Использование интерактивных технологий

как средства активизации учебно-познавательной

деятельности и творческого развития личности

 

«Будущее в руках школьного учителя»… Мне всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она – об ответственности учителя перед обществом. Она – об ответственности общества перед учителем. Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.

Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью, который

·        понимает и принимает тенденции развития образования;

·        свободно владеет учебным материалом;

·        подготовлен психологически (имеет высокий эмоциональный интеллект);

·        владеет современными педагогическими приёмами, эффективными образовательными технологиями;

·        осознаёт значимость собственного опыта и проектирует свою авторскую дидактическую систему.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых и формирует его педагогический опыт.

Мой личный педагогический опыт сложился (и продолжает складываться) из следующих составляющих.

1. Обучение в Липецком государственном педагогическом институте (университете) на филологическом факультете: 1989-1994 г.г.

2. Работа (с 1994 г. по настоящее время) в МОУ СОШ №8 г. Подольска МО.

3. Курсы повышения квалификации.

4. Самообразование.

5. Заимствование педагогического опыта коллег.

Вот уже 17 лет я прихожу на работу в школу, занимаюсь любимым делом:

·         провожу уроки русского языка и литературы;

·         готовлю всевозможные внеклассные мероприятия по предметам;

·         работаю с учащимися индивидуально;

·         участвую в деятельности научного клуба «Лингвист»

·         веду курсы «Практическая стилистика», «Основы редактирования», «История русской словесности»;

·         выполняю работу классного руководителя;

·         сотрудничаю с родителями.

Современная дидактика ставит в позицию ученика самого учителя. Чтобы идти в ногу со временем и предлагать качественное образование, учитель должен постоянно развиваться, совершенствовать своё профессиональное мастерство. Поэтому я регулярно повышаю свою квалификацию на различных курсах, а приобретённый опыт использую в своей работе.

·        2006г. – «Предпрофильная подготовка и профильное обучение по русскому языку и литературе»

·        2006г. – «Интеграционное обучение русскому языку в условиях модернизации Российского образования»

·        2008г. – «Реализация компетентностного подхода в образовании»

·        2009г. – «Интерактивные методики преподавания предметов «Искусство» и МХК»

·        2009г. – «Подготовка экспертов к итоговой аттестации учащихся по русскому языку 9 классов (новая форма)»

·        2011г. – «Новейшие тенденции в преподавании русского языка»

Я изучаю труды отечественных и зарубежных педагогов, знакомлюсь с различными моделями обучения. Среди европейских моделей хотелось бы обратить внимание на особенно актуальное в нашем многонациональном обществе межкультурное обучение, которое ставит целью умение общаться через культурные барьеры.

Общаясь и обмениваясь опытом в Интернет-сообществах, участвуя в педсоветах, семинарах, круглых столах, школьных и городских методических объединениях, посещая открытые уроки, я заимствую педагогический опыт своих коллег. Ценный опыт я приобрела и участвуя в конкурсе «Учитель года».

Если представлять мой педагогический опыт в целом, то ответы на вопросы по его обобщению будут выглядеть так.

1.     Что я делаю? (ответов много):

·         учу говорить и общаться,

·         учу читать, вчитываться и понимать,

·         учу смотреть и видеть,

·         учу слушать и слышать,

·         учу писать думая,

·         учу учиться, учу учить…

2.  Какова цель? (при всём их разнообразии главная – одна):

«Сохранить и приумножить человеческое в человеке». (А.Вампилов.)

3.     Как я это делаю?

Всеми доступными педагогическими средствами.

4.     Какой это даёт результат?

«А вот учу… Надеюсь, польза есть»… (Е.Евтушенко «Дальняя родственница».)

Если всё-таки обратиться к опыту конкретному, то считаю интересным, актуальным, дающим стабильно положительные результаты «Использование интерактивных технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности и творческого развития личности и повышения мотивации обучения».

Актуальность опыта основывается на следующих положениях.

1. Один из главных принципов современного образования –  гуманизация образовательного процесса, предполагающая единство общекультурного, социально-правового и профессионального развития личности.

2. Гуманизация – часть нового педагогического мышления, утверждающего полисбуъектную сущность образовательного процесса (полисубъектные отношения -  взаимодействие учителя и учеников, при которых педагог наряду с учащимися и в единстве с ними стремится к саморазвитию). «Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов. Это – создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это – ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни».

3. Именно интерактивная модель обучения, где учебно-воспитательный процесс превращается в общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников, соответствует принципу гуманизации и помогает реализовать основную задачу современного образования – полноценное и гармоничное развитие личности.

