Тест по русскому языку

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?
(A)   цель         (B)   жилище         (C)   смеяться         (D) сияние
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
(A)   нАверх         (B)   клялАсь         (C)   отрОчество         (D)   сОзыв
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно-надменный»?
(A)   высокомерный         (B)   фамильярный         (C)   тщеславный         (D)   алчный
4. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
Последние десятилетия характеризуются широким распространением

(A)   разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в элект­ронном виде на различных информационных носителях.
(B)   Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
(C)   Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
(D)   Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
(A)   пара туфель                   (B)   несколько полотенец
(C)   опытные доктора         (D)   около пятиста километров
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Получив начальное домашнее образование в Москве

(A)   Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
(B)   двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.
(C)   этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.
(D)   дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
(A)   Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев.
(B)   Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
(C)   Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
(D)   Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».
Прочитайте предложения и выполните задания A8–A11.

А. Европа — колыбель культуры, а Греция — колыбель европейской цивилизации.
Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.
В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.

8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

(A)   А, В, Б, Г       (B)   Б, В, А, Г       (C)   В, А, Г, Б       (D)   А, Г, В, Б      
9. Сколько грамматических основ в предложении В?
(A)   пять       (B)   две       (C)   три       (D)   четыре      
10. Укажите верную характеристику предложения Г.
(A)   сложноподчиненное       (B)   сложносочиненное
(C)   сложное бессоюзное       (D)   простое с однородными членами
11. Укажите правильную характеристику слова непоколебимой из предложения Г.
(A)   действительное причастие       (B)   страдательное причастие
(C)   прилагательное       (D)   деепричастие
12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
(A)   переплётчик       (B)   выдёргивая       (C)   избегающий       (D)   воспитатели
13. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.
Берега Онежского озера были  освое..ы  ещё в III тысячелетии до нашей эры.

(A)   Пишутся две буквы  НН, так как это прилагательное образовано от местоимения свой с помощью суффикса  -ЕНН-.
(B)   Пишется одна буква  Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола освоить.
(C)   Пишется одна буква  Н, так как это причастие без пояснительных слов.
(D)   Пишутся две буквы  НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание  -НН-.
14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
(A)   разв...вать (ум), р...цензия, зап...реться
(B)   доб...ваться (успехов), д...кларация, перест...лать
(C)   выч...слить, д...апазон, изб...рательный
(D)   чу...ства, безмол...ствовать, филосо...ский
15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
(A)   пре...почтение, о...бросить, на...строчный
(B)   бе...болезненно, бе...фокусный, в...бодрить
(C)   пр...сечь, непр...хотливо, пр...суждение
(D)   дез...нтеграция, мед...нститут, по...ск
16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
(A)   усво...шь, независ...мый           (B)   брос...шь, подозрева...мый
(C)   встрет...шь, расходу...мые       (D)   постав...шь, пригрева...мое
17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. налаж...вать           Б. сбивч...вый           В. откле...ваться             Г. стержн...вой

(A)   А, Б, Г           (B)   А, Б, В           (C)   В, Г           (D)   А, В, Г
18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
(A)   Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.
(B)   Я поселился в (не)большой, но уютной комнате.
(C)   В квартире все оставалось (не)тронутым со дня отъезда Лизы.
(D)   Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.
19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

(A)   (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
(B)   Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
(C)   Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЕТ не поступили.
(D)   ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

(A)   (Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
(B)   Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
(C)   Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
(D)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

(A)   1             (B)   2, 4             (C)   1, 4             (D)   1, 3
22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

(A)   1, 2, 3, 4, 5             (B)   1, 2             (C)   3, 4, 5             (D)   1, 3
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.
(A)   В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
(B)   Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.
(C)   Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.
(D)   У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Писатель — не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

(A)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
(B)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
(C)   Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
(D)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

(A)   1, 2             (B)   2             (C)   3             (D)   2, 4
26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

(A)   1, 2, 3, 4             (B)   2, 3             (C)   2, 4             (D)   1, 3, 4
           

вопрос 01
вопрос 02
вопрос 03
вопрос 04
вопрос 05
вопрос 06
вопрос 07
вопрос 08
вопрос 09
вопрос 10
вопрос 11
вопрос 12
вопрос 13
вопрос 14
вопрос 15
вопрос 16
вопрос 17
вопрос 18
вопрос 19
вопрос 20
вопрос 21
вопрос 22
вопрос 23
вопрос 24
вопрос 25
вопрос 26