СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, появление книги на Руси




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

Книга пришла к нам из глубокой древности. Какова же ее история на Руси?

Когда на Руси появились книги?

Книги на Руси появились еще до принятия христианства (988 год). Эти древние памятники письменности до нас не дошли — они погибли во время пожаров, наводнений, войн, а иногда и по причине людского невежества. Первое летописное упоминание о книге встречается в «Повести временных лет» и относится к 988 году. Там рассказывается о крещении киевлян великим князем Владимиром Святославовичем и о том, как «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное».

           

Таким образом, «учение книжное» насчитывает более 1000 лет.
Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собою переводы Библии, богослужебных и исторических книг. Под влиянием этой письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Первые школы на Руси.

Особого размаха «книжное учение» достигло при князе Ярославе Мудром (978-1054) — под 1028 годом летопись отмечает, что этот князь «собрал 300 детей от старост и попов, дабы учить их книгам». Князья Владимир и Ярослав создали первые школы на Руси. Кроме чтения, письма и пения, в этих школах учили грамматике, риторике, философии, давались сведения по истории, географии и естествознанию.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.
Школяру, пришедшему в школу утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву.
Затем ученики подходили к старосте, выдававшему книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом, соблюдая при этом следующие наставления:
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего ...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся ...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно ...
Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное.
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте ...
Книг аще кто не бережет,
Таковый души своей не бережет ...
Ленивых, нерадивых и строптивых учеников наказывали розгами:
Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят на долгие времена ...
Розга ум вострит, возбуждает память.
Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан.

     

Открывались и женские школы. Так в 1086 году княгиня Анна Всеволодовна при Андреевском монастыре в Киеве организовала школу для 300 девочек, где их обучали «писанию, такоже ремеслам, пению, швению ...»

Первые библиотеки на Руси.

Книгу на Руси издавна любили и почитали. Вот что сообщает летопись («Повесть временных лет») о великом князе Ярославе Мудром: «и книги любил, читая их и ночью, и днем. И собрал он писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество ...» Из этих слов летописца можно заключить, что Ярослав организовал при Софийском соборе в Киеве скрипторий — мастерскую по переписке церковных книг, возможно, первую на Руси. Переводятся и переписываются прежде всего богослужебные книги. В этой же летописи сказано о создании при Софийском соборе библиотеки.
К несчастью, книги и иконы киевского Софийского собора погибли в огне 1240-го года, когда татары штурмом возьмут город.

Софийский собор, Киев, построен в XI веке
по образу и подобию Софийского собора в Константинополе
     

     

Эта библиотека была не единственной. Собрания книг были и в других городах. Основными обладателями книжных сокровищ были церкви и монастыри (в них хранилось 40% книжного фонда).
В XI-XII веках крупные библиотеки были в Киево-Печерском монастыре, в новгородском Софийском соборе и новгородском Юрьеве монастыре.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, построена в XI веке
Киево-Печерский монастырь — самый знаменитый монастырь в древ­нейшую эпоху. Он назван так потому, что его первые обитатели жили в подземных пещерах. Его основатели святые Антоний и Феодосий.
     


Софийский собор, Новгород, построен в XI веке
     

     
Легенда о голубе: На кресте центрального купола Софийского собора находится фигурка голубя. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После этого Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Юрьев монастырь под Новгородом, построен в XII веке
(место, где начинаешь понимать, что такое гармония)
     

           