О противоречиях.  Ещё будучи ученицей старших классов я заметила, что зачастую успеха приходится достигать не благодаря, а вопреки существующей системе обучения. А придя работать в школу, я поняла, почему это происходит. Если отсутствует стимулирование познавательной деятельности  и самостоятельности ученика, если школьники в процессе обучения не взаимодействуют друг с другом, не обмениваются опытом, не работают в группах, то мотивация обучения резко снижается. А если ученик не говорит «Мне интересно!», то он никогда не скажет «Эврика!» Это и побуждает меня вести постоянный педагогический поиск, совершенствовать свою работу.

Я думаю, не один учитель мог слышать от ученика такие слова: «Вам хорошо, вы так много знаете, потому что вы учитель». В этой детской фразе – замечательная педагогическая идея, суть интерактивного обучения: когда сам кого-то учишь, знаешь лучше и больше! Играя на уроке роли учителей, писателей, учёных и т.д., все ученики взаимодействуют между собой, при этом происходит их активное обучение, развитие, воспитание, социализация.

Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях.

1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

3. Идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимного уважения и доверия. «Понимать детей – значит стать на их позиции» (Ш.А.Амонашвили).

Ведущей же идеей я считаю

идею разумного сочетания педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника.

Новизна опыта заключается

·        в использовании инновационных технологий (информационно-коммуникационных, на диалоговой основе, на игровой основе),

·        в применении новых систем оценок (накопительная система, система портфолио),

·         в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда с учетом особенностей обучающихся,

·        в интерактивном характере воспитательных и образовательных взаимодействий,

·        в применении нетрадиционных приёмов и форм организации урока.

Несмотря на положительные аспекты интерактивной модели обучения, подготовка и проведение полностью интерактивных уроков – трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат времени и учителя и учеников. Поэтому мне представляется более целесообразным включать в структуру урока интерактивные элементы (технологии) – конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок интересным, насыщенным, продуктивным.

Назову некоторые интерактивные технологии и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:

·        метод карусели;

·        лекции с проблемным изложением;

·        эвристическая беседа;

·        различные виды дискуссий;

·        конференции;

·        игровые технологии (деловые и ролевые игры);

·        информационно-коммуникационные технологии;

·        кейс-метод;

·        технология моделирования;

·        виртуальные экскурсии;

·        работа в кооперативных группах по методу Jigsaw;

·        метод эмпатии (личной аналогии);

·        инсценирование.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на нескольких технологиях, которые я применяю в своей практике.

Учебная деловая игра.

Позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности или жизнедеятельности (с этим в современной педагогике связано целое направление – контекстное обучение).

Меня в этой технологии привлекает то, что в условиях игры 1) усвоение новых знаний накладывается на имитационную модель реальной ситуации; 2) обучение приобретает совместный, коллективный характер; 3) развивается компетентность предметных действий  и социальных отношений.

Целью любой деловой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, обучение коллективной мыслительной и практической работе, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к установкам коллектива и общества в целом.

Данную технологию я применяю при изучении тем «Край ты мой, родимый край» (Родная природа в стихотворениях русских поэтов)» (литература 6 класс), «Тихая моя родина» (литература 7 класс), «Описание природы по личным наблюдениям» (русский язык 6 класс), «Поэзия II половины XIX века» (литература 10 класс). В своей практике я также использую игры «Академия наук» (на уроках по обобщению и систематизации изученного, для создания и защиты небольших научных проектов) и «Бюро путешествий» (для проведения виртуальных экскурсий по местам жизни писателей, по маршрутам литературных героев, «по дорогам и тропам языка»).

Мне представляется интересным опыт проведённого в прошедшем учебном году урока развития речи по русскому языку в 6 классе на тему «Любимый уголок природы» (подготовка к сочинению-описанию) с элементами деловой игры «Издательство». На подготовительном этапе мы организовали группы корреспондентов, фотокорреспондентов, иллюстраторов, редакторов, участники которых получили конкретные задания по описанию природы, связанные с их «ролями». На этапе реализации группами были представлены предварительные результаты работы, разработаны идеи выпуска сборников сочинений (очерков, этюдов, эссе и т.п.). На заключительном этапе был проведён анализ проделанной работы, дана ей оценка, подведены итоги.

Результат (помимо достижения конкретных учебных целей) – большое количество положительных отметок, удовлетворение всех участников от творческой реализации, повышение интереса к предмету, радость достижения («Я могу!», «У меня получается!»), опыт общения при совместной  деятельности, осознание ценности каждого участника группы, возможность дальнейшего преломления приобретённого опыта в жизни.

Дискуссия.

«Быть может, ты прав, а я ошибаюсь, но, объединив наши усилия, мы сможем найти истину» (Карл Поппер).

Учебная дискуссия – наиболее распространённый метод интерактивного обучения. Её основная задача – выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую-либо проблему и всесторонний анализ каждой из них.

На своих уроках я применяю различные формы проведения  дискуссий: парные, групповые, коллективные. Самым же интересным и продуктивным видом считаю групповую дискуссию. Она даёт новый импульс проблемному обучению, когда эффективность усвоения материала достигается не за счёт получения готовых знаний, а при совместном их «добывании».

Хотела бы поделиться опытом проведения групповой дискуссии при изучении вопроса «Рассуждение на дискуссионную тему» на уроках русского языка в 7-8 классах.

На подготовительном этапе мы

·        повторяем понятия «дискуссия» и «рассуждение»;

·        выбираем темы для выступления (обычно через анкетирование, что позволяет обратиться к актуальным, интересным для самих учащихся вопросам, или по подсказке учителя в случае затруднения) важно, чтобы формулировка была спорной и не предполагала однозначных решений;

·        в соответствии с выбранными темами формируем группы;

·        распределяем роли в группах (с помощью учителя): оппоненты, эксперты; слушателями являются учащиеся из других групп;

·        пишем тексты выступлений, подготавливаем возможные вопросы к оппонентам;

·        знакомимся с правилами ведения дискуссий (прилагаются).

На этапе реализации (проведения дискуссии) 1) выступают оппоненты, они представляют разные точки зрения на одну проблему; 2) эксперты анализируют их выступления, пытаясь выделить рациональное зерно, найти возможное решение проблемы; 3) слушатели могут задавать вопросы, выражать свою позицию. Учитель выполняет роль ведущего, следит за регламентом, помогает (при необходимости) сформулировать выводы.

При подведении итогов, анализе и оценке работы всех участников учитывается не столько «правильность» ответов, сколько активность, аргументированность, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению оппонента.

Применение данного метода способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников, позволяет вовлечь в работу большинство учеников, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений, даёт навыки толерантного поведения, развивает мышление, учит не следовать стереотипам. Кроме того, дискуссия является одним из видов межличностного общения, а эта деятельность – ведущая для подростков, особенно важная и развивающая.

Работа в кооперативных группах по методу Jigsaw

(пила, лобзик, ажурная пила).

Эта технология также ориентирована на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Предусматривает применение полученных знаний в совместной и индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения.

Этапы работы.

I. Учащиеся делятся на группы и получают задание (одинаковое для всех групп), в котором предлагается общая тема для изучения (биография писателя, образ героя, проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Тема разбивается на вопросы. Участники группы определяют, кто какую часть задания готовит.

II. Дальнейшая работа строится по следующей схеме:

1. Общение экспертов. Ученики, ответственные за конкретный вопрос, встречаются с «коллегами» из других групп, получившими точно такое же задание, обмениваются известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе все работают индивидуально, самостоятельно собирая и анализируя информацию. Задача – познакомиться с вопросом, изучить материал, чтобы достичь «экспертного» уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов. На этом этапе эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу, подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Взаимообучение в группе. Каждый из экспертов «возвращается» в свою группу и проводит презентацию. Его задача – за минимальное время научить участников группы тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался.

III. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов учащиеся обсуждают и оценивают работу группы в целом (рефлексия). Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, всё ли было понятно и т.п.).

Учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Я применяю данный метод при изучении биографии писателя по этапам, при анализе образной системы крупных произведений – на литературе, на уроках русского языка – при обобщении и систематизации изученного.

При оценке работы групп учитывается индивидуальная работа учащихся и общая работа группы. Обычным способом проверки знаний является выборочный опрос или контрольный срез (при этом результаты работы участников группы могут суммироваться и группа-победитель награждается дополнительными отметками).

Подобная работа на уроках формирует умение самостоятельно собирать и анализировать информацию, сочетать индивидуальную работу с коллективной. Эксперт, выступая в своей группе в роли обучающего, должен очень хорошо знать представляемую тему и уметь её объяснить другим. Осознание того факта, что успех группы зависит от успеха каждого, развивает чувство ответственности, с одной стороны, и взаимопомощи – с другой.

Метод эмпатии (личной аналогии).

В его основе лежит процесс отождествления себя с объектом исследования и осмысление его функций на основе «вживания» в образ. Данный метод может широко использоваться в решении как литературных, художественных, так и технических задач.

При работе по методу эмпатии учащиеся получают следующую памятку.

1. Помните, что в основе метода эмпатии лежит принцип личной аналогии, то есть приписывание объекту исследования личностных человеческих свойств и качеств.

2. Приступая к решению творческой задачи, мысленно представьте себя на месте исследуемого объекта или процесса (этап «вхождения в образ»).

3. Попытайтесь мысленно исследуемому объекту, процессу (или его отдельным частям) присвоить способности чувствовать, слышать, видеть, рассуждать, т.е. иметь человеческие свойства и качества.

4. После «вхождения в образ» рассуждайте как бы от «лица объекта» или какого-то компонента задачи, пока не возникнет продуктивная идея ее решения.

 Применяя метод эмпатии, я предлагаю такой вид работы, как написание монолога от лица героя литературного произведения. Причём выбираются два героя-антагониста, что в конечном итоге позволяет глубже постичь конфликт: 9 класс – монологи Евгения Онегина и Татьяны Лариной «Размышления о любви», 10 класс – монологи Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова «Что есть общественная польза?», Андрея Болконского и Пьера Безухова «Мой понимание счастья».

Более сложным, но интересным видом работы является создание диалога между читателем и литературным героем, литературным критиком и писателем, писателем и писателем, героями из разных литературных произведений. В качестве участников диалога выступают школьники. Задача одних – составить вопросы, задача других – на эти вопросы ответить, исходя из конкретного образа. Интересно также «вживание» в неодушевлённые образы (море, парус, тучки, листок). Метод эмпатии я применяю и при различных видах инсценирования.

Метод эмпатии как никакой другой способствует развитию фантазии, воображения, постижению сути изучаемого объекта, получению оригинальных творческих решений, созданию творческих проектов. «Вживание» в образ, особенно на уроках литературы, учит сочувствию, состраданию, соучастию, «будит душу», а следовательно, формирует важнейшие нравственные понятия подрастающего человека.

Я хотела бы обратить внимание, что при применении любых интерактивных методов одной из самых востребованных форм обучения является работа в группах, так как именно она позволяет осуществлять наиболее полное взаимодействие между учащимися. Меня заинтересовало учение о конструктах, суть которого можно выразить фразой «Подобное притягивается подобным». Каждый человек наделён определённым набором конструктов, благодаря которым он не только познаёт мир, но и устанавливает межличностные отношения. Наблюдая за своими воспитанниками, я для совместных видов деятельности подбираю детей с совпадающими конструктами. Это даёт хороший результат, повышает «производительность» группы. Но применение данного принципа возможно не всегда и зависит от конкретных задач.

В группе все (в том числе и стеснительные и так называемые «слабые») получают возможность участвовать в работе и проявить себя, практиковать навыки сотрудничества (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При такой организации работы у школьников формируется очень важный мотив деятельности – мотив долга и ответственности пред другими людьми, стремление получить одобрение участников команды. Совместная деятельность, при которой школьники проявляют взаимопомощь, взаимовыручку, повышает вероятность достижения успеха каждым учеником. А достигнутый и закреплённый успех – путь к развитию уверенности в своих силах и повышению мотивации к учению.

Каковы же результаты опыта использования интерактивных технологий в моей педагогической практике? Их, конечно же, можно представить в виде цифр и графиков, полученных при различных мониторингах и анкетировании учащихся.

«Хорошие» цифры, безусловно, весомый показатель результативности педагогического опыта. Но для меня не менее важно, что после изучения темы «Письмо» пятиклассники проявили инициативу и написали письма-благодарности своей первой учительнице и новым учителям, а потом пришли ко мне с предложением создать «капсулу времени». Все они уже умеют работать с установленным в кабинете оборудованием, многие имеют опыт создания презентаций и творческих проектов. Учащиеся моего десятого (теперь одиннадцатого) класса успешно справились с проблемой адаптации, связанной со слиянием двух коллективов в один, и теперь дружно участвуют во всех классных и внеклассных мероприятиях, хорошо учатся, помогают друг другу. В коллективе отсутствуют межличностные конфликты.

Стремление к поиску новых оригинальных решений, отсутствие «боязни» учиться, умение взаимодействовать в коллективе, желание достичь успеха, развитое творческое начало в моих учениках – результат и моего труда.

Завершить обобщение опыта хочу словами Марка Максимовича Поташника: «Педагогическиё труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих, всегда нестандартных факторов».