СОШ 8 Подольск, Пером и кистью, оформление книги




П е р о м   и   к и с т ь ю   (о русских рукописных книгах)


Похвала книге

Праздник
славянской
письменности


Святые Кирилл
и Мефодий


История
письменности


Появление
книги на Руси


Анна Ярославна
— королева
Франции


Оформление
книги


Украшение
книги


Книжный
орнамент


Книжные стили

Книгопечатание
_________________

_______________


автор сайта

На чем писали?

Вы все знаете, что первым материалом, на котором писали египтяне, был папирус. Он изготавливался из особого вида тростника, росшего по берегам Нила. Папирус прочен, но ломок, поэтому самой древнейшей формой книги был свиток. Самой большой библиотекой была Александрийская библиотека. К сожалению, она сгорела, ее подожгли христиане-фанатики.
Папирус растет в жарких странах на мелководье, недалеко от берега. Похож он на осоку (болотную траву), хотя и выше ее. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного ложился на край другого. Поперек одного слоя стелили новый и спрессовывали. Склейвался папирус сам, собственным соком, выдавленным прессом при нажатии. Писали египтяне заостренными палочками с расщеплёнными (как у пера или перьевой ручки) кончиками.
Кстати, помимо папируса, египтяне изобрели всем знакомый пенал. Там лежали палочки для письма. В нем же были выдолблены два углубления для краски — одно для черной, другое для красной.
Большие тексты писали на длинных полосах папируса (свитках) длиной иногда до 40 метров! Их наматывали на деревянный или костяной стержень и прятали в кожаный футляр с крышкой. К верхнему краю свитка прикрепляли кожаный ярлычок на шнурке, где было название.
Древние библиотеки состояли именно из таких свитков.
В Вавилоне писали острой палочкой на табличках из мягкой глины, затем их сушили и обжигали. Из табличек составлялись книги и даже целые библиотеки. Таким библиотекам пожары были не страшны, и одну из них археологи лет сто назад раскопали в Ниневии (столица Ассирии); эта библиотека принадлежала царю Ашшурбанипалу (VII век до нашей эры).

   

Китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шелке.
Ну а на Руси простой народ писал на берестяных грамотах. Такие грамоты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Москве. Береста хорошо сохраняется в земле.
Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Буквы процарапывали, точнее выдавливали на поверхности бересты костяным, металлическим или даже деревянным стержнем с острием на одном конце и с лопаточкой на другом. Такое «писало», как его называли в Древней Руси, подвешивали к поясу и хранили в специальных кожаных чехлах.
Берестяные грамоты — открытие в археологии: в них запечатлелась предыстория русской книги. Содержание грамот разнообразно: частные письма с забавными прибаутками, и ком­мерческие записи, завещания и всякого рода распоряжения. Здесь есть письма ремесленни­ков, купцов, землевладельцев, крестьян, чиновников и духовенства. Примечательная особен­ность писем на бересте — их язык, не книжный, не канцелярский, а разговорный, непринуж­денный. Тематика писем необъятна. Есть среди них и любовные. А иначе какая же почта без них! «Писала к тебе трижды» — так начинает письмо, полное укоров возлюбленному, девушка. «Приходи в субботу к ржаному полю» — пишет в записке юноша. На маленьких кусочках берёзовой коры находят и предложение выйти замуж, и свидетельства домашних ссор, и заговоры от болезней.
Однажды археологи раскопали в Новгороде сразу шестнадцать берестяных грамот XIII века. Они представляли собой упражнения мальчика Онфима. На одном из кусочков бересты мы видим алфавит, нацарапанный неумелой рукой: некоторые буквы пропущены — ученик ещё не твёрдо знал азбуку. А потом Онфим совсем запутался и стал придумывать буквы.
На другой грамоте — тоже алфавит, но более полный, без пропусков, а за алфавитом следует целое упражнение. Мальчик выписывает слоги: «ба, ва, га...» и так до «ща», затем: «бе, ве, ге...». На обороте мальчик процарапал рисунок. По-детски неумело он изобразил себя смелым всадником, поражающим копьем врага (это была эпоха великих побед Александра Невского), а рядом написал свое имя. А на других рисунках Онфим изобразил зверей, людей и всадников.
Глядя на неумелые каракули, понимаешь, сколько бересты нужно было содрать с несчастных берёз, чтобы научить писать одного мальчика.
Но оказывается, что для школьных упражнений использовали и более удобные «тетради» — церы. Цера — это небольшая деревянная дощечка с углублением на одной стороне, в которое заливали воск. Дети учились выписывать буквы на воске, с которого легко было стереть неудачную надпись или освободить место для нового упражнения. Такие дощечки-тетради тоже встречаются среди архео­логических находок. Церами пользовались не только славяне, но и древние римляне и греки. Связанные между собой церы назывались кодекс.
13 июля 2000 года на Троицком раскопе в Новгороде археологи нашли древнейшие церы, уникальный памятник древнерусской письменности 1010 года (примерно). Три деревянные дощечки 20 х 16 см, покрытые воском и полностью исписанные псалмами царя Давида, приобрели широкую известность и получили название «Новгородской псалтири».
Некоторые люди с удовольствием демонстрировали своё владение письмом на стенах церквей. Надписи, процарапанные на стенах, называются граффити. В киевском и новгородском Софийских соборах (одни из самых древних каменных построек на Руси) было обнаружено множество граффити разного содержания (размышления о жизни, жалобы, молитвы), свидетельствующих и о том, что грамотных людей на Руси было много, и о том, что они не всегда правильно выбирали место и время для своих упражнений в искусстве письма.
Позже основным писчим материалом стал пергамент (иногда пишут «пергамен») — это тонко выделанная кожа молодых животных. Его изобрели во II веке до нашей эры в Малой Азии. По традиции происхождение пергамента связывают с малоазийским городом Пергамом (ныне Бергам), где существовали большие мастерские по его изготовлению.
Приготовление пергамента требовало большого умения и мастерства. Для этого использовались кожи телят, козлят и овец. Самый хороший пергамент получался из кож молодых ягнят. Шкурки обрабатывались золой и поташом, тщательно очищались от мяса, шерсти, обезжиривались мелом, разглажи­вались пемзой и выстругивались ножом для получения ровной поверхности. Выделанный пергамент был белого или желтоватого цвета.
Пергамен хорошего качества — белый и гладкий, на нем не бывает больших дыр, мелкие разрывы аккуратно зашиты тонкими льняными нитями. Глядя на темноватый пергамен низкого качества, порой можно определить, какой масти был телёнок. У листов такого пергамена края могут быть неровные, а поверхность — шершавой. Прочные пергаменные книги служили людям веками.
Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур животных (целое стадо!). От опыта мастера во многом зависело качество пергамента. Хороший пергамент ввозился из Византии и из западных стран. В XIII веке появляется и русский пергамент. На Руси пергамент часто называли «кожами», «мехом», «телятиной» или «харатьей».
По сравнению с папирусом пергамент имел преимущества. На нем писали с обеих сторон листа, чернила легко снимаются с пергамента, поэтому его можно использовать вторично. Когда-то пергамент по традиции сворачивали в свиток. Но его, в отличие от папируса, можно было сгибать, он не ломался.
Первые книги из пергамента похожи на тетрадки: это согнутые вдвое и прошитые шнурками листы. Кстати отсюда происходит всем знакомое слово тетрадь: брали 4 листа, складывали каждый пополам и прошивали вместе, получалась книжица — «тетрада» (дословно с греческого «четверка»). Несколько таких тетрадок помещали между двумя дощечками. Отсюда фразеологизм — «прочитать книгу от доски до доски». Тетради нумеровались буквами. Буква стояла только на первой странице тетради. Позже переплет книг стали обтягивать кожей. Появилась новая форма книги из многих страниц. Она называлась кодекс.
Русская рукописная книга имеет форму кодекса. Ее основой является шестнад­цатистраничная тетрадь, состоящая из четырех сфальцованных пополам и подобранных вкладкой листов, заключенных в жесткий переплет, служащий надежной защитой страниц книги от повреждений и воздействия времени.
Вследствие дороговизны пергамента его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже не нужным. Такой материал называется палимпсестом, от греческого выражения «снова скоблю». И хотя обработанный таким образом пергамент был вполне пригоден для нового письма, все же контуры прежних букв проступали. Именно благодаря этому современные исследователи при помощи рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей могут восстановить более ранний, иногда очень редкий текст.
Много палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Европы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.
Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплетов.
Бумагу изобрели в Китае еще в давние времена. А в Европе она появилась в XII веке и стала медленно вытеснять пергамент. Бумага имеет ряд особенностей, могущих служить показателем ее датировки. Одной из таких особенностей являются так называемые водяные знаки. До изобретения машинного способа бумагу делали вручную. Материалом служило пеньковое или льняное тряпье.
До XVIII века бумага в России была преимущественно привозной. Попытки наладить ее отечественное производство, сделанные в XVI и XVII веках, были малоуспешными. Наиболее ранней по времени импортной бумагой была итальянская, позднее стала поступать французская и немецкая бумага.

Как писали?

Судя по изображениям на старинных миниатюрах, писцы сидели на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Лист они держали на коленях (подставив под ноги небольшую скамеечку), а переписываемая книга лежала на специальном пюпитре.
Письменные принадлежности — шило и циркуль для разметки страниц, ножик и пемза для подчистки ошибок, перья, чернильница и другое раскладывались на специальном столике. Пергамент сначала разлиновывали при помощи линейки (или циркуля) и тупого шильца. Линии должны были быть параллельными и с равными промежутками. Отчерчивались и поля.
Затем писец клал пергамент на колени и начинал тщательно выписывать каждую букву. Если он делал ошибку и замечал это, то подчищал это место ножичком, покрывал белилами и писал вновь.
Рукописи большого формата писали в два столбца — так было удобнее читать. Именно так написано «Остромирово Евангелие». В каждом столбце по 18 строк. В книгах средних и малых форматов писали в один столбец. Нередко этот столбец заканчивался «воронкой», иногда фигурной.
Основным инструментом писца было гусиное перо. Извлекали его из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо полагалось заточить небольшим ножичком, который с тех пор и называется «перочинным».
Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий и влажный песок (или золу). Затем делали перочинным ножичком надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Богатые писцы пользовались лебяжьими и павлиньими перьями.
Каким бы трепетным ни было отношение к книгописанию, писцы нередко позволяли себе небрежничать, отвлекаясь на дружеские беседы или трапезу. Здесь любопытно заметить, что обета молчания во время работы, как это было принято в западных странах, на Руси не было.
В Древней Руси часто писец был и переводчик, и писатель, и редактор, и художник. Переписчики зачастую изменяли переписываемое произведение в соответствии со вкусами и запросами своего времени.

Рецепт чернил.

Особенно тщательно подбирались чернила. Чтобы чернила были «добрыми», составляли сложные рецепты. В ход шли толченые чернильные орешки, дубовая, яблоневая или ольховая кора, сажа, уксус, жженое сено, вишневый клей или камедь, квас или кислые щи, мед и, наконец, гвозди или ржавое железо. Все это настаивалось несколько дней в теплом месте; иногда перемешивалось, процеживалось; сладость смеси испытывалась языком.
В старых рукописях применялось двухцветное, а иногда и многоцветное письмо. Инициалы, заголовки, а также те фразы, которые писец хотел выделить, он писал красной киноварью. Начальную строку новой главы также выделяли красными чернилами. Отсюда и пошло выражение «начать с красной строки» или «рубрика» (от латинского «ruber» — красный). В парадных, торжественных изданиях пергамен или бумага специально тонировались, текст писался золотом или серебром. Для этого золотой (серебряный) порошок смешивали с рыбным клеем.
Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранил в песочнице — сосуде, похожем на современную перечницу.

Каким должен быть подчерк?

Древнейший рукописный подчерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили с особой тщательностью. Примером уставного письма может служить исключительно красивый тип письма «Остромирова Евангелия».


Для XI-XIV веков характерным было уставное письмо, которое определяли часто, как «медленное и торжественное, отличающееся архитектурным характером линий, имеющее целью передать красоту и торжественность церковного богослужения». Нередко говорилось об изысканной красоте и изяществе уставной графики, о ее особой чистоте и строгости.
Буквы устава отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Форма букв приближалась к квадрату. Каждая буква писалась отдельно от другой. Старый устав не знает промежутков между словами, не было сокращений и надстрочных знаков. Перо, которым писали, было ширококонечным. Это ранняя форма кириллицы. Более поздний устав имеет немного вытянутые буквы.


Кроме «Остромирова Евангелия» сохранились еще три старинные рукописные книги, написанные на пергамене величественным уставным письмом: два «Изборника» великого князя Святослава (1073, 1076) и «Мстиславово Евангелие» (1115).
«Изборник Святослава» 1073 года называют «первой русской энциклопедией». Она содержит более 400 статей по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике и поэтике, этике и логике.
Сборник статей переписан дьяком Иоанном по заказу старшего сына Ярослава Мудрого, киевского князя Изяслава. Позднее эта книга досталась брату Изяслава — Святославу (второму сыну Ярослава Мудрого), который приказал дополнить рукопись пергаментными листами с миниатюрами.
В начале книги помещена миниатюра, на которой изображен групповой портрет семьи князя (первый русский портрет!). Сам Святослав с женой и маленьким сыном стоит впереди. Мать придерживает младшего. А во втором ряду четверо старших сыновей Святослава. Краски поблекли и кое-где стерлись. Фигуры выписаны в скованных, статичных позах, лица у всех членов княжеской семьи не очень выразительны. Но ведь именно такие портреты обычны для XI века.
На одной из миниатюр внутри богатейшего, красочного орнамента-рамки, находится изображение трехкупольной церкви, напоминающей своим силуэтом храм Святой Софии в Константинополе, столице Византии. На золотом фоне изображена многочис­ленная группа святых, впереди стоят семь святителей. Вверху, над всей композицией, и внизу, под ней, нарисованы павлины (символ бессмертия). Пестрота красок, в сочетании с золотом, усиливает парадность и богатство миниатюры.
Всего в книге большого формата 34 х 25 см 266 богато украшенных пергаменных листов. Парадное издание. В орнаменте книги использованы мотивы русского народного творчества.

     

Вторая книга скромнее первой, в ней почти нет рисунков. Начинается книга со «Слова некоего доброго старца о чтении книг». В нем восхваляются книги и те, кто их читает. Дается рекомендация: «Когда читаешь книгу, не торопись дочитать до конца, а подумай, о чем говорит книга, и трижды возвращайся к одной и той же главе». Хотя со времени написания «Изборника» прошло девятьсот лет, сказанное в нем о чтении книг не утратило смысла.
В сборнике говорится о правилах, которыми человек должен руководствоваться в жизни. В книге приведены рассуждения о вреде пьянства, о том, что не надо чрезмерно любить золото, о заботе и уважении к престарелым родителям. В одной из статей говорится: «Когда ты сидишь зимой в теплом доме, без боязни раздевшись, подумай об убогих, как они сидят скорчившись над малым огнем: глаза им разъедает дым, но греются только руки, а плечи и все тело замерзает».
«Изборник» 1076 года — первый дошедший до нас образец древне­русской книги для чтения не только церковно­служителей, но и мирян.
В то время «Изборники» были излюбленным и широко распространенным типом рукописной книги Древней Руси; в них входили притчи и фрагменты из «священного писания», нравоучительные изречения «отцов церкви» и античных философов, сказания, повести, поучения... В «Пчеле», «Златоусте» и других сборниках читатель мог найти слова Эсхила, Софокла, Сократа, Платона и Пифагора, а иногда и целые отрывки из их произведений.
Знаменитый «Домострой» (XVI век) регламентировал поведение человека в государственной и семейной жизни, а кроме того в нем были разные лечебники, травники, целебники.
«Мстиславово Евангелие» 1115 года на протяжении веков оставаясь эталоном священных евангельских текстов и художественным идеалом русского напрестольного Евангелия, воспринималось как духовное достояние нации, общерусская православная святыня. Недаром рукопись вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями была перенесена Иваном Грозным в Москву и вложена в царскую усыпальницу — Архангельский собор Московского Кремля.
Прав был один из создателей этого кодекса, в молитвенной записи подытоживший: «цену же Евангелия сего един Бог ведает».
Книга была изготовлена по поручению новгородского князя Мстислава Великого для церкви Благовещения на Городище. Из приписок известно, что писал Евангелие Алекса, сын пресвитера, а «золотом писал» Жадан; Евангелие отвозилось в Царьград, где переплёт был богато украшен золотом, эмалями и драгоценными камнями.

   


В XV веке в России на смену пергаменту пришла бумага (ее изобрели в Китае во II ве. В нем есть сокращенияке нашей эры, а в Европе она появилась в XII веке). Этот более дешевый материал облегчил и ускорил процесс письма.
В конце XIV веке уставное письмо сменяется полууставом. Он соединяет в себе «цели удобства письма и четкости». Возникновение полуустава ученые относят к тому периоду, когда русская письменность переросла церковные рамки, книга стала широко обращаться среди населения.
Буквы полуустава уже имели некоторый наклон и округлость, они были проще в очертании. Будучи, действительно, четким и удобным полууставное письмо мощно вошло в русскую книжность и даже получило статус «книжного письма».
Полуустав отличался от устава сокращениями в тексте — экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком титло — горизонтальной волнистой линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например, Бог, Богородица, Евангелие, Государь...
Появились слитные буквы (лигатуры). Из Византии было также заимствовано применение знаков ударений («силы»).
Полууставной графикой для создания книг пользуются до сих пор.


Почти одновременно с полууставом получает распространение скоропись или «деловое письмо». Для нее типичны многочисленные сокращения и раскованное, безотрывочное написание соседних букв.
Возникновение скорописи, позволившей существенно ускорить процесс письма, связано с развитием дипломатической, административной и хозяйственной переписки в условиях образования русского централизованного государства. Скоропись, в «качестве орудия практических целей», просуществовала до XVIII века. Однако книги, особенно церковные, чаще писали полууставом.
Сравните все три рукописных подчерка (устав, полуустав и скоропись):