Монастыри были центрами книжности и образованности. Там монахи не только обуча­ли «учению книжному», но и занимались перепиской книг, летописанием. Среди рус­ских князей также было немало эрудитов, книжников, авторов и даже переписчиков книг (переписывание считалось важным искусством). Прежде всего, это князь Влади­мир Мономах, автор «Поучения детям».
Книжными искусством также занимались княж­на Ефросиния Полоцкая и князья Ярослав Галицкий и Владимир Волынский.
Уже со времени правления Ярослава Мудрого большое распространение получает наиболее значительный вид повествовательной литературы Древней Руси, исторические произведения — летописи. Крупнейшим центром русского летописания в XI-XII веках был Киево-Печерский монастырь (первые монахи жили там в пещерах). Там трудились в разное время пять древнерусских писателей. Летописцы этого мо­настыря создали обширные летописные своды — драгоценные свидетельства прошлого русской земли. На основе ранних летописных сводов был создан около 1113 года общерусский летописный свод «Повесть временных лет».
С большим искусством в торжественно-эпическом тоне автор «Повести...» летописец Нестор рассказывает о возникновении Руси, о ее историческом месте среди других государств мира. (Семнадцатилетним юношей Нестор пришел в Печерскую обитель и постригся в монахи.)
Летописи Нестора и его современников не дошли до нас. Они были уничтожены во время монголо-татарского нашествия в XIII веке. Но летописание не остановилось. Книжники последующих веков продолжили труд киевских летописцев. С благоговением относясь к слову они включали в составляемые ими произведения текст «Повести временных лет», не считая себя его авторами. У летописи не могло быть автора, ибо она составлялась веками. «Чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла», — как записал в своем духовном завещании Московский князь Симеон Гордый.
Из монастырей шло распространение книжности по всей Руси. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера перекочевывали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. Нередко писцов и писателей приглашали из-за границы.

Сколько всего книг было в Древней Руси?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ученые делают следующие расчеты. Центрами просвещения, и книжности в Древней Руси были храмы и монастыри. Они были и главными древнерусскими книгохранилищами. Храм не может существовать без книг — по ним совершается церковная служба. Для того, чтобы совершать богослужение, необходимо иметь в наличии по крайней мере восемь богослужебных книг. Вообще же их число достигает 26-ти. Исследователи считают, что в Древней Руси до XIII века было построено около 10 тысяч храмов. Таким образом, только богослужебных книг на Руси X-XIII веках, вероятно, было около 90 тысяч.
Но в библиотеках монастырей и больших храмов (соборов) имелись книги, предназна­ченные и для домашнего чтения. Это были, как правило, жития o святых, летописи, хронографы, княжеские родословцы, юридические сочинения... С учетом этого можно считать, что книжные богатства Древней Руси составляли 130-140 тысяч томов.

           

Из них до нас дошла только малая часть — менее 1%. По данным Археографической комиссии, от XI века сохранились 33 рукописи, а от XII века — 85 рукописей.
Наверное, вы замечали, что книги, которые много и часто читают (ваши учебники, например), портятся. У них отрывается обложка, ветшают углы, за которые берутся, перелистывая страницы, выпадают листы (обычно в начале и в конце книги). Так же ветшали и древние пергаменные рукописи. Кроме того, им грозили прожорливые насекомые, которые прокладывали ходы в толще книжных страниц, да и грызуны (мыши и крысы) не прочь были попробовать пергамен (иногда ещё и закапанный сальными свечами!) на вкус.
Говорят, что и знаменитая библиотека Ивана Грозного была съедена. Правда не мышами, а осаждёнными в Кремле в начале XVII века голодными поляками.
Множество книг погибло в пожарах, множество было уничтожено во время войн. Только за период с XIII по первую половину XV века Русь, по подсчетам историков, провела больше 160 войн с внешними врагами. Для книжных богатств особенно катастрофичными были княжеские междоусобицы, нашествия монголо-татар, набеги крымских и казанских ханов…
Древнерусские книги погибали не только от пожаров и войн. Гибли они и от человеческого невежества и равнодушия. Особенно много книг было уничтожено в XVII веке во время реформ патриарха Никона, когда только после одного из сожжений было увезено с пожарища шесть возов застежек для книг.
Разительные примеры уничтожения книг мы можем найти даже в нашей недавней истории. В наш просвещенный XX век много книг погибло во время разорения церквей и монастырей в 30-е годы, когда под лозунгами борьбы с религией шли в макулатуру или сжигались ценнейшие рукописи и старопечатные книги. Остались единицы, случайно сохранившиеся, носящие на себе дыхание седой древности.
Книги эти ценны не только их древностью и редкостью, но и содержанием. Они учат нравственности, любви к Отечеству, к ближнему своему. Стихотворение Анатолия Жигулина «Из российской истории» (1976 год) рассказывает о разорении монастыря в годы «воинствующего атеизма»:

Мне страшную быль рассказали —
Ее повторить я готов, —
Как древние книги сжигали
В начале тридцатых годов,

Далёко, на Севере где-то,
Стоял монастырь у воды,
Стоял на окраине света,
Не видел татарской орды.

Тевтонцы туда не пробились,
Ни ляхи, ни Наполеон.
Там древние книги хранились
Еще с византийских времен.

... Костры полыхали багрово,
И отблеск плясал на стене.
И, может быть, подлинник «Слова»
Сгорел в том ужасном огне.

Горели и акты, и святцы,
Сказанья Родимой Земли...
Да что ж вы наделали, братцы!
Да как же вы это смогли?!

Кто был первым русским писцом?

Первый известный нам древнерусский писец, поп Упырь Лихой (разумеется, это не было его христианским именем) работал в Новгороде в 1047 году. Он написал «Книгу Пророков» (одна из частей «Библии»). Эта книга не сохранилась, но в более поздние времена с нее изготовили копию, в которой упомянули имя древнего мастера.
Фрагменты древнейшей «Саввиной книги», которую ученые относят к X-XI векам, хранится в Москве в Центральном государственном архиве. Книга называется так, потому что в нижней части одного из листов была обнаружена запись: «поп Савва писал». Переписчик этой рукописи Евангелия также оставил нам своё имя.

Трудная судьба первой русской книги.

Древние римляне говорили, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. История «Остромирова Евангелия» удивительна.
Оно является самой древней русской датированной книгой, которая целиком дошла до наших дней и была написана в Новгороде в 1056 году. В Евангелие есть не только дата его изготовления, но и имя переписчика. На последней 295 странице кодекса начертано: «Аз Григорий диакон написах Евангелие сие». Излишней скромностью диакон не отличался — свое имя он написал буквами самыми большими во всей рукописи.


Далее диакон Григорий сообщает, что переписал это Евангелие по заказу именитого новгородского посадника (мэра) Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава Ярославича (сына Ярослава Мудрого), работа была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года (таким образом, книга создана за семь месяцев). Особо подчеркнуто высокое положение заказчика книги Остромира, который являлся представителем одного из самых влиятельных русских родов: его дед — Добрыня (послужил прообразом для былинного Добрыни Никитича) — был дядей князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь.
Остромир был первым владельцем Евангелия, поэтому оно и называется «Остромирово Евангелие». Его роскошное оформление и отличная сохранность свидетельствуют о том, что эта книга с самого начала не была предназначена для повседневного употребления. Видимо, предполагалось использовать ее для осуществления церковных обрядов в Софийском соборе в Новгороде. Не случайно поэтому на первом листе книги позднее было помечено: «Евангелие Софийское Апракос», то есть тексты там расположены по дням недели в соответствии с богослужением.


Вскоре Остромир во главе новгородского ополчения отправился в военный поход «на Чудь» и был убит. Евангелие же оставалось в новгородском Софийском соборе на протяжении нескольких столетий.
В Новгородском же Софийском соборе, крупнейшей книжной сокровищнице Руси, создавались и хранились списки новгородских летописей, своды законов, произведения древнерусских писателей.
Библиотека Софийского собора была настоящим кладезем уникальных письменных источников; это были различные богослужебные книги, жития святых, переводы греческих и латинских авторов, исторические и назидательные сочинения. Сохранившиеся до наших дней книжные богатства библиотеки Софийского собора размещаются в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и насчитывают 1575 рукописных книг.
«София Новгородская» была не только духовным центром новгородской земли: в этом соборе, например, хранились образцы мер и весов, что было принципиально важно для торговой республики, какой был Новгород.
     


Евангелие — самая важная для христиан часть Библии. Оно рассказывает о земной жизни Христа, о его крестной смерти и воскресении. Евангелие читается в самые торжественные моменты богослужения, хранится на самом почетном месте — в алтаре на святом престоле. Поэтому и отношение к Евангелию в Древней Руси было особенное. Его берегли как святыню.
Богослужебные напрестольные Евангелия старались не только красиво написать, но и богато украсить окладом (переплет, изготовленный из серебра и золота).
«Остромирово Евангелие» имеет размеры 35 × 30 см и содержит в себе 294 листа красивого уставного письма в два столбца. Для изготовления такого количества пергаментных листов требовалась кожа 175 телят. Добавлю, что вес его — 6 кг.

       

В XVIII веке об «Остромировом Евангелие» упоминается в описях одной из церквей Московского Кремля. Можно предположить, что книгу вместе с другими драгоцен­ностями и памятниками древне-русской культуры вывез из Новгорода царь Иван Грозный. (Он подозревал этот вольный город в измене и жестоко разгромил его в 1570 году.) Петр I, собирая разные редкости, захотел ознакомиться с древнейшей из сохранившихся русских книг. Евангелие отправили в Санкт-Петербург.
Вскоре царь умер и Евангелие ... потерялось. Нашел его через 80 лет секретарь Екатерины II, который после ее смерти случайно обнаружил эту ценную книгу в гардеробе императрицы. В 1806 году «Остромирово Евангелие» передали в императорскую Публичную библиотеку — ныне это Российская национальная библиотека, где эта святыня хранилась под стеклом в особой витрине. Здесь оно хранится и сегодня.
Но это еще не все приключения наидревнейшей русской книги. В 1932 году с ней приключилась криминальная история. В Отделе рукописей Публичной библиотеки сломался водопровод. Сантехнику, который чинил его, понравился блеск серебряного оклада Евангелия. Он похитил книгу прямо с витрины, где лежала до этого 80 лет, содрал оклад, а бесценную рукопись забросил за шкаф.
Хорошо, что преступника поймали в тот же день.
А Евангелие решили больше не переплетать. Листы сшили в тетради хирургическим шелком и поместили в футляр из полированного дуба.
В годы Великой Отечественной войны «Остромирово Евангелие» было бережно вывезено в глубокий тыл и лишь по окончании войны вернулось в Ленинград, на свое постоянное место.
«Остромирово Евангелие» является одним из драгоценнейших памятников мировой культуры, поэтому доступ к нему имеют только хранители этой книги да самые опытные ученые — языковеды, историки и книговеды. Но с недавнего времени эта древняя книга стала доступна и более широкому кругу читателей: в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, было выпущено в свет факсимильное издание «Остромирова Евангелия». Пять тысяч экземпляров этого издания разошлись по свету, и теперь множество любителей древнерусской книги могут изучать этот величайший памятник православной культуры России.
Санкт-Петербург, 8 апреля 2007 года.
В честь Пасхи в Гербовом зале Государственного Эрмитажа проходят торжества, посвященные 950-летию создания «Остромирова Евангелия». Впервые после 1806 года в Зимний дворец на несколько часов вернется и будет доступен для обозрения его фрагмент.
А 9 апреля святыню увидят верующие в Исаакиевском соборе, где пройдет Пасхальное богослужение. Впервые за 200 лет фрагмент «Остромирова Евангелия» будет принесен на Пасхальную службу.

     

Накануне в Российской национальной библиотеке состоялась торжественная церемония, посвященная завершению работ в ЦКБ «Рубин» по созданию ларца-витрины для защиты фрагмента рукописи «Остромирова Евангелия». Ларец — уникальное инженерное изделие, позволяющее с высочайшей степенью надежности и безопасности хранить, транспортировать и экспонировать раритет с текстом пасхального богослужения в музеях и храмах без опасности повреждения и утраты древней святыни.

Как писалась древнейшая русская книга?

На одной старинной книге есть такая надпись: «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя». Это потому, что ее владелец очень дорожил книгой. В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной рукописи книги уходило иногда по 5-7 лет. Писец должен был обладать четким и красивым подчерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.
Почти семь месяцев трудился дьякон Григорий над «Остромировым Евангелием». В нем 294 пергаменных листа, большого формата. Таким образом, в день дьякон успевал написать не более 3 страничек. Это был тяжелый и изнурительный труд. Его успешное окончание было праздником.


«Как радуется жених невесте, так радуется писец, видя последний лист» — так напишет другой писец (в 1164 году, дьякон Добрило) в конце начертанного им Евангелия.
Работа над книгой считалась богоугодным и почетным делом. «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину – оружие, кораблю – ветрила, так и праведнику почитание книжное». В старину говорили, что от списывания книг «трое благо получишь: первое — от своих трудов питаешься, второе — праздного беса изгоняешь, третье — с Богом беседовать научишься». В целом ряде записей писцы сообщают, что они работают над книгой вечером или даже ночью: «Уже нощь, вельми темно». Извиняясь за допущенные ошибки, переписчики ссылаются на «дремание». Возможно, книги писались этими людьми в свободное от основных занятий время.