский — настоящий воин, защитник русской земли и православной веры, преумноживший славу своей страны. Он не сомневался, что Бог помогает не тому, кто сильнее, а тому, кто поступает по совести. Совсем другой Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых: тихий, кроткий, смиренный, предельно скромный монах. При этом вся его жизнь — свидетельство ежедневного подвига, стойкости, силы духа. Несмотря на внешние различия, этих героев объединяют важнейшие внутренние качества: сила веры, чувство любви к Родине. Сближает их и участие в крупнейших сражениях своего времени: непосредственное — Александра Невского в Ледовом побоище, молитвенное (но от этого не менее значимое) — Сергия Радонежского в Куликовской битве.

   

Повесть о Петре и Февронии учит нас тому, что любовь является высшей ценностью человеческой жизни и в то же время великим даром, наградой за праведность. Пётр и Феврония — образцовые правители, относящиеся к горожанам, как к своим чадам, они же являются и идеалом христианской семьи, которую не в состоянии разрушить злые люди, и даже смерть не может разлучить их.
Классическая литература XVIII-XIX веков является духовной преемницей древнерусской литературы: здесь и поиск ответов на «вечные» вопросы, и проблема нравственного выбора, и тема ответственности человека за свои поступки, и споры об истине. Эта литература, по словам Н.Бердяева, «ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира». Можно приводить бесконечное количество примеров, свидетельствующих о христианском содержании произведений этого периода, о том, что писатели не уронили той высокой нравственной планки, которая была поставлена их предшественниками. Но, на мой взгляд, достаточно трёх коротких фраз из стихотворений трёх совершенно разных поэтов XIX века, чтобы оправдать существование всей русской литературы: «в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал» (А.Пушкин); «и в небесах я вижу Бога» (М.Лермонтов); «ангел мой, ты видишь ли меня?» (Ф.Тютчев). Русский человек даже в минуты самого страшного отчаяния поднимает глаза к небу. Бунтуя и отпадая от Бога, потом обязательно приходит к нему с покаянной молитвой. В способности об этом сказать — величие нашей литературы.

       

В трагический, полный катастроф ХХ век русская литература сумела сберечь чистоту и высокий нравственный потенциал. Сохранили образ православной Руси в своих произведениях И.Шмелёв, Б Зайцев, И.Бунин. После праведников Н.Лескова мы пришли к праведникам А.Солженицына: его странной, несовременной, не умеющей жить, по мнению окружающих, Матрёне; Ивану Денисовичу, сумевшему сохранить человеческий облик в нечеловеческих условиях. Герои В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина ищут не славы и денег, а справедливости и добра.

   

Современным школьникам, пришедшим на урок литературы, бывает тяжело. С одной стороны, их нравственные ориентиры сбиты идеалами массовой культуры, им трудно бывает определить нужное направление в обрушившемся на них информационном шквале. С другой стороны, они остаются детьми, о которых сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». (Мф. 19:14). Даже самые грубые и циничные из них плачут, слушая на уроке литературы рассказ Ф.М.Достоевского «У Христа на ёлке». Только так, пробуждая жалость и сострадание к слабому, мы можем достучаться до сердца ребёнка. Чтобы сохранить детскую чистоту и простосердечие, сберечь душу — надо выйти в путь и постараться дойти до того самого домика на окраине села, где горит свет негасимой лампады.

(Матусевич Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литероатуры